12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна116647
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край

Статья «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

 

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря», г. Пятигорска

Ставропольского края

 

 

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире».

Джон Локк

 

Крепкое здоровье необходимо каждому человеку. На сегодняшний день все прекрасно понимают, что общество пребывает в духовно-нравственном, социально-экономическом кризисах, которые влияют, самым непосредственным образом, на развитие подрастающего поколения. В связи с этим, особо остро встает вопрос о том, что и как позволяет человеку в современных условиях сохранить свое физическое, психическое здоровье, создать комфорт для души и тела.

В условиях реализации ФГОС ДО главной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитанников нашего учреждения является сохранение и укрепление здоровья. Внедрение технологий здоровьесберегающей деятельности педагогов учреждения в рамках физического развития, социально-коммуникативного развития, познавательного и речевого развития, а также художественно-эстетического развития связано не только с увеличением числа детей с ОВЗ и детей с проблемами в развитии и воспитании,  в большей степени ориентировано на интеграцию образовательных областей.

Данная интеграция предполагает использование соответствующих инновационных технологий. Например, при интеграции задач образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» возможна оптимизация процесса адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду. Это возможно на основе применения технологии образовательной кинезотерапии - науке о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Кинезотерапия, как одно из направлений психотерапии, означает «терапию движением», она выступает как важнейший фактор физического и психического развития ребенка. Это связано с тем, что здоровый ребенок стремится к движениям, активной деятельности. В этом он находит чувство радости и удовольствия, что является мощным эмоциональным зарядом.

В рамках кинезотерапии мною широко используются игры и игровые упражнения, предполагающие чередование разных видов двигательной активности, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем («Давайте познакомимся», «Лови-лови», «Кто в домике живет?», «Расскажи стихи руками»). Во время этих игр дети больше узнают себя и сверстников. Каждую игру можно проводить по-разному, вариативно.

Активно используются игры малой подвижности. В них важен положительный эмоциональный фон. В построении этих игр есть особенности: двигательные действия выполняются в спокойной обстановке, без излишней торопливости, внимание детей не отвлекают дополнительные сигналы.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга. Использование телесных упражнений в сочетании с дыхательными упражнениями развивают чувство ритма, выполняют энергетическое обеспечение мозга, что позволяет не только развивать способности человека, но и корректировать проблемы в различных областях психики.

В условиях быстрого ритма жизнедеятельности необходимо строго соблюдать смену деятельности: нагрузки и отдыха. Динамические паузы, включающие дыхательную гимнастику, нейрогимнастику, глазодвигательные упражнения, использование древних мудр (игры с пальцами) позволяют переключить внимание детей с умственной активности на двигательную активность, снять мышечное напряжение, повысить эмоциональность позволяют предупредить переутомление воспитанников, наполнить их новой энергией, силами.

Предлагаю несколько упражнений для развития крупной, мелкой моторики тела и формирования межполушарного взаимодействия, которые способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации сенсорной информации, устраняют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и так далее.

«Замок» Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, повернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться четко и точно. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети  могут выполнять упражнения в парах.

«Скрещенные руки» Упражнение выполняется сидя. Скрещенные руки лежат на коленях. Попеременно правая рука ударяет по левому колену, левая рука – по правому. Одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную, а затем в противоположную от руки сторону.

«Ухо – нос» Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос. Хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

«Кулак, ребро, ладонь» Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на поверхности, ладонь, сжатая в кулак, ладонь, ребром.. Ребенок выполняет упражнение вместе с о взрослым,, затем по памяти 8 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом  - левой, далее двумя руками вместе.

Коммуникативные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Наиболее эффективны парные упражнения. которые способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его.

Упражнение «Мост дружбы» Участники встают в пары, придумывают и показывают какой-нибудь мостик (при помощи рук, ног, туловища и т.д.) Например. Соприкоснувшись плечами, ладонями. Затем расширяют диапазон игровых действий, строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все участники берутся за руки, поднимают их вверх, изображая «мост дружбы».

Упражнение «Сороконожка» Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ноге, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Стресс иногда является необходимым явлением в жизни человека. Он позволяет приспособиться к новым условиям, иногда оказывая положительное влияние на работоспособность и творчество. В определенных пределах можно тренировать стрессоустойчивость психики.

Для снятия стресса иногда достаточно несколько коррекционных упражнений на снятие эмоционального напряжения:

1.      Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем.

Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Повторить упражнение 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Далее упражнение необходимо выполнить двумя руками одновременно.

2.      Слегка помассируйте кончик мизинца.

3. Упражнение «Медуза» Сидя, совершайте плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, формирует внутреннюю дисциплину. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивность.

