12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сафонова Юлия595
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности ДОУ и семьи


Оглавление

Ведение………………………………………….....................................

Глава 1. Проблема здоровьесбережения дошкольников в среднем возрасте в ДОУ и семье

Понятие «Здоровьесбережение» …………………………………

Анализ организованной деятельности с позиций здоровьесбережения ……………………………………………..

Роль семьи в здоровьесбережении детей…………………………

Выводы по первой главе …………………..................................………

Глава 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в практику

2.1. Логоритмика …………………………………………………………

2.2. Психогимнастика ……………………………………………………

2.3. Ритмопластика ………………………………………………………

Выводы по второй главе ………………………………………………..

Глава 3. Помощь семьи по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность с дошкольниками

3.1. Диагностическая работа с детьми ………………………………..

3.2. Алгоритм проведения здоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности ………………………………………………..

3.3. «Растим здоровье» - программа взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения ……………………………………

Заключение ……………………………………………………………

Библиографический список ………………………………………….

Приложение …………………………………………………………..

Введение

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Цель: внедрения здоровье сберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Этапы внедрения технологии:

1 этап: Изучение и анализ методической литературы, подбор материала для консультаций.

2 этап: Мониторинг результатов педагогической деятельности по здоровье сбережению.

3 этап: Анализ проведения непосредственно организованной ситуации с позиций здоровьесбережения.

4 этап: Постановка практических задач по результатам анализа.

5 этап: Внедрение в практику системы здоровье сбережения.

Компоненты государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей - это научно-методическое обеспечение; законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания; создание условий для благоприятного роста и развития детей в ДОУ; использование здоровьесберегающих образовательных технологий; формирование здорового образа жизни подрастающего поколения; эффективное медицинское обеспечение в ДОУ.

«Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях» - остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от своевременного правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.

Цель данной работы: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья на примере интеграции образовательных областей согласно ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.

2. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

3. Овладения навыками самооздоровления.

4. Снижение уровня заболеваемости.

Основные принципы работы:

1 принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.

2 принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3 принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.

4 принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

5 принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

База исследования: работа проводилась на базе МБДОУ № 9.

Достоверность результатов исследования обусловлена теоретической обоснованностью исходных методологических положений; адекватностью избранных методов задачам исследования; апробацией основных положений в практической деятельности.

Структура работы: Исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Глава 1. Проблема здоровьесбережения дошкольников в среднем возрасте в ДОУ и семье

1.1. Понятие «Здоровьесбережение»

«Здоровьесбережение – создание таких условий образования (образовательного процесса, материально-технического и бытового обеспечения), в которых имеющийся ресурс здоровья не растрачивался бы» М.А. Беребин

Здоровьесберегающие технологии – комплекс средств и мероприятий, направленный на укрепление психофизического и психологического здоровья детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – качественная характеристика любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

Принципы здоровьесбережения:

Принцип не нанесения вреда;

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье детей и педагогов;

Принцип триединого представления о здоровье;

Принцип непрерывности и преемственности;

Принцип субъект - субъектного взаимоотношения с детьми;

Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям детей;

Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий;

Принцип формирования ответственности воспитанников за свое здоровье;

Принцип отсроченного результата;

Принцип контроля за результатами.

Медико-гигиенические технологии: обязательное использование профилактических программ в образовательном учреждении; контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с нормами СанПиН; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению участников образовательного процесса; проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически слабого; двигательный режим, малые формы физического развития, досуги, праздники.

Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание природосообразных экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Грамотность участников образовательного процесса по вопросам сохранения жизни и здоровья обеспечивается ознакомлением педагогов образовательного учреждения с основами курса ОБЖ, БЖД и другие.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые по степени их влияния на здоровье воспитанников. Предполагают использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья детей. К ним относятся организационно-педагогические технологии; психолого-педагогические технологии; учебно-воспитательные технологии; социально адаптирующие, личностно развивающие технологии; лечебно-оздоровительные технологии.

1.2. Анализ организованной деятельности с позиций здоровьесбережения

Май 2020г.

Параметры

Результаты анализа

Обстановка и гигиенические условия в организованной деятельности: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения, наличие/отсутствие звуковых раздражителей

Соответствует нормам СанПиН

Продолжительность организованной деятельности.

Соответствует возрасту.

Количество видов деятельности. Норма – 3-5 видов, в зависимости от возраста ребенка. Однообразность, как и слишком частые смены одной деятельности другой, способствуют утомлению дошкольников, приводят к утрате внимания, интереса.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов организованной деятельности ориентировочно 3-10 минут (в зависимости от возраста детей)

Количество видов деятельности:


3-5 видов деятельности


Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам.


