Урок русского языка в 9 классе «Использование в речи сложноподчиненных предложений с придаточной причины, цели и следствия, условия, уступки»
Тема: Использование в речи СПП с придаточными причины, следствия, цели, условия, уступки.
Цель: формировать умение различать разные виды придаточных, находить средства связи, строить схемы, правильно расставлять ЗП, использовать их в речи, воспитание нравственности.
Эпиграф: Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. М. Горький
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
2.1 Работа с эпиграфом
-Тема нравственного отношения к людям, к миру характерна ля русской и белорусской литератур. Давайте запишем эпиграф урока. Какова основная мысль этого высказывания? Почему равнодушие «смертоносно» для человека? Охарактеризуйте предложение, взятое в качестве эпиграфа, постройте схему, определите вид придаточной, укажите средство связи
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
[…], (ибо…)-повествовательное, невосклицательное, распространенное, СПП с придаточной причины, союз ИБО
2.2. Упр.181
2.3 Опрос
2.4.Выполнение тестового задания «Правописание гласных в суффиксах существительных»
-Укажите в каких суффиксах существительных Е:
Бус…нка
Красав…ца
Красав…ц
Плать…це
Пальт..цо
Француж…ка
Замоч…к
Ключ…к
Ноч..нька
Письм…цо
КЛЮЧ: 3, 5, 6, 7, 9, 10
3 Повторение изученного о СПП с придаточными причины, цели, следствия, условия и уступки
3.1. Актуализация изученного. Введение в тему. Целеполагание
-Мы продолжаем изучение СПП. Какие виды обстоятельственных придаточных частей в СПП вы знаете? Сегодня мы с вами повторим изученное о придаточных причины, следствия, условия, уступки, цели, а также научимся правильно употреблять данные предложения в речи. Давайте совместно сформулируем цели урока.
3.2. Работа с учебником
3.2.1. УПР. 186 (у)
ОТВЕТ: наиболее активно используются СПП с придаточными причины, следствия, цели, условия, уступки в рассуждении, так как для текстов этого типа характерна логичность, наличие причинно-следственных отношений
3.2.2.УПР.187 (у)
Подготовить пересказ текста «Для чего нужно знать фонетику?» с использованием СПП с придаточными цели, причины, следствия, условия.
3.2.3 УПР. 190 (у)
Записать в тетрадь понятия «индукция» и «дедукция»
3.2.4 Составление предложений
Составить предложения с придаточными причины, цели, условия, уступки по шаблону на тему «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека»
3.2.5 Самостоятельная творческая работа
Написание рассуждения «Почему «равнодушие смертоносно для души человека»?
4 Рефлексия. Подведение итогов урока
-Для какого типа речи характерно использование СПП с придаточными причины, цели, следствия, условия уступки? (для рассуждения) К чему присоединяются придаточные части? Зачем использовать в речи СПП с придаточными цели, условия, причины, следствия, уступки? (чтобы речь была логичной, убедительной, аргументированной). Каков результат урока, достигнуты ли цели урока?
П.22 упр. 192
Селиванова Галина Геннадьевна