Использование творческих заданий на уроках русского языка, как средство развития письменной речи у школьников в 3 классе
Морозова Д.А.
Учитель начальных классов
ГАПОУ СО «НТПК №1»
Свердловская область, г. Нижний Тагил
Использование творческих заданий на уроках русского языка, как средство развития письменной речи у школьников в 3 классе
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы использования творческих заданий для развития связной речи учащихся. Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них – творческие задания. Применение творческих продуктивных заданий помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, развивает их речевое творчество, коммуникативные умения, формирует способность к смысловому чтению и тем самым помогает повысить эффективность современного урока.
Ключевые слова
Творческие задания, процесс обучения и воспитания, развитие письменной речи учащихся.
В данный момент в педагогической практике наблюдается повышенный интерес к использованию творческих заданий при обучении младших школьников письменной речи. Однако результаты исследований показали, что при анализе, переработке и создании таких заданий учащиеся начальных классов, как правило, опираются на собственный, зачастую интуитивный, опыт. Тот факт, что в некоторой учебной литературе уделяется сравнительно небольшое внимание работе с творческими упражнениями, обуславливает невысокий (по сравнению с возможным) уровень усваиваемых знаний, умений и навыков учащихся. Это доказывает необходимость использования творческих заданий в образовательном процессе, в том числе на уроках русского языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость того, чтобы у младших школьников, проучившихся четыре года в начальных классах, были сформированы: позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Поэтому развитие письменной речи – одна из важных и необходимых задач начального образования. С точки зрения благоприятных условий для развития письменной речи учащихся следует рассматривать уроки русского языка, на которых идет не только освоение графических навыков написания, но и применение норм письменного изложения речи. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, «что ученик должен знать?», но и формирование универсальных учебных действий, творческих способностей, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В реальное время в обществе сформировалось новое осознание ведущей цели образования. Одним из основных принципов обновления содержания образования считается его личностная ориентация, допускающая опору на субъектный навык учащихся, актуальны потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации интенсивной познавательной и созидательной деятельности учащихся, содействующей скоплению креативного опыта, как почвы, без которой самореализация личности на дальнейших шагах образования делается малоэффективной. Задачу педагога современные психологи и педагоги видят в формировании для любого учащихся сильной мотивации, в которой любой учащийся стремится узнавать новое, обогащая личную картину мира, овладевая учебной деятельностью.
Прогрессивная школа обязана приготовить человека мыслящего и чувствующего, который не только знает теоретический материал, но и умеет применить эти познания в жизни, который умеет общаться и владеет внутренней культурой. Приоритетное средство для этого – коммуникативное образование учащихся. Успешное речевое развитие определяет результативность усвоения школьных дисциплин, делает предпосылки для интенсивного участия в социальной жизни, обеспечивает учащихся важными способностями речевой деятельности. Научится грамотно и четко говорить, владеть отлично поставленным голосом, излагать личные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь формулировать собственные впечатлении различными интонационными способами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться важно любому человеку. Поэтому глобальной задачей на современном рубеже обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Одним из самых популярных творческих заданий на уроках русского языка является написание сочинения. Это задание требует не только умения правильно строить текст, но и выразительности, богатства языка и фантазии. Чтобы ученики не испугались такого задания, учителю необходимо объяснить им, как правильно выражать свои мысли на бумаге, как использовать богатый словарный запас и как структурировать свой текст.
Учителя начальных классов знают, что эффективность формирования познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка достигается через использование творческих заданий:
а) направленных на закрепление материала, используемых при обучении умениям и навыкам;
б) направленных на формирование понятий.
В) направленных на развитие памяти,
г) на развитие речи,
д) развитие внимательности,
Творческие задания используются на этапе применения учащимися усваиваемых знаний, умений и навыков в разнообразной практической деятельности. Такими видами творческих работ могут быть: сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, подготовить доклад, написать сказку и др.
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Поэтому задача педагога – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, раскрыть их взаимообусловленность. Только при таких условиях формируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Таким образом, у ребенка появляется желание выразить свои чувства и мысли при помощи слова как устно, так и письменно.
Одной из главных задач учителя по развитию речи учащихся является его умение задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в её обсуждении, тем самым активизировать работу ученика в этом направлении.
Наиболее успешно, на мой взгляд, развивается речь младших школьников при условии использования творческих продуктивных заданий. Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, требует применения знаний в изменённой или в нестандартной ситуации.