Статические и динамические виды деятельности чередуются.

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

ТСО применяется в основном для прослушивания музыки - общая длительность использования не превышает 25%, что соответствует нормам.

Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность.

Различные разминки, физкультминутки (0,5-2 мин; 2-3 раза)

Проведение бесед связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Регулярно проводятся

Психологический климат на организованной деятельности.

В основном НОД проходит в спокойной обстановке

Темп и особенности начала и окончания НОД.

Дети приходят в разном настроении. Иногда сложно начать с ними работу. К концу музыкальной деятельности дети могут уставать.

1.3. Роль семьи в здоровьесбережении детей.

«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. Тог что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести'.". Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Домашний режим дошкольника - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения: - знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; - умение правильно строить режим дня и выполнять его; - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; - умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда оби тания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни; - знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; - умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции; - понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе; - умение правильно строить режим дня и выполнять его; - знание основных правил рационального питания с учетом возраста; - понимание значения двигательной активности для развития здорового организма; - знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других; - знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования; - знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний; - умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них; - умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях; - знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни. Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ: - положительная динамика физического состояния вашего ребенка; - уменьшение заболеваемости; формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, роди гелями и другими людьми; - снижение уровня тревожности и агрессивности. Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Выводы по первой главе

Нервная система человека очень чувствительна к заболеваниям, психологическим стрессам, чрезмерным физическим нагрузкам. В период бодрствования, особенно у детей, нервная система испытывает огромную нагрузку от обилия информации, шума, загрязнения окружающей среды. С древних времён музыка (как, впрочем, и цвет) является испытанным средством воздействия на настроение, психоэмоциональное состояние, психическую активность человека, способствующим достижению полезных результатов в его деятельности. Однако проведённые специальные исследования показывают, что эмоциональное восприятие звуковых воздействий и цвета у человека весьма индивидуально.

Изучив методическую литературу можно сделать вывод, что надо:

систематизировать проведение физкультминуток (во время малоподвижных видов деятельности);

в начало и в конце непосредственной образовательной деятельности внедрить элементы, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить);

систематизировать применение элементов здоровьесбережения во время танцев и игр-драматизаций;

использовать следующие виды оздоровления:

-логоритмика - это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;

-пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);

-психогимнастика - этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной. К психогимнастикам можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;

-дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;

Глава 2. Внедрение здоровьесберегающих технологий в практике

2.1. Логоритмика

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения. Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмика основана на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихи с движениями. На организованной деятельности соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Логоритмика проводится 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмика способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов. Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.


2.2. Психогимнастика

Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Чтобы научить малыша сдерживать, контролировать свои эмоции, дайте ему почувствовать этот «контроль» и как он «работает» в игровой форме. Вам могут пригодиться в трудную минуту эти упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, создание игровой ситуации.

Задача педагога:

Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения.

Коррекция настроения и отдельных черт характера.

Обучение ауторелаксации.

Прежде всего такая деятельность показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать Психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

2.3. Ритмопластика

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Очень важна на ритмопластике - музыка.

Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

*небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3- 4-х минут для старших);

*умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

*2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

*музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — «дождик», «ветер качает листики», «зайчик прыгает», для малышей и более сложная по художественному образу, настроению - в соответствии с музыкой - для старших);

*желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные).

Требования к подбору движений:

- В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

-понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний;

-разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках.

Помимо вышеуказанных элементов здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию, артикуляционную гимнастику, оздоровительные и фонопедические упражнения (по рекомендации и под наблюдением педиатра).

Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда (музыкальная среда), а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

Требования к проектированию музыкальной среды:

Требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности; при этом важно руководствоваться таким положением: в каждый момент жизни все ведущие виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста (предметная, игровая, предпосылки учебной деятельности) присутствуют одновременно, но каждая из них проходит свой путь развития до момента, когда она становится ведущей.

Среда должна быть нацелена на зону ближайшего психического развития (Л.С. Выготский).

Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

Следует помнить: нереализованное стремление сразу же применять полученные знания приводит к тому, что знания не закрепляются, и, наоборот, постоянно используемые ребенком знания живут и обогащаются.

Музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей с взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. Ребенок и взрослый действуют вместе – им обоим должно быть комфортно в музыкальной среде.

