12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хорькова Александра Вячеславовна17 |
Тезисы КОМПЛЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
КОМПЛЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ (ЛОГИЧЕСКИХ) УУД У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Исполнитель:
Хорькова А.В., студентка
ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,
специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс
Руководитель:
Касьянова А.В., преподаватель
Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования становится личностное развитие учащегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС), представляющем собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, и являющемся основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.
Реализация системно-деятельностного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий (УУД), которое начинается именно на первых ступенях обучения в школе, а для этого у младших школьников необходимо развивать отдельные общеучебные умения [1].
На необходимость формирования и развития у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и методику их формирования изучали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др. Различные подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др [2].
Однако, согласно результатам Национального исследования качества образования (НИКО) по русскому языку, можно отметить, что у некоторых обучающихся не сформированы логические универсальные учебные действия: недостаточное логическое осмысление привело к простейшим трактовкам очевидных ситуаций; обучающиеся не сумели сформулировать вопрос или создали речевое высказывание в форме вопросительного предложения, не относящегося к заданной ситуации. Исследователи также отмечают, что при обучении младших школьников построению самостоятельных речевых высказываний заданной структуры (повествовательных, вопросительных, побудительных предложений) особое внимание следует уделять развитию логических универсальных учебных действий [3]. Все выше изложенное обусловило актуальность рассматриваемой проблемы.
Как утверждал А.Г. Асмолов, «универсальные учебные действия в широком смысле означают умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса»[4].
А.Г. Асмолов выделяет на 4 блока УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Остановимся более подробно на познавательных (логических) УУД.
Логические универсальные учебные действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение) как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной. В начальной школе логические универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: выделение признаков предмета, сравнение, классификация, рассуждение, гипотеза, доказательство [5].
Большое значение в развитии абстрактной стороны мышления имеют уроки русского языка, на которых аналитико-синтетическая деятельность играет большую роль. Так, например, изучение грамматики русского языка требует отвлечения от конкретно смысловой стороны слова и выделения особенностей различных слов со стороны их принадлежности к определённой грамматической категории.
Развивать логические УУД младших школьников на уроках русского языка возможно, используя различные интерактивные задания. Преимущества таких заданий очевидно: они предполагают наличие обратной связи с учеником, а также возможность коррекции обучающимся собственных действий по мере выполнения заданий. Интерактивная форма упражнений позволяет школьнику с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.
Интерактивные заданий по русскому можно разработать на различных платформах, с помощью различных программ: MS Office Power Point, Drag & drop,
Сервис Smart Notebook предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. В сервисе можно использовать уже готовые шаблоны (заготовки) для создания работы. Тематика разнообразна: от работы с картами до разгадывания кроссвордов и создания карт знаний.
На сайте сервиса Smart Notebook представлены приложения, которые можно условно разделить по следующим категориям: распределение (игра «Парочки», хронологическая линейка, пазл «Угадайка», таблица соответствий и т.д.), выбор (викторина с выбором правильного ответа, «Кто хочет стать миллионером?», слова из букв), заполнение (викторина с вводом текста, кроссворд и т.д.), онлайн-игры («Где находится это?», «Скачки» и др.), последовательность (расставить по порядку, хронологическая линейка) [6].
Преимущества данного сервиса очевидны: простой и удобный для пользования интерфейс; организация работы на том языке, на котором комфортно; возможность создавать разные виды интерактивных упражнений без чьей-либо подсказки; допустимость ознакомиться с примером и сразу же увидеть конечный результат; использование уже созданных упражнений даже без регистрации; очень «мягкий» приятный дизайн [7].
Рассмотрим возможности данного сервиса на примере нескольких заданий
Интерактивная игра по теме: «Единственное и множественное число глаголов» (
Рис. 1 Рис. 2
Интерактивная игра направлена на развитие умения классифицировать. Так как задание представлено в игровой форме, учащимся будет интересно выполнять данный вид деятельности и не просто играть, а учиться во время игры.
Вид задания: здание на овладение действиями классификации.
Задание: распредели глаголы на 2 группы: глаголы в форме единственного числа и глаголы в форме множественного числа (рис. 1).
Целевые ориентиры: развитие умения осуществлять классификацию по заданным критериям; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); проводить аналогии – находить сходство, в каком-либо отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Описание: игра включает в себя 12 глаголов и 2 группы, условно представленные космическими кораблями: единственное и множественное число. Учащимся предлагается распределить глаголы по двум кораблям. Чтобы выполнить задание, учащимся необходимо знать признаки глаголов в форме единственного и множественного числа и уметь определять их. Если обучающийся отнесет слово в верную группу, то оно исчезнет. Если все слова будут распределены правильно, космические корабли улетят (рис. 2), если нет, будут качаться из стороны в сторону.
Интерактивное задание по теме: «Глагол» (
Рис. 1
Вид задания: здание на овладение действиями анализа и синтеза.
Задание: Дорогой друг, внимательно прочитай слова. Образуй от данных слов однокоренные глаголы. Запиши свои ответы.
Целевые ориентиры: развитие умений анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных/несущественных), формулировать выводы по проанализированной информации.
Описание: задание включает в себя 12 слов-имен существительных, от которых учащимся необходимо образовать однокоренные слова-глаголы и записать их. После завершения работы для проверки правильности выполнения задания необходимо нажать на галочку в правом нижнем углу. Если все выполнено верно, то слова выделятся зеленым цветом, если допущены ошибки – красным цветом (рис. 2).
Рис. 2
На выполнение задания дается 2 попытки. Если с первой попытки задание выполнено верно, учащийся может получить отметку «5», если со 2 попытки – «4». Отметки «3» и «2» не предусматриваются.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Интерактивные задания снимают нервную нагрузку, способствуют повышению интереса обучающихся к изучению русского языка, помогают формировать и развивать у детей аналитические способности, умение делать обоснованные выводы, сравнивать и классифицировать по каким-либо признакам, устанавливать причинно-следственные связи [8].
Использование на уроках русского языка интерактивных упражнений, созданных с помощью сервисов Smart Notebook и LearningApps, позволяет учителю рационально организовать учебный процесс; повысить эффективность урока; осуществлять закрепление знаний по новой теме или повтор полученных знаний по недавно пройденной теме с использованием современных способов оценивания; обеспечивает положительную мотивацию обучения. Учащиеся проявляют заинтересованность к изучаемому материалу, активно включаются в учебный процесс.
Список литературы