12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ависова Рамиля Фаткулбаяновна19


Муниципальное общеобразовательное бюджетного учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Бакалы

муниципального района Бакалинский район

Республики Башкортостан










Творческие задания как средство развития исследовательских способностей учащихся на уроках русского языка








Составитель: Ависова Рамиля Фаткулбаяновна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 с. Бакалы










Бакалы – 2022


Вступление

На своих уроках стараюсь научить детей от внешних языковых фактов и явлений идти к их истинной сути, дать простор для интеллектуального развития ребёнка, формировать умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. Ребята вовлекаются в научные дискуссии, становятся участниками поиска научной истины, овладевают способами познания: наблюдать факты языка, сопоставлять их, анализировать, обобщать, делать выводы. Научные знания помогают ученикам раскрыть красоту родного слова, его выразительность, меткость, богатство. Важное место на уроках занимает игра с языком, которая открывает большие возможности для детской выдумки и изобретательности.

В проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» акцент сделан не только на передаче знаний учащимся, но и на формировании их творческих компетенций, а обновление образовательных стандартов направлено в том числе и на возможность учеников уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире.

   С каждым годом всё более возрастает объём знаний, которые должны усвоить наши воспитанники. Требования к умственной деятельности учащихся растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остаётся на довольно низком уровне. Что же делать?

 В наши дни существуют специальные программы по работе с талантливыми детьми, а от учащихся с обычными способностями часто требуются лишь усреднённые, посредственные знания. А ведь сегодня, как никогда, нужны люди, способные нетрадиционно и качественно решать возникающие проблемы, творчески подходить к ним. И поэтому важно помочь раскрыть резервы своей личности каждому ученику и убедить его в том, что он может достичь гораздо большего.

Тема предлагаемого вашему вниманию пособия – «Творческие задания как средство развития исследовательских способностей учащихся на уроках русского языка».

 Творческие задания позволяют учащимся от внешних языковых фактов и явлений идти к их сути, формируют умение вдумываться, догадываться, понимать, доказывать, рассуждать. А эти навыки пригодятся им не только в школе, но и в дальнейшей жизни.  

Развить сразу весь комплекс исследовательских способностей учеников невозможно. Это требует длительной, целенаправленной работы. Познавательно-исследовательская деятельность должна составлять систему, позволяющую формировать и развивать креативные способности учащихся. Вашему вниманию мы представляем некоторые приёмы работы, позволяющие развить исследовательские способности учащихся на уроках русского языка.

С целью выявления интенсивности познавательных интересов учащихся можно воспользоваться методикой анкетирования.

                                  

Порядок проведения анкетирования

Отберите нужных вам учеников и предложите им ответить на вопросы анкет, постарайтесь сами ответить на некоторые из них, используя данные своих личных наблюдений за школьником.

1. Анкета для определения интенсивности познавательного интереса

1.Как часто ученик подолгу занимается умственной работой?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.


2.Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучиться, но самому найти ответ.

б) Когда как.

в) Получить готовый ответ от других.


3.Много ли читает ученик дополнительной литературы?

а) Постоянно много.

б) Неровно: иногда много, иногда ничего не читает.

в) Мало или совсем ничего.


4.Насколько эмоционально относится ученик к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) Очень эмоционально.

б) Когда как.

в) Эмоции ярко не выражены (здесь нужно учитывать общую эмоциональность ребёнка).


5.Часто ли ученик задаёт вопросы?

а) Часто.

б) Иногда.

в) Очень редко.


2. Анкета для определения уровня познавательных интересов


1.Связаны ли интересы ученика с выбором будущей профессии?

а) Связаны очень тесно.

б) Связаны, но мало сопровождаются соответствующей организацией деятельности.

в) Никак не связаны.


2.Обращается ли ученик к серьёзным источникам: пользуется научной литературой, работает со словарями и т.д.?

а) Постоянно.

б) Иногда.

в) Очень редко.

           

            3.Ставит ли ученик перед собой задачи, выполнение которых за один присест невозможно и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

а) Большинство занятий подчинено этому принципу.

б) Ставит такие задачи, но редко их выполняет.

в) Не ставит долговременных задач.

           

            4.В какой мере, занимаясь любимым делом, ученик может делать интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?

а) Делает всегда столько, сколько нужно.

б) Делает периодически.

в) Не любит выполнять интересную для него работу.

           

            5.Способен ли ученик при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

а) Всегда, когда нужно.

б) Только изредка.

в) Не способен.


Анализ результатов

Результаты анкетирования позволят учащихся отнесите к разным группам в зависимости от того, хорошо, средне или вовсе не развиты их интересы, учитывая, что ответ «а» свидетельствует о сильно выраженном познавательном интересе, ответ «б» – о среднем интересе, а «в» – о его отсутствии.

В зависимости от полученных данных можно применить те или иные приёмы, позволяющие сформировать исследовательские способности учащихся и использовать соответствующие творческие задания.