Критерии качества музыкальной среды:

1. Качество содержания: Содержание, разработанное с учетом деятельностно - возрастного системного подхода С.Л. Новоселовой, отражает весь спектр детской музыкальной деятельности. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество), каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей; воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению; пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.; пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации; музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах. Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр и игрушек, наглядных дидактических пособий, разнообразных аудиовизуальных средств (магнитофон) и набора кассет к ним и других технических средств (телевизор, видеомагнитофон).

Содержание музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации для музыкально-творческой деятельности.

В содержании среды должна быть представлена проблемность: ребенок, действуя со знакомыми или малознакомыми предметами в музыкальной среде, обнаруживает и решает ряд задач, возникающих по ходу музыкальной деятельности. Её следует соотносить с ведущим видом деятельности детей определенной возрастной группы. Динамичность содержания среды обеспечивает интерес к музыкальной деятельности, мотивацию, а затем и потребность в ней.

2. Качество структуры: Структура музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трансформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были визуально представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями, музыкальными инструментами. Мини-центры удобны для развертывания музыкальной деятельности одним ребенком, двумя детьми или подгруппой.

Среда предполагает гибкое комплексирование и зонирование, предусматривающее полную и частичную трансформацию игровых модулей мини-центров, что обеспечивает разнообразную функциональную нагрузку детей.

3. Функциональный и эмоциональный комфорт детей: Оформление музыкальных мини-центров для детей раннего и младшего дошкольного возраста должно быть сюжетным, а для детей старшего - иметь дидактическую направленность. Предметная среда должна быть сомасштабна глазу действиям руки, росту ребенка. Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними. Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.

Выводы по второй главе

Одной из причин, по которой многие дети плохо усваивают математику, является неспособность пространственно представлять предметы.

Музыка развивает все виды восприятия и задействует все виды памяти: моторную, ассоциативную, слуховую, зрительную и образную.

Музыка помогает овладеть другими видами искусств, так как хорошо развивает ассоциативное мышление- фантазию, эмоции…

Очень часто ребенок на слух воспринимает все правильно, но, как только его просят записать сказанное или повторить услышанное, путается и делает массу ошибок. Это значит у него, как и у многих современных детей, не сформированы связи между слуховым анализатором и двигательной системой, и именно это часто становится причиной безграмотного письма. Игра на музыкальном инструменте сформирует чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Люди с музыкальным воспитанием – чуткие собеседники. музыка помогает правильнее оценить свои способности. Выступления на концертах, участие в конкурсах, публичная демонстрация своего таланта позволяет детям объективнее взглянуть на себя со стороны.

Занятия музыкой приучают ребенка к ежедневному труду, усидчивости ,воспитывают в нем терпение и силу воли.

И, наконец, музыка совершенствует человека – даёт особое видение окружающего мира, учит не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а, следовательно, чувствовать.

Ваш ребенок станет более эмоциональным, жизнерадостным, его мир будет гораздо насыщеннее и красочнее, он вырастет веселым, разносторонне развитым, уверенным в себе и, значит, счастливым человеком.

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности ребенка. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.

Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа.

План организации и реализации программы

Раздел


Направление и этапы работы

Срок


Исполнитель


1.Здоровьесбережение

детей в период

адаптации к ДОУ













2.Сохранение и

укрепление

физического и

соматического здоровья детей
















3.Сохранение психического здоровья детей











4.Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающих технологий

1.Организовать условия реализации программы.

2.Привлечь медперсонал и музыкального руководителя к проведению активных форм взаимодействия ДОУ и семьи.

3.Осуществить подбор литературы по тематике.

4.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения.

5.Провести анкетирование и его анализ, сделать выводы и рекомендации.



1. Провести подготовку к проведению запланированных мероприятий.

2.Внести необходимые поправки в организацию и содержание запланированных мероприятий.

3.Организовать посещение родителями реализуемых мероприятий.

4.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения родителей.

5.Изготовить необходимые атрибуты для практических занятий с родителями.

6.Провести

анкетирование и

анализ, сделать выводы

и рекомендации.


1.Привлечь родителей к подготовке и проведению

запланированных мероприятий.

2.Организовать условия реализации запланированных форм взаимодействия.

3.Собрать дополнительные материалы по тематике раздела и внести необходимые изменения в содержание раздела.

4.Оформить родительские уголки и наглядные формы просвещения.


1.Привлечь родителей к активному

сотрудничеству, обмену опытом семейного воспитания и участию в

запланированных

мероприятиях.

2.Организовать

проведение Дня открытых дверей для родителей.

3.Привлечь музыкального руководителя к проведению праздников и развлечений, показательных мероприятий.

4.Организовать условия реализации активных форм сотрудничества.

