12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Парыгина Эльвира Вячеславовна116
Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не безработный, не писатель- Простой учитель на Земле!...» Мною была выбрана одна из замечательных, интересных профессий на Земле- УЧИТЕЛЯ. Профессию учителя я выбрала неслучайно, так к
Россия, Еврейская АО, Биробиджан
1

Выступление из опыта работы: «Игра как средство развития связной устной и письменной речи на уроках русского языка»

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности.

Д.С. Лихачев

В  настоящее  время  в  нашей  стране  происходит  реформа  системы  школьного  образования. В  обновлённой  системе  образования  важно  уделить  достаточное  место  развитию  речи  молодого  поколения.

Письмо и развитие речи  является одним из основных предметов в  коррекционной школе. Обучение письму и развитию речи  носит коррекционный и практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:

1.     Повысить уровень общего развития умственно отсталых школьников;

2.     Выработать достаточно прочные навыки аккуратного, разборчивого и правильного письма;

3.     Научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

4.     Социально адаптировать школьников в плане общего развития и сформированности нравственных и гражданских качеств;

5.     Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и нарушением аналитико-синтетической деятельности анализаторов, приводит к тому, что умственно отсталые дети слабо усваивают сведения, которые им сообщают, и тем более затрудняются применять  их на практике.

Развитие речи обучающихся с отклонениями в развитии – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) общеобразовательной школой VIII вида в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у обучающихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

Поэтому на уроках письма и развития речи проводится работа над  устранением недостатков в процессах восприятия, внимания, памяти, мыслительной и речевой деятельности, работа по формированию речи как средства общения.

От того, насколько будет сформирована речь обучающихся с отклонениями в развитии, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Владение связной речью очень важно для со­циальной адаптации человека  вообще, а  для  выпускника  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  8  вида  особенно.

Как показывает опыт работы, темп развития речи обучающихся с отклонениями в развитии резко замедлен, а речевая активность недостаточна. Задержка активной речи сочетается с нарушением ее понимания, резким сужением объема разговорно- бытовой речи.

Среди обучающихся с отклонениями в развитии встречаются дети с более или менее резко выраженными дефектами произношения.
Для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида специфичны дефекты речи, в основе которых лежит замедленное усвоение ребёнком звуковой стороны родного языка.

Им свойственны фонетико - фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затруднённости звукового анализа слов. Это приводит к дефектам произношения. Недостаточно четко различая сходные звуки, ребёнок не может научиться правильно произносить, так как не имеет возможности самостоятельно контролировать и совершенствовать своё произношение. Дефектность звукового анализа и синтеза слов со своей стороны создаёт препятствия для овладения их составом, приводит к пропускам, перестановкам звуков и слогов в словах, а также к недоговариванию окончаний.
            Некоторые  обучающиеся с отклонениями в развитии страдают заиканием, которое может сопровождаться другими недостатками произношения. В незначительном количестве случаев встречаются дети с общим недоразвитием фонетической стороны речи (от лёгкого косноязычия до глубоких расстройств произношения).
Современная система работы по развитию связной речи обучающихся выделяет в качестве основной, задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи необходимо создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность обучающихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Данный подход послужил выбором моей темы по самообразованию: «Игра как средство развития связной устной и письменной речи обучающихся на уроках письма и развития речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе». Я поставила перед собой такие цели:

·        совершенствовать методы работы по развитию речи обучающихся, развивать их творческое воображение, логическое мышление, внимание, память.

·        формировать коммуникативно- речевые умения и навыки обучающихся осознанным путем с опорой на игровые приемы, что позволить обучающимся на более высоком уровне овладеть русским языком как важнейшим средством человеческого общения.

В связи с этим спланировала свою работу в двух направлениях:

-изучение теоретических основ обучения связной речи;

-апробирование полученных знаний и накопление практического материала по данной теме.

Письмо и развитие речи является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Поэтому работая по этой теме, я стараюсь привить интерес к изучению к данному предмету, применяя оптимальные формы и методы обучения, соответствующие уровню подготовленности данного конкретного класса.

Одним из эффективных средств развития интереса у обучающихся с отклонениями в развитии к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами, развивая речь, пополняя и активизируя словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

При обучении детей с отклонениями в развитии на письма и развития речи я использую  игры- упражнения, игры- путешествия, игры- соревнования, сюжетно- ролевые игры и т.д.

Игры - упражнения. Данная группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью обучающиеся закрепляют и углубляют знания, развивают память и мышление. Игра приучает обучающихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. К играм такого вида можно отнести словесные игры: ребусы, кроссворды, работа с пословицами и поговорками, «Допиши словечко», «Назови одним словом». Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Цель таких игр – привить интерес к слову, научить правильно, произносить его.

Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам письма, чтения и развития речи. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир ( используется при изучении происхождения слов, работа с пословицами и поговорками).

Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения развивает воображение, актуализирует познавательную активность обучающихся и протекает в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.

Игра такого типа развивает у воспитанников с ограниченными возможностями внимание, мышление, воображение.

Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания двух команд. Примером такой игры, широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика, который допустил ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения заданий. Самое главное, чтобы ученики, выполняя, эстафету думали.

Групповая игра - соревнование служит хорошим воспитательным средством. Так как коллектив отвечает за каждого своего члена, можно предложить, например, сильным ученикам одного ряда помочь отстающим прорепетировать с ними заранее игровые действия. Несомненно, что в организации этой работы большая роль отводится учителю, поскольку помощь детей друг другу протекает под его контролем. Он учит и того, кто помогает, и того, кому  эта помощь необходима.

Исходя из возможностей умственно отсталых школьников, учитывая особенности их психической деятельности, предлагаю им следующие игры:

Игра «Кто больше напишет слов»

Используется при закреплении слов определенной грамматической категории.

Обучающимся предлагается написать слова, которые являются существительными единственного числа, во множественном числе, именами существительными 1,2,3 склонения, прилагательными женского, мужского и среднего рода.

«Четвертый лишний»

В данной игре обучающиеся должны пропускать слова, которые не относятся к словам заданной грамматической категории.

Например, из предложенных слов школьники выписывают только прилагательные:

Дальний, рощей, колючий, зимний;

Дядей, весенней, зеленой, дремучий.

Игра «Образуй слово»

Используется при изучении темы «Состав слова». Называется одна из частей слова (например, корень ход) и учащиеся с данной частью слова образуют новые слова.

Игра «Скажи в рифму»

(При изучении темы «Правописание существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»)

Детям читаются отрывки из стихотворений. При этом пропускается последнее слово. Обучающиеся называют слово, объясняя его правописание.

Услыхал деревьев плач

Знаменитый дятел...(врач)

Устала мама, ей помочь

Решила маленькая ... (дочь)

Даже в сырую дождливую полночь

Едет на выручку скорая ... (помощь)

Для развития фонематического представления ( по рекомендации школьного логопеда) провожу такие игры, как « Угадай задуманный звук».

Учитель читает стихи. Дети по количеству слов  одинаковым звуком в их начале определяют, какой  звук задуман, считают, сколько слов с данным звуком, запоминают и называют эти слова.

1.Бегемот разинул рот.

Булки просит бегемот.

2.Гриб растет среди дорожки-

Голова на тонкой ножке.

3.Воробей просил ворону

Вызвать волка к телефону.

4.Ёж напоминает ёлку:

Ёж и ёлочка – в иголках.

Дуб долбил, как долотом.

Грамматическое задание: найти однокоренные слова.

Жужжит над жимолостью жук.

Тяжелый на жуке кожух.

Грамматическое задание: определить падеж родственных слов.

1.Носорог бодает рогом.

Не шутите с носорогом.

2.Ученик учил уроки-

У него в чернилах щеки.

3.Спит спокойно старый слон-

Стоя спать умеет он.

Игра «Шифровщики»

По опорным буквам и цифрам дети отгадывают слово;

Соединяют все буквы, записанные, на переплетенных линиях и отгадывают слово.

Игра «Пиши правильно»

(При изучении темы «Звонкие и глухие согласные»).

На доске записаны парные звонкие и глухие согласные. Учащиеся пишут слова, которые оканчиваются на эти согласные.

---     ---    ---б                  ---   ---   --- г         ---   ---  ж

---   ---   ---п           ---   --- к               ---   ---   ---   ---ш

Интерес к изучению темы, к русскому языку значительно повышается, если в работе используются поэтические примеры, лирические стихотворения.

На уроках письма и развития речи организую чтение и прослушивание стихотворений русских писателей С.Есенина, А.С.Пушкина, И.Сурикова о красоте природы в разное время года. Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день...

*   *   *

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Данные стихотворения с пропущенными в словах орфограммами  использую в орфографической пятиминутке. Это дает возможность учащимся восстановить в своей памяти, ранее пройденные грамматические правила и проверить правила их применения в письменных работах.

Для развития логического мышления, речи, памяти учащихся на уроках применяю пословицы о дружбе, о Родине, о труде:

Дело мастера боится.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнешь.

Таким образом, игра выступает как одно из средств коррекции аномального развития. Игра стимулирует психическую и физическую активность пассивных детей, организует возбужденных, содействует повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создает благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения, активизирует познавательную деятельность. В совместных играх у  детей с отклонениями в развитии воспитываются чувства коллективизма, взаимопомощи, дети овладевают нормами нравственного поведения. Через игру детей с отклонениями в развитии можно привлечь к самообслуживанию, к выполнению поручений, к бытовому труду.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.