Статья «Использование здоровьесберегающих технологии в работе учителя-логопеда ДОУ»
«Здоровьесберегающие технологии в обучении»
Одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольным образованием,
является, подготовка детей к школе. Показателем готовности ребенка к
успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Любое
нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и
поведении ребенка.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество
детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них
значительную часть составляют дети старшего дошкольного возраста, не овладевшие в
нормальные сроки звуковой стороной языка. Эти дети составляют основную
группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Многочисленные научные исследования и практический опыт доказывает, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте, т.к. именно в это
время нервно-психический статус детей обладает наибольшей пластичностью.
При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков,
родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются
патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность,
чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается
дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.
В наше современное время необходимо образовательную среду в дошкольном учреждении создавать здоровьесберегающей.
Использование инновационных и здоровьесберегающих
технологий в деятельности логопеда становится перспективным средством
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Они помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время
занятий, предусматривающий “ситуацию уверенности” их в своих силах,
организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Эти методы работы
принадлежат к числу эффективных средств коррекции, помогающих достичь
максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Здоровьесберегающие технологии применяемые в работе учителя-логопеда в ДОУ:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- развитие общей моторики: динамические паузы, логоритмика;
- развитие мелкой моторики: гимнастика пальчиковая, игры с массажными мячиками су-джок, шнуровки, шаблоны, раскраски, игры с камушками Марблс, игры с песком, крупой, с конструктором, с счетными палочками прищепками, бродилки, ходилки пальчиками и т.д.
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- артикуляционная гимнастика .
- самомассаж;
- точечный самомассаж;
- релаксация;
- мимическая гимнастика.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих
технологий в содействии с инновационными технологиями создают условия
для развития речи детей.
Если применять инновационные и здоровьесберегающие технологии
в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи, то процесс коррекции речевых расстройств будет более
успешным и быстрым.