5.Осуществить мониторинг реализации запланированных мероприятий, откликов и пожеланий родителей в процессе взаимодействия.

сентябрь


сентябрь – октябрь


август

1неделя сентября

сентябрь –октябрь



ноябрь –

май


октябрь



сентябрь – май


ноябрь



сентябрь – май


январь – апрель


январь

май

январь

май


декабрь



сентябрь

-май



март



январь – апрель

январь – май


сентябрь - май

Воспитатели


Старший воспитатель



Воспитатели


Воспитатели


Воспитатели



Воспитатели



Воспитатели



Воспитатели


Воспитатели




Воспитатели


Воспитатели




Старший воспитатель


Воспитатели



Старший воспитатель



Заведующий

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Воспитатели



Воспитатель

Воспитатели

Родительский комитет

Воспитатели

Старший воспитатель

3. ГЛАВА ПОМОЩЬ СЕМЬИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

3.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровьесберегающих технологий.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий.

Сравнительная диагностика

сформированности музыкальных способностей

(данные на конец года.)

Уровень

2018- 2019

2019-2020

Высокий

3,16%

17,71%

Средний

71,58%

70,83%

Низкий

25,26%

11,46%


Положительная динамика результатов диагностики музыкальных способностей детей позволяет сделать выводы о благоприятном влиянии здоровьесберегающих технологий на процесс музыкального воспитания.


3.2. АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для решения первой задачи - систематизировать проведение физкультминуток в образовательной деятельности, целесообразно использовать пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику. Они помогают сделать разминку. Артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры интересны, занимательны, не требуют много времени(1,5-2 мин), легко запоминаются, выполняются по показу взрослого. Они позволяют отдохнуть детям в течение малоподвижных видов деятельности – художественный труд, коммуникация, пение, слушание музыки, и в то же время не дают детям отвлечь свое внимание от слушания, разучивания и т.д.

Для решения второй задачи, поставленной в результате анализа занятия, в начало и конец занятия внедряю элементы психогимнастики, позволяющие настроить детей на нужный лад (взбодрить, успокоить).

Для решения третьей задачи, поставленной в результате анализа занятия, во время танцев и игр- драматизаций логично использовать элементы лого ритмики, психогимнастики, ритмопластики.

Организация работы проводится по трем направлениям: групповая и индивидуальная работа с детьми; взаимодействие и просветительская работа с родителями; совместная работа педагогов ДОУ.


Направление

Виды оздоровительной деятельности

Используемые программы и технологии

Психологическое здоровье

Сюжетно-ролевые игры, направленные на купирование и предупреждение негативных эмоций

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения»

Физическое здоровье

Респираторная гимнастика.

Подвижные игры высокой степени подвижности на воздухе.

Игры на преодоление двигательного автоматизма.

Коктейль из трав.

Арттерапевтические упражнения на ощущение цвета.

Кудрявцев В.Т. «Педагогика оздоровления».

Баранова М.Л. Леонтьева Е.В. «Расти малыш здоровым».

Социальное здоровье

Тренинговые упражнения на развитие коммуникативных навыков детей.

Режиссерские игры.

Тренинг на развитие основ произвольности регуляции.

Широкова Г.А. Практикум для детского психолога».

Взаимодействие с семьей

Анкетирование.

«О здоровье - всерьез».

«Наши родители советуют», «Школа для родителей»

Давыдова О.И. Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ»

3.3. «РАСТИМ ЗДОРОВЬЕ» - ПРОГРАММА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ


Пояснительная записка

На протяжении последнего пятилетия, нас всех поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин тому много: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания и укрепления здоровья ребенка.

Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо одни от других, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга. Поэтому Вам предлагается единая программа формирования здоровья детей, которая станет ориентиром как для воспитателей, так и для родителей.

Основой создания программы является охрана и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни. Важная роль в укреплении здоровья детей занимает сотрудничество ДОУ и семьи, синхронизация их интересов в здоровье дошкольников.

Целью реализации программы является укрепление процесса взаимодействия ДОУ и семьи в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста.

Задачами взаимодействия ДОУ и семьи в этом процессе являются:

организация непрерывного процесса взаимодействия коллектива ДОУ и родителей, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей;

формирование единого полноценного развивающего пространства;

обеспечение благоприятного процесса адаптации детей в ДОУ;

повышение уровня культуры здоровья воспитателей ДОУ и родителей;

пропаганда создания в семье психологически комфортной среды.

В программе предусмотрена разнообразная по организации и формам проведения работа, направленная на реализацию цели и обогащение воспитательного опыта родителей, создание основы рациональной организации жизнедеятельности детей в семье и ДОУ.

