Исследование функций интонации, в рамках английского языка
Каждый язык имеет свою собственную интонацию, или мелодию речи. Интонация помогает вам узнавать язык, который вы слышите, так же, как мелодия песни помогает вам узнавать песню, которую вы слышите. Если вы измените мелодию песни, вашему слушателю будет очень трудно узнать и понять песню, которую выпоете. То же верно в отношении интонации: если вы будете говорить на английском языке с русской интонацией, слушающему вас будет трудно понять, что вы говорите.
Работа над интонацией занимает важное место, так как является связующим звеном в единой системе речевой деятельности. Изучение и применение интонации в образовательном процессе ведет к более глубокому усвоению изучаемого языка.
Так, Л. Армстронг и И. Уорд.
Интонация представляет собой совокупность суперсегментных (просодических) средств: мелодики, интенсивности, паузы, темпа, ударения, тембра, участвующих в речевой коммуникации наряду с лексико-грамматическими средствами. С помощью интонации осуществляется сегментация речевого потока, объединение частей высказывания в единое целое, выражаются смысловые отношения, эмоциональные оттенки. Просодические средства в каждом языке функционируют в виде тональных, динамических и темпоральных модификаций и изменений одновременно с сегментами речевого потока.
Изучение мелодических контуров ведется через понимание функций интонации. Остановимся на основных функциях, к которым относятся: коммуникативная, эмоционально-модальная, личностно-социальная.
Коммуникативная функция. Это направление является наиболее разработанным и представлено именами известных фонетистов, таких, как Г. Супт, К. Пайк, Д. Джоунс, Л. Армстронг, И. Уорд, А. Гимсон, Д. Болинджер и мн. др. Оно получило широкое развитие в нашей стране, особенно в 50-60-е годы. Для исследований этого напрвления типично понимание интонации как некоего слоя, который накладывается на лексико-синтаксическую структуру и может передавать определенные значения. Такой подход особенно ярко выражен в работах английских и американских фонетистов.
Для советской фонетической школы более характерно рассмотрение интонации в тесном взаимодействии с лексико-синтаксической структурой. В 50-60-е годы появилось много диссертационных работ по проблемам так называемой синтаксической фонетики. Большинство из их было направлено на изучение коммуникативной функции. Центром таких исследований явились фонетические лаборатории Москвы, Ленинграда, Минска и других городов. Объектом исследования являлось предложение (фраза). Сначала интонация изучалась в описательном плане – давалось описание интонации различных коммуникативных типов и видов предложений. Затем все большее внимание стало уделяться связи интонации и лексико-синтаксической структуры. Объектом исследования по сути дела явилось высказывание, хотя термин «предложение» продолжал употребляться. В этой области накоплен огромный фактический материал, дающий возможность утверждать, что интонационная структура тесным образом связана с синтаксической и поэтому предсказуема. В частности, порядок слов является тем грамматическим фактором, который особенно тесно соотносится с интонацией. Поясним, что на примере; ср. англ.: Many people come here on Sunday. On Sunday one can see many people here. Данные предложения членятся по-разному. Если первое реализуется в рамках одной синтагмы, то второе предполагает вычленение обстоятельства в отдельную синтагму. Если различно членение, то и очевидна и разница в акцентно-мелодической структуре.
Было установлено, что между синтаксической и интонационной структурой существует связь, однако она не может быть однозначной и прямой. Любая синтаксическая структура допускает варианты интонационной структуры, обусловленные как коммуникативными факторами, факторами стилистического плана, так и индивидуальными особенностями говорящего.
Возвращаясь к выше приведенным примерам, можно проследить сегментацию. Если контекст, в котором могут быть употреблены данные предложения, предполагает нейтральную в эмоциональном отношении ситуацию, то можно утверждать, что обе фразы будут оканчиваться нисходящим тоном. Общий мелодический рисунок будет носить спокойный нисходящий характер. Первая фраза может состоять из одной или двух синтагм. Вторая – из двух. Если эти предложения взяты из диалога, то скорее всего следует ожидать появления скользящей шкалы, и возможно, нисходяще-восходящего тона в первой синтагме второй фразы. Если предположить, что данные предложения, читаются ребенком, то следует ожидать более дробного членения и употребления восходящего тона в неконечных синтагмах. Следовательно, отдельная синтаксическая структура, взятая вне контекста (а иногда и в контексте), допускает различные интонационные варианты, которые определяются как самой структурой (порядком слов, коммуникативным типом и т. д.) так и другими лингвистическими и экстралингвистическими факторами. Однако большинство вариантов предсказуемы, если известны воздействующие на интонацию факторы.
Эмоционально-модальная функция. Исследования, ведущиеся в этой области, можно разделить на две группы. К первой группе относятся работы, в которых основное внимание сосредоточено на выявлении интонационной модели (чаще акцентно-мелодической), которая способна передавать определенные эмоционально-модальные значения. Объектом таких исследований, как правило, является фраза (utterance). Наиболее полной и популярной работой в этой области является книга Дж. О'Коннора и Г.Арнольда. Авторы дают описание формы и функций десяти моделей (tone groups), которые передают определенные варианты эмоционально-модальных значений. Наиболее полный набор эмоционально-модальных интонационных моделей на материале американского варианта английского языка дан в книге К. Пайка.
Вторая группа исследований связана с изучением интонационных средств выражения эмоций или групп эмоций. Такие исследования ведутся, как правило, на материале коротких речевых сигналов (слов, односинтагменных фраз). Делались попытки найти специальные интонации (мелодии), которые выражали бы определенные эмоции. Так, к числу таких специальных мелодий часто относят различные тоны: ровные, нисходяще-восходящие, восходяще-нисходящие, а также различные шкалы.
Ведутся исследования и в плане изучения физических характеристик. Большинство работ в этой области ограничивается изучением частоты основного тона, времени и интенсивности. Исследований, анализирующих роль частичных тонов (гармоник) в передаче эмоций, значительно меньше в связи с трудоемкостью процесса обработки данных. Тем не менее важность таких исследований очевидна, так как они позволяют установить более тонкие формы различий между сходными группами эмоций.