Под заданиями творческого характера понимают задания, которые формируют у учащихся способность и потребность самостоятельно находить вариативное решение не встречавшихся ранее учебных задач, расковывают мысль, стимулируют к созданию нового, ориентируют на самоопределение и самоактуализацию. Применять творческие задания мы можем на любом уроке.
В настоящее время в процесс обучения вводятся новые виды творческих продуктивных заданий. Фантазия – способность к творческому воображению. Без умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приёмы фантазирования:
1. Оживление. Детям, предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка, крапива и т. д
2. Приём “Бином-фантазии”, автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари. Для использования «бинома фантазии» берутся два слова, существительных, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Надо, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь создать единое, в данном случае фантастическое, целое. Вот почему хорошо, когда “бином фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке (Родари Д. «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», с.52).
Итак, возьмем два случайных слова: “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин: жираф с котенком, жираф у котенка, котенок жирафа, котенок на жирафе и т.д.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами решили пофантазировать на данную тему. Каждому ученику было предложено прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.
3. Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивают сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения. Нам в этой работе очень поможет прием «Сказки наизнанку». Суть приема заключается в полном или частичном искажении одного или нескольких элементов сказки.
Приемы фантазирования в работе со сказками:
Свойства наоборот – детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый. Или Красная Шапочка хулиганистая и непослушная, а волк бедный и несчастный, ножка у Золушки оказалась не миниатюрной, а, напротив, очень большой, внушительной);
«Новое слово» - детям предлагаются слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, 5 слов, подсказывающих сюжет сказки «Красная Шапочка»: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс 6 слово, постороннее, например, вертолет. Дети должны среагировать на новый неожиданный элемент, суметь использовать это слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст (получилась прекрасная история, в которой волка в момент, когда он стучался к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. Вертолет ринулся вниз, а волк наутек, прямо навстречу охотнику).
4. Фантастические гипотезы. Составление рассказа по начатой фразе:
– Я открыл дверь, а там…
– Я выглянул в окно и …
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
– из крана полилась газировка;
– из тучи вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна.
5. Письма сказочным героям, инопланетянам, вымышленным персонажам. Как вид сочинения. Этот вид работы учит правильно и образно говорить, развивает наблюдательность.
Хорошо развитая речь – это один из критериев успешного обучения. Речь – это способ познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения.
Письменная речь представляет собой один из основных видов речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка, важнейшей функцией которой является обслуживание процесса коммуникации.
Специфика письменной речи заключается в наличии собственных средств выражения, единиц и строя, причем в современной методической литературе принято различать письмо, в основе реализации которого лежит овладение графикой и орфографией, и собственно письменную речь, которая представляет собой процесс создания связного высказывания и в связи с этим требует от ученика владения речевым умением.
Эффективная работа с использованием творческих заданий на уроках русского языка в начальной школе очень важна, так как при такой форме работы происходит усвоение материала различных разделов.
В ходе работы было выявлено необходимость формирования творческих способностей в процессе обучения по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей.
Формированию творческих способностей могут помочь различные упражнения. Примером таких упражнений являются творческие задания.
Обобщая теоретические сведения, следует отметить, что работа по развитию творческих способностей в начальной школе состоит из нескольких этапов (подготовительный и исследовательский). Творческие задания имеют большое значение, а именно, учащиеся лучше усваивают учебный материал в изменяющихся условиях. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей.
Кроме того, творческие задания способствуют воспитанию аккуратности и опрятности у учащихся.
Творческие задания организуются и проводятся учителями в процессе работы по-разному, поскольку различен характер усваиваемых школьниками знаний, умений и навыков творческой, практической деятельности. Однако всем видам творческих заданиях присущи общие этапы работы и дидактические приёмы их подготовки и проведения.
Проводя анализ работы учителей начальных классов, мы пришли к выводу, что каждый из них использует творческие задания по-разному, достигает своей цели в развитии письменной речи младших школьников.
Творческие задания, используемые в начальной школе направлены на развитие у детей абстрактного мышления, пространственного воображения, произвольного внимания, речи. Они побуждают детей к активности, самостоятельности и уважительному отношению друг к другу.
Список использованной литературы:
- Горбенко И.А. Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста / И.А. Горбенко. – М.: Академия, 2010. – 320 с.
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй / Д.Родари. –М. :Прогресс, 2011. – 200 с.
- Сидорчук, Т.А. Технология составления творческих текстов по картине. Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б.Кузнецова. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо», 2013. – 190 с.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 140 с.