Алгоритм совместной оздоровительной работы ДОУ и семьи в нашей программе представлен следующим образом:

-анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений в области здорового образа жизни, организации питания и двигательной активности детей, выполнения режимных моментов в семье;

-ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

-создание в ДОУ и семье условий для укрепления здоровья и снижения заболеваемости у детей;

-проведение целенаправленной работы среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, необходимости выполнения общегигиенических требований, рационального режима дня, полноценного сбалансированного питания, закаливания и т. д.;

-ознакомление родителей с содержанием оздоровительной работы в ДОУ;

-обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания и др.;

-организация совместных праздников, мероприятий по обмену опытом;

-освещение передового опыта оздоровительной работы в информационных уголках для родителей.

Программа состоит из четырех основных разделов:

1. Здоровьсбережение детей в период адаптации;

2. Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей;

3. Сохранение психического здоровья ребенка;

4. Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающий программы.

Разделы содержат ряд тем, изучаемых в течении учебного года:

1.Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей.

2.Гигиена детства.

3.Режим дня ребенка 3-4лет.

4.Укрепление здоровья дошкольника.

5.Физическое воспитание в семье.

6.Здоровье в игре, и др.

Материал распределен по разделам в соответствии с развитием детей и их образом жизни, формам взаимодействия ДОУ и семьи. Система взаимодействия ДОУ и семьи выстроена в программе на основе принципов дошкольной педагогики:

Целенаправленности, систематичности, плавности;

Гуманизации;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Педагогической поддержки, профессионального сотрудничества;

Субъект-субъектного отношения;

Открытости и доброжелательности.

Методически грамотное, организованное взаимодействие с родителями, при условии равносторонней заинтересованности, должно дать положительный результат.

Ожидаемый результат: Повышение уровня педагогических и медицинских знаний родителей; овладение ими средствами и формами активности направленными на здоровьсбережение детей.

Тематический план

Сентябрь

1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»

2. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

3. Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

4. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 1. «Как помочь ребенку в период адаптации?»

Октябрь

1. Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании

здоровья детей»

2. Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей?»

3. Семинар-практикум «Гигиена детства»

4. Листовка «Здоровый быт детей в семье»

Ноябрь

1. Консультация – практикум «Утренняя гимнастика с малых лет»

2. Папка-передвижка «Здоровье - прежде всего»

3. Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

4. Школа для родителей «Советы Айболита»

Тема: «Формирование правильной осанки»

Декабрь

1. Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

2. Листовка «Профилактика детской близорукости»

3. Устный журнал «Помогите ребенку укрепить здоровье»

4. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 2: «Веселая физкультура в квартире»

Январь

1. Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка»

2. Папка-передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как быть?»

3. Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

4. Праздник здоровья «Спортивная семья»

Февраль

1. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

2. Вечер для родителей «Играем вместе»:

Театрализация сказки «Колобок»

3. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

4. Консультация «Питание ребенка-дошкольника»

Март

1. «Круглый – стол» «Закаливание ребенка»

2. Листовка «Релаксационная гимнастика после сна»

3. День открытых дверей «Мы вместе»

4. Папка-передвижка «Больше внимания осанке»

Апрель

1. Неделя здоровья дома «Дружная семья»

2. Анкетирование «Соблюдаете режим?»

3. Консультация «Спортивный уголок дома»

4. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 4: «Детские слезы»

Май

1. Практикум «Дыхание – основа здоровья»

2. Школа для родителей «Советы Айболита»

Тема: «Вечерние игры»

3. Развлечение «Хоровод подвижных игр на воздухе»

4. Папка-передвижка «Что делать до прихода врача, или первая

помощь»

Анкета для родителей

«Путь к здоровью, силе, бодрости»

Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?

Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?

Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?

Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?

Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?

«О здоровье всерьёз»

Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?

Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?

Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?

Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?

Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?

Учебно-тематический план


Раздел

Теоретические

занятия

Практические

занятия


Формы работы

1.Здоровьесбережение детей в период адаптации к ДОУ

1.1.«Давайте познакомимся»

1.2.«Рождаюсь, расту,

развиваюсь»

1.3.«Заботитесь о здоровье

детей»

1.4.«Как помочь ребенку в

период адаптации?»