Дифференцированные творческие задания

            Структура уроков при развивающем обучении предполагает организацию творческой, поисковой лингвистической деятельности учащихся с различным уровнем учебных и лингвистических способностей. Дифференцированный подход помогает в условиях классно-урочной системы обучения реализовать творческие возможности всех учащихся.


  1. Эвристическая задача или «Креативминутки» лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Часто на уроках дети пассивны, так как им не хватает элемента новизны. Для того чтобы «взбодрить» учеников мы проводим физкультминутки. И это срабатывает: небольшое переключение активизирует учеников, мы же предлагаем проводить на уроке так называемые креативминутки, которые помогутстандартное мышление постепенно сделать неординарным. Времени это занимает немного, польза же необыкновенная.

Помимо широко известных игр и упражнений: «Почему не говорят?», «Пропорция», «Перевёртыши», можно проводить креативминутки с помощью следующих игр и упражнений:

«И всё-таки у них много общего». Возьмите наугад 2 существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарём, открыв его наугад. Выбрав 2 понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь нащупать между ними какую-нибудь связь. Например, что общего между глазом и водопроводным краном?

  • Оба слова из четырёх букв
  • В обоих случаях буква «а» третья по счёту
  • При помощи глаза кран можно увидеть, а при помощи крана глаз вымыть
  • И то, и другое может блестеть
  • Из них иногда льётся вода
  • У водопроводчика, который приходил чинить кран, был синяк под глазом

«Десять плюс десять»

Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, берёза. Белая, высокая, раскидистая и т.д. А во второй столбик напишите 10 прилагательных, которые не относятся к этому существительному. Например, синяя, железная, круглая и т.д.

«Рассказ по фотографии»

Предлагаем ребятам подобрать название к необыкновенной фотографии или составить рассказ по ней. Это просто, а игра – неплохая альтернатива традиционному сочинению по картине. Фото со сценками из жизни воодушевляют ребят значительно больше, чем хрестоматийные картинки: ведь можно писать не что положено, а что придёт в голову, что захочется. Практика показывает, что в подобных сочинениях почти всегда дети прямо или иносказательно говорят о своих проблемах, жизненных трудностях, так что внимательному учителю сочинения по фотографии могут очень многое рассказать о внутренней жизни учеников. Более сложное задание – написать рассказ не по одной, а по нескольким фотографиям, увязывая их в один сюжет.

«Этимологический словарь» – любимейшее развлечение лингвистов. Своим забавным названием она обязана просторечному варианту произнощения слова этимология. Суть игры: предлагать невероятные, но правдоподобные толкования слов, отталкиваясь от их внешней формы. Чем неожиданнее «энтимологическое» толкование, тем смешнее получается. Можно составить «Большой энтимологический словарь» усилиями целого класса. Вот примеры подобных толкований:

  • Батисфера – сфера вмешательства отца в семейные дела;
  • Бездарь – человек, которому ничего не подарили в день рождения;
  • Графин – муж графини;
  • Дурман – глупый человек;
  • Крахмал – небольшое поражение, неудача;
  • Тропики – небольшие образные выражения;
  • Тысячелистник – толстый роман;
  • Четвертовать – выставлять оценки за четверть;
  • Язычник – лингвист.

Полезно даже просто познакомить учащихся с этимологическими толкованиями, придуманными другими. Это раскрепощает мышление, освежает восприятие языка, развивает чувство юмора.

Развитие креативных способностей учащихся я вела с помощью упражнений и игр «Презентация мира», «На что похоже»,  «Переводчик» (подбери необычный синоним), «Фыва пролдж», «Почему не говорят» (пёс зимы – котлета), «Отними букву – Добавь букву), рассказ по опорным словам, рассказ по фотографии, игра «Что было?» и др.,


  1. Приём «Филворд» – это разновидность кроссворда, которая существенно отличается от классического варианта. Венгерский кроссворд (другое название филворд) имеет поле без черных клеток и нумерации. Все поле заполнено буквами. Каждая буква может входить в состав только одного слова. Слова в этом кроссворде не пересекаются и не образуют «крестов» – это одно из основных отличий филворда от классического кроссворда. Двигаясь по горизонтали и вертикали, найди существительные на тему «Весна».  





Таким образом, использование в разных вариантах такой игровой технологии как филворд, позволяет развивать не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, но и эмоционально-волевые, регулятивные  и личностные качества, необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности.



  1. Прием «Составление кластера»

«Кластеры» применимы как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). Мы предлагаем 3 вида вариантов составления кластеров: «Кластер Планеты Солнечной системы», «Кластер Гроздья», «Кластер Цветок». В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. 

Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия.  Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели.


  1. Составление интеллект-карт

            Интеллект-карты – это простой, удобный и эффективный способ развития исследовательских способностей учащихся, а именно таких, как: умение самостоятельно работать с большим объемом информации, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять проблему, строить логическое рассуждение и делать выводы. Это отличный способ в развитии нестандартного мышления.