Каждый педагог, использующий в своей профессиональной деятельности инновационные технологии, знает, на что они направлены:

- на профилактику эмоциональных срывов, снятие нервного напряжения и оздоравливания организма;

- на укрепление физического, психического здоровья;

- на расширение знаний участников образовательных отношений о здоровом образе жизни и о развитии валеологической культуры.

На мой взгляд, развитие готовности к инновационной деятельности, без которых невозможна успешная психолого-педагогическая деятельность в наши дни, - и есть подлинная задача практического психолога. В этой ситуации необходимо быть не только исполнителем в осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов.

Инновационные здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей профессиональной деятельности разнообразны: игровая терапия, нейрогимнастика, песочная терапия, сказкотерапия, мандала-терапия и др.

Психолого-педагогическое сопровождение наших воспитанников, их родителей и педагогов осуществляется средствами сенсорных комнат «Волшебный мир» и «Страна Сенсория», в которых проводятся профилактические встречи, коррекционно-развивающие занятия, релаксационные сеансы, интерактивные игры и тренинги, направленные на гармонизацию эмоционального фона.

Планируя практические коррекционно - развивающие занятия с детьми, с учетом здоровьесберегающих технологий, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возрастные и индивидуальные возможности, интересы, потребности, состояние здоровья.

Игровая технология – это фундамент всего дошкольного образования. Поэтому используемые мною технологии в сочетании с игровой терапией воспитывают умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Развивают творческую активность, учат анализировать, мыслить смело и свободно, понимать себя и других. Ребенок становится любознательным, наблюдательным, эмоционально отзывчивым, умеющим ориентироваться в духовных ценностях общества.

Игра, как известно, процесс определенных действий, позволяющий  ребенку получить свой собственный опыт и способность развить «язык эмоций». Детские игры окупаются сторицей, так как воспитывают, развивают в ребёнке целостно милосердие, честность, трудолюбие, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность. Одним словом всё то, что составляет богатство человеческой личности. Понять природу детской игры - значит понять ребенка и природу его счастливого детства.

В проводимых мною тренингах родители, воспитатели являются активными участниками, и им предоставляется, возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию - чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними их детство.

Систематические встречи детей со взрослыми (гармонизация детско-родительских отношений), с использованием современных подходов, позволяют детям и их родителям открыто высказываться, выговариваться, выплескивать свои эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым, появляется очень важное чувство – чувство доверия.

В практическом применении значима технология «Мозарт», которую я использую в своей профессиональной деятельности. Она включает в себя три методики: «Мозарт-развитие», «Мозарт-терапия» и «Мозарт-семейный ресурс».  Данная методика представляет собой синтез игротерапии, арт-терапии и психоанализа, и относится к области игровых реабилитационных технологий, так как позволяет достичь положительных результатов в развитие личности ребенка, психологической помощи при появлении проблемных ситуациях, гармонизации семейных отношений, профилактики отклонения в развитии.

«Мозарт» - не просто игра, а новый системный подход к созданию терапевтических игр будущего. Новое игровое направление прошло серию государственных и негосударственных экспертиз и запатентовано как «Ментальная игра для лечения стрессовых состояний и для личностного развития детей». Авторы технологии П.Руссавская, Н.Болотова. 

Технология «Мозарт» - новая форма моей работы. Она заинтересовала не только меня, но и педагогов, воспитанников и их родителей. Тот незначительный опыт, который уже был нами получен, показал положительные результаты в межличностных взаимоотношениях между детьми, в понимании ребенком своего внутреннего мира и «Я», в коррекции ДРО (детско-родительских отношениях).

Инновационные технологии в сочетании с песочной терапией, игровой терапией воспитывают умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Развивают творческую активность, учат анализировать, мыслить смело и свободно, понимать себя и других.                                       

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий дает не просто суммарное разнообразие методов коррекционно-развивающей работы с детьми, родителями и педагогами. Данное применение является особой культурой поддержки и помощи всех участников образовательных отношений в решении задач развития, воспитания, обучения, социализации.

Литература

1. Бордовский Н.В. Современные образовательные технологии. – Учебное пособие. М: 2010. - 389 с.

2. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО. – 2007.

3. Мухина С.А.  Современные инновационные технологии обучения. – М: 2008. - 200 с.

4. Сакович Н.А. Технологиия игры в песок. Упражнения на релаксацию.- М.:Мытищи.- 2007. – 18 с.

5. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: Генезис. – 2017.

6. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Методист. – 2007.

7. Султанова О.И. Кинезиотерапия. – Югры. – 2016.

8. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: Метафора. – 2003.

9. https://maistr.ru/zdorovyi-obraz-zhizni/tsitatyi-o-zdorove  

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 06.11.18 в 16:14 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 06.11.18 в 16:52 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.