1.5.«Роль семьи и детского

сада в формировании

здоровья детей»

1.6.«Путь к здоровью, силе,

бодрости»

1.7.«Гигиена детства»

1.8.«Здоровый быт детей в

семье»


2.Сохранение и укрепление

физического и соматического

здоровья детей

2.1.«Утренняя гимнастика с

малых лет»

2.2.«Здоровье прежде всего»

2.3.«Режим дня в жизни ребенка»

2.4.«Формирование правильной осанки»

2.5.«Организация физического воспитания в семье»

2.6.«Профилактика детской

близорукости»

2.7.«Помогите ребенку укрепить здоровье»

2.8.«Ваш ребенок часто болеет ОРВИ... Как быть?»

2.9.«Как идти с ребенком на

прием к врачу»

2.10.«Питание ребенка -

дошкольника»

2.11.«Закаливание ребенка»

2.12.«Профилактика

плоскостопия»

2.13.«Больше внимания осанке»

2.14 «Соблюдаете режим?»

2.15 «Спортивный уголок дома»

2.16 «Что делать до прихода

врача, или первая помощь»


3.Сохранение психического

здоровья детей

3.1.«Веселая физкультура в

квартире»

3.2.«Роль семьи в воспитании

эмоциональной отзывчивости

ребенка»

3.3.«Создание благоприятной

семейной атмосферы»

3.4.«Релаксационная гимнастика после сна»

3.5.«Детские слезы»


3.6.«Дыхание – основа здоровья»

3.7.«Вечерние игры»


4.Активное сотрудничество

ДОУ и семьи в реализации

здоровьесберегающих

технологий

4.1.«Спортивная семья»

4.2.«Хоровод подвижных игр»

4.3.«Играем вместе»

4.4.«Мы вместе»

4.5.«Дружная семья»



1


1




1



1





1



1

1


1







1





1

1






1






1



1



1



1


1



1



1




1







1





1



1





1







1







1





1







1



1


1



1


1







1

1


1

1


1


1







1




1




1

1






1

1

1

1

1




Родительское собрание

Выставка литературы


Анкетирование


Газета «На пути к здоровью»

Консультация


Анкетирование

Конференция


Листовка

Консультация






Папка-передвижка


Круглый стол

Школа для родителей


«Советы Айболита»


Консультация


Листовка


Устный журнал


Папка-передвижка


Листовка


Консультация


Конференция

Газета «На пути к здоровью»

Папка-передвижка


Анкетирование


Консультация


Папка-передвижка




Газета «На пути к здоровью»

Консультация



Памятка


Листовка


Газета «На пути к здоровью»

«День открытых дверей» в группе

Школа для родителей «Советы Айболита»

Праздник здоровья Развлечение

Вечер для родителей

День открытых дверей

Неделя здоровья дома

Итого:

24

24


Содержание программы

1. Раздел: « Здоровьсбережение детей в период адаптации в ДОУ»

1.1. Родительское собрание «Давайте познакомимся»

Позволит родителям и педагогам ДОУ вступить в продуктивный диалог для обсуждения процесса взаимодействия. Руководство ДОУ информирует родителей о перспективах воспитательно–образовательного процесса. Педагоги и родители определят основные цели и формы своего взаимодействия.

1.2. Выставка литературы «Рождаюсь, расту, развиваюсь»

Предполагает расширение круга знаний родителей об особенностях развития ребенка, получить ответы на интересующие их вопросы и аспекты воспитания и оздоровления детей младшего дошкольного возраста.

1.3. Анкетирование «Путь к здоровью, силе, бодрости»

С помощью этой анкеты педагоги получат информацию о том, какие формы укрепления здоровья детей используют родители в домашних условиях.

1.4. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 1: «Как помочь ребенку в период адаптации ?»

Газета освещает главные проблемы возникающие в период адаптации детей в ДОУ и предлагает родителям методические рекомендации для их решения.

1.5.Консультация «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей»

Освещает основные аспекты ответственности родителей и педагогов ДОУ в процессе формирования здоровья детей. Актуализирует проблему взаимодействия в рамках проблемы здоровьесбережения детей.

1.6.Анкетирование «Заботитесь о здоровье детей ?»

Анализ анкеты позволит педагогам определить какие активные методы укрепления здоровья детей практикуют родители в семейном воспитании.

1.7. Семинар-практикум «Гигиена детства»

Привлекает внимание родителей к особенностям детской гигиены. Имеет целью расширение знаний родителей о формировании гигиенических навыков у детей в режиме дня.

1.8. Листовка «Здоровый быт детей в семье»

Освещает основные аспекты гигиены домашнего быта . Напоминает родителям о важности постоянного обеспечения благоприятных условий для роста и развития ребенка - дошкольника.


2. Раздел: «Сохранение и укрепление физического и соматического здоровья детей »

2.1. Консультация «Утренняя гимнастика с малых лет»

Раскрывает родителям особенности утренней гимнастики детей. Предлагает методическое руководство для взрослых и варианты комплексов утренней гимнастики для детей.

