Статья «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда ДОУ»
|
Статью подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке » Приволжского района г. Казани Хасанова Алина Фаритовна Педагогический стаж: 2 года |
С каждым годом все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые кроме педагогического эффекта предполагают сбережение и охрану здоровья детей. Что же включает в себя понятие «здоровьесберегающие технологии?» Здоровьесберегающие технологии - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. То есть, здоровьесберегающие технологии включают в себя комлекс мер воздействия на организм воспитанника, в независимости от возраста. Таким образом, чем раньше и эффективнее будет оказана помощь, тем лучше и качественнее будут проходить темпы развития ребенка.
С развитием информационно-коммуникативных технологий возникла необходимость применения новых технологий здоровьесбережения, направленных на изучение индивидуальных возможностей организма, обучение приемам психической и физической саморегуляции.
В процессе коррекционной работы учителя-логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из главных задач логопедической работы – создание единой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его в несколько раз.
Здоровьесберегающие технологии оказывают влияние на формирование гармонично развивающейся личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, а именно - здоровье. По мнению многих отечественных авторов, в качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
1. Создание единой комплексной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный и дифференцированный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
2.Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы головного мозга.
3.Учет системного строения высших психических функций. Логопедическая помощь предполагает коррекцию не только речевых функций, но и неречевых таких, как общая, мелкая, артикуляционная, мимическая моторика; память, внимание, мышление. При формировании базовых функций педагогам важно принимать во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
В организацию коррекционно–оздоровительной работы с детьми учитель-логопед включает: упражнения на мышечную релаксацию; дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастику; упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики нарушений зрения, использование логоритмики.
Объем двигательной активности дополняются проведением дифференцированных физминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями психологической саморегуляции – релаксации; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.
В качестве примера в данной статье представлю использование нетрадиционного использования артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением можно использовать инновационный метод – биоэнергопластики.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человек. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, а усиливает их результативность.
Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи.- первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
- стимулирует интеллектуальную деятельность;
- развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
- развивает артикуляционный аппарат;
- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Для каждого артикуляционного упражнения существуют свои упражнения с осуществлением биоэнергопластики. Основные упражнения и способы представлены у многих авторов, свою работу я отразила в создании видео на Youtube-канале (Alina_Faritovna). Ребенком усваиваются не только положения рук, но и языка при выполнении упражнений.
Упражнения для языка с использованием биоэнергопластики.
Упражнение 1.
Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).
Кисти рук работают по рисунку 1. Упражнение повторяется 4-6 раз.
Рисунок 1.
Упражнение 2.
Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.
Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (рисунок 2).
Рисунок 2.
Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3.
Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (рисунок 3).
Рисунок 3.
Упражнение 4.
Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.
Упражнение 5.
Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.
Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (рисунок 4).
Рисунок 4.
Упражнения для нижней челюсти с использованием биоэнергопластики.
Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Упражнение 1.
Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (рисунок 5).
Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (рисунок 6).
Рисунок 5. Рисунок 6.
Упражнения для губ с использованием биоэнергопластики.
Упражнение 1.
Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (рисунок 7).
На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (рисунок 8).
На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.
Кисть руки - пальцы врозь (рисунок 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.
Рисунок 7. Рисунок 8. Рисунок 9.
Упражнение 2.
Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы (рисунок 10).
Рисунок 10.
Таким образом, использование артикуляционной гимнастики в сочетании с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной,мелкой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Проведённая коррекционная работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики для детей с нарушениями речи.
Список использованной литературы:
Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Евдакимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М.:Сфера, 2003 г.
С.В. Коноваленко. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
Кувшинова, И.А. Здоровьесбережение как необходимый аспект комплексной реабилитации детей с речевой патологией [Текст]/ И.А. Кувшинова.-М:2009.(библиотека журнала «Логопед».вып.6) 13 с.
Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2001.
Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
Леонова С.В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. №6. с. 83.
Маханева М.Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.
Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. -М., 2002.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
Панкратова И.В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1.
Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:АПКиПРО, 2003.
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М., 2000
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.29 – 34.
Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. - Мн.: НИО, 2001.
Чеботарева О.В. Теоретический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога". Сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Формирование основ здорового образа жизни //Управление ДОУ. 2006.№4.
Шумихина Ю.В. Клуб «Здоровая семья» // Воспитатель ДОУ. 2009. N3.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.
Наталья Подорожняя