Алгоритм составления творческой умственной карты (авторы Т. и Б. Бьюзен)

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

 – наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

– привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

 – запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

– своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  – творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  – возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи

            Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы даёт обучающимся огромные возможности в процессе обучения:

 – адаптироваться к условиям ЕГЭ, – развивать общеучебные умения и навыки

– осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности,

 – развивать орфографические и пунктуационные навыки,

– обогащать словарный запас и др.

            Данный метод дает возможность учителю:

 – повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность обучающихся, – развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности,

 – активизировать деятельность,

 – изучать личность обучающихся, выявлять причины их когнитивных затруднений,

– корректировать знания

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока: изучения нового материала, закрепления материала, его обобщения, написания сочинения, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, подготовки проекта, презентации, при аннотировании и конспектировании

Главное достоинство метода – его универсальность.

  1. «Квест-технологии»

            Одной из интересных и современных форм приобщения учащихся к русскому языку и литературе может стать квест-технология.

            В современной педагогике эта технология является сравнительно новой и представляет собой создание некой поисковой системы, в которой необходимо найти решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий. На каждой требуется выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень. Таким образом, в данной технологии сочетается целенаправленный поиск при выполнении проблемного задания с приключениями или игрой.

            Квест требует хорошего знания текстового материала, способствует развитию аналитических способностей, он построен на коммуникации между игроками и предполагает элемент соревновательности. Среди учащихся формируется несколько команд в количестве 7– 10 человек. Каждой команде  выдается маршрутный лист с заданиями. Чтобы пройти по маршруту, учащиеся должны обратиться к указанным учителем сайта и интернет-ресурсам. В конечном пункте подсчитываются набранные баллы и выявляется команда-победитель.

Форма квеста может быть использована и на учебных занятиях, например на этапе закрепления и обобщения изученного по теме в условиях единого пространства классной комнаты или школы. В заданиях к квестам можно использовать иллюстрации, рисунки, ребусы, вопросы с использованием цитат и фрагментов из произведений.









Заключение

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Задача педагога –  развивать у детей  поисковую активность, учить  рассуждать,  не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, получать целесообразные результаты, чтобы испытывать удовольствие от учения.

Задания, предлагаемые учащимся, должны быть, во-первых,  интересными, оригинальными, с элементами неожиданности, необычности, чтобы увлекать учащихся; во-вторых,  выполнимыми, а их выполнение должно быть полезно участникам; в-третьих,   могли быть выполнены относительно быстро.  

    Нельзя творческие задания давать только наиболее способным учащимся, так как такой способ индивидуализации ставит в неравные условия детей, делит их на способных и неспособных. Нужно давать задания всему классу, а при их выполнении оценивать только успех, внимательно выслушивать ученика, стараются в каждом видеть способности. Ведь если педагог ожидает успехов от детей, они действительно начинают добиваться этих успехов, даже если раньше считались не очень способными.

   «Обучая других, обучаешься сам», - эта мысль Яна Амоса Коменского пришла к нам из глубины веков. Если ученик изучил что-то, сделал своё, пусть небольшое открытие, он стремится рассказать об этом другим. Поэтому важным этапом выполнения творческих заданий я считаю представление и защиту исследовательских работ учащихся. В ходе публичного представления сделанных исследований ученики учатся излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

   Работа над развитием исследовательских способностей   сформировала у моих учеников устойчивый интерес к изучению русского языка, способствовала повышению уровня самостоятельности, изобретательской активности. Ребята с интересом берутся за выполнение самых разных заданий и часто находят оригинальные способы их решения. Улучшается общий психологический климат на уроке: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу.























Список использованных источников и литературы

  1. Активные и интерактивные методы обучения: обзор, классификация и примеры. Что такое активные и интерактивные методы обучения на уроке? [Электронный ресурс] URL: http://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya.
  2. Бершадская Е.А. Модель применения метода интеллект‐карт в образовании. Эффективные образовательные технологии: Сборник приемов педагогической техники. Инструменты обработки данных. Бланки и раздаточные материалы. Методики диагностики. Электронное периодическое издание. Вып. 2. – М.:ДТО, 2010.
  3. Бершадская Е.А. Способы введения метода интеллект‐карт в начальной и основной школе. Современные образовательные технологии. Теория и практика: Сборник научных статей и методических материалов / П
  4. Интерактивные формы и методы обучения русскому языку и литературе» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/interaktivnie-formi-imetodi-obucheniya-russkomu-yaziku-i-literature-384079.html.
  5. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках // Молодой ученый. 2017. №3 (137). С. 41–43. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/137/38305/ (дата обращения: 25.02.2018).
  6. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm.
  7. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – №2.






















Опубликовано


Комментарии (2)

Баташова Надежда Михайловна, 25.04.22 в 12:03 0Ответить Пожаловаться
Рамиля Фаткулбаяновна, спасибо за предоставленный материал! Очень актуально и современно, именно то, что нужно современному учителю. Благодарю за Ваш труд!
Голдина Лилия Вильевна, 25.04.22 в 13:47 0Ответить Пожаловаться
Отличный материал. Взяла на заметку. Большое спасибо, что делитесь.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.