2.2. Папка – передвижка «Здоровье – прежде всего»

Привлекает внимание родителей к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста. Раскрывает основные составляющие процесса укрепления здоровья детей.

2.3. Круглый стол «Режим дня в жизни ребенка»

Знакомит родителей с организацией режима дня младших дошкольников. Предлагает методические рекомендации для успешного приучения ребенка к рациональному режиму дня, предусматривает единство требований ДОУ и семьи в соблюдении детьми режима дня.

2.4. Школа для родителей «Советы Айболита»

Тема: «Формирование правильной осанки»

Привлекает внимание родителей к формированию у детей правильной осанки. Раскрывает физиологические закономерности процесса формирования осанки у детей, предлагает методику предупреждения нарушений осанки у дошкольников.

2.5. Консультация «Организация физического воспитания детей в семье»

Актуализирует проблему организации двигательной активности детей в семейном воспитании. Предлагает родителям методические рекомендации для реализации потребности ребенка в двигательной активности и занятий физической культурой в домашних условиях.

2.6. Листовка «Профилактика детской близорукости»

Обращает внимание родителей к проблеме нарушений зрения у детей и взрослых. Предлагает комплекс упражнений «Школы для глаз» направленных на коррекцию зрения и профилактику заболевания глаз.

2.7. Консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье»

Освещает проблему сохранения и укрепления здоровья детей, условия воспитания здорового ребенка. Предлагает родителям методические рекомендации по созданию физкультурно – игровой среды, правильному и рациональному использованию физкультурного оборудования.

2.8. Папка – передвижка «Ваш ребенок часто болеет ОРВИ...Как быть?»

Информирует родителей о возможности простудного заболевания ребенка, раскрывает симптомы заболевания. Рассматривает перечень оздоровительных мероприятий ( режим дня, питание, закаливание) позволяющих в домашних условиях укрепить здоровье ребенка.

2.9. Листовка «Как идти с ребенком на прием к врачу»

Предлагает родителям рекомендации системы действий обеспечивающих положительный результат посещения детского врача и предупреждающих эмоциональную неустойчивость детей и взрослых.

2.10. Консультация «Питание ребенка - дошкольника»

Раскрывает понятие правильного питания детей и условия его обеспечивающих. Позволяет родителям определить почему ребенок плохо ест и рекомендует систему устранения негативных причин вызывающих плохой аппетит у детей.

2.11. Конференция «Закаливание ребенка»

Знакомит родителей с системой закаливающих мероприятий реализуемой в ДОУ. Освещает средства и методы организации закаливающих мероприятий и противопоказания к ним.

2.12. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 3: «Профилактика плоскостопия»

Знакомит родителей с особенностями развития детской стопы и привлекает внимание к проблеме нарушения ее формирования. Предлагает родителям ряд профилактических мероприятий для обеспечения правильного развития стоп ребенка.

2.13. Папка – передвижка «Больше внимания осанке»

Информирует родителей о важности процесса правильного формирования осанки, ее нарушениях. Раскрывает причины нарушения осанки и мерах его профилактики. Предлагает упражнения для предупреждения нарушений осанки.

2.14. Анкета «Соблюдаете режим?»

Анализ анкеты позволит педагогам определить какие компоненты режима ребенка – дошкольника соблюдают родители в семье, их периодичность.

2.15. Консультация «Спортивный уголок дома»

Определяет понятие двигательная активность как условие воспитания здорового ребенка. Актуализирует вопрос правильного подбора и рационального использования физкультурного оборудования в домашних условиях и методику руководства занятий с детьми.

2.16. Папка – передвижка «Что делать до прихода врача, или первая помощь»

Освещает нарушения здоровья ребенка требующие врачебного вмешательства и систему действий взрослого до прихода врача.

3.Раздел: «Сохранение психического здоровья детей»

3.1. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 2: «Веселая физкультура в квартире»

Привлекает внимание родителей к вопросу физкультурно – оздоровительного досуга детей в семье. Предлагает ряд рекомендаций по созданию «веселого стадиона в квартире» обеспечивающего переживание эмоциональной и мышечной радости ребенком.

3.2.Консультация «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка»

Раскрывает роль семьи в развитии и воспитании у ребенка – дошкольника положительных эмоций. Отмечает, что систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна осуществляться с учетом особенностей психики детей и основных закономерностей усвоения ими человеческого опыта.

3.3. Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Рекомендует родителям систему организации благоприятной семейной атмосферы, обеспечивающую создание позитивного эмоционального настроения у членов семьи.

3.4. Газета «На пути к здоровью»

Выпуск 4: «Детские слезы»

Напоминает родителям о высокой эмоциональности детей. Поможет родителям научиться определять причину детского плача, предложит систему мероприятий позволяющих устранить и предупредить причины вызывающие детские слезы.

3.5. Практикум «Дыхание – основа здоровья»

Ознакомит родителей с особенностями развития детского дыхания. Рекомендует родителям методические приемы и упражнения для развития дыхательной системы ребенка в домашних условиях.

3.6. Школа для родителей «Советы Айболита»

Тема: «Вечерние игры» Предлагает родителям рекомендации для организации вечернего времяпровождения с ребенком, вниманию родителей предлагается ряд игр позволяющих обеспечить антистрессовую профилактику для детей и взрослых.

4. Раздел: «Активное сотрудничество ДОУ и семьи в реализации здоровьесберегающий программы»

4.1. Праздник здоровья «Спортивная семья» Пропагандирует среди родителей семейный оздоровительный досуг, Формирует у детей положительное отношение к спортивным семейным мероприятиям.

4.2. Развлечение «Хоровод подвижных игр»

Позволяет ознакомить родителей с подвижными играми детей, укрепить систему взаимодействия ДОУ и семьи. Привлекает внимание родителей к вопросу совместного времяпровождения с детьми.

4.3. Вечер для родителей «Играем вместе»

Театрализация сказки «Колобок»

Обеспечивает положительный эмоциональный настрой и доброжелательность общения детей и родителей.

4.4. День открытых дверей в ДОУ «Мы вместе»

Позволяет практически познакомить родителей с системой воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Родителям предлагается принять участие в мероприятиях направленных на укрепление взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей.

4.5. Неделя здоровья дома «Дружная семья»

Позволяет родителям самостоятельно организовать систему оздоровительных мероприятий в семье, предполагает четкое соблюдение родителями и детьми основ и правил здорового образа жизни. Привлекает внимание родителей к соблюдению режима дня и гигиены семьи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий:

Разработан подробный календарный план.

Сделана подборку пальчиковых игр для каждого возраста.

Спланирован а работа с детьми разного дошкольного возраста применению психогимнастических упражнений.

Сделана подборка психогимнастических упражнений для каждого возраста.

Спланирован а работа с детьми разного дошкольного возраста по логоритмика .

Сделаны логоритмические упражнения для каждого возраста.

Спланирована работа с детьми разного дошкольного возраста по ритмопластике.

Сделана подборка упражнений по ритмопластике для каждого возраста.

Спланирована работа с детьми разного дошкольного возраста по дыхательной и артикуляционной гимнастике.

Сделана подборку упражнений по дыхательной и артикуляционной гимнастике для каждого возраста.

Проводится вся непосредственно организованная деятельность, развлечения с здоровьесберегающих технологий.

Подобран материал для консультаций воспитателей, наглядный материал.

Подобран материал для консультаций родителей, наглядный материал.

Обмен опытом с другими педагогами.

Два раза в год проводится мониторинг музыкального развития детей . Во всех возрастных группах наблюдается положительная динамика.

После анализа работы была сформулирована новая задача:

расширение информационных мероприятий для детей связанных со здоровьем и здоровым образом. жизни;

ввести в раздел « Пение» валеологические распевки, песенки.

СПИСОК ИЗУЧЕННОЙ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64с.

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88с.

3. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения - Волгоград: Учитель, 2011-204с.

4. Антонов Ю.Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.

5. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания» - М., 2000.-

6. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.

7.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999г.

8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд.— СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

9. Гальцова Е.А. «Забавные истории обо всем на свете».

10. Зайцева В. Альфа и омега начальной школы//Здоровье детей.-2006. №6. С.10-13.


11.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с.

12. Кныш В. А., И. И. Комар, Е. Б. Лобан, Ю. В. Дудак Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников. — Минск: Аверсов, 2009. — 188с.

13.Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Словарь

Воспитатель должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие личные моральные качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним, наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические училища или соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности: организация умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам дошкольного воспитания.

Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Дошкольное воспитание – семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.

Закаливание детей – система мероприятий, развивающих способность быстро приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.

Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения негативного воздействия гиподинамии.

Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека (по уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.


Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение задачи сохранения. поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Осанка у детей - привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни.

Охрана здоровья воспитанников – государственная система мероприятий, гарантирующая охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки, режима занятий с учетом рекомендаций органов здравоохранения.













Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.12.20 в 12:30 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную и ценную публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.