ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

0
1
Материал опубликован 8 August


ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям (поддерживающей) и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды [3].

Образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности детей и педагогов. Образовательное учреждение, в которой удаётся создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье детей и педагогов [3].

Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.) [5].

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, студент своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя [2].

В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных образовательных учреждений и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.

Для изучения психологических условий образовательной среды образовательного учреждения в ходе проведения диагностического исследования была использована методика «Диагностика психологических условий образовательной среды» (Бадьина Н.П.)

Педагогами (рис.1) отмечен средний уровень интенсивности образовательной среды (66%), эмоциональности (83%) при отсутствии высокого уровня, высокий уровень удовлетворенности образовательным учреждением (67%), демократичности (50%), содействия развитию познавательной мотивации (67%) и низкий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг (50%).

Родители (рис. 2) отметили высокий уровень удовлетворенности образовательным учреждением (67%), средний уровень интенсивности (75%), эмоциональности (62%), демократичности (62%), содействия развитию познавательной мотивации (54%), удовлетворенности качеством образовательных услуг (67%).

Для исследования инновационного потенциала педагогического коллектива мы использовали методику «Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива» (Т.С. Соловьева), которая содержит комплект анкет для учителей. Система показателей ИППК (инновационный потенциал педагогического коллектива) включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе.

Табл. 1

Показатели ИППК

Результат диагностики

Воспримчивость педагогов к новому

0,78 допустимый уровень ИППК

Информационная готовность

0,63 низкий уровень ИППК

Мотивационная готовность

допустимый уровень ИППК

Антиинновационный барьеры

оптимальный уровень ИППК

Уровень новаторства

допустимый уровень ИППК


t1723100074aa.gif

Рис. 1. Результаты исследования психологических условий образовательной среды (педагоги)

t1723100074ab.gif

Рис. 2. Результаты исследования психологических условий образовательной среды (родители)

На основании полученных результатов (табл. 1.), можно сделать вывод о том, что инновационный потенциал педагогического коллектива имеет допустимый уровень. Это свидетельствует о том, что, педагоги недостаточно готовы воспринимать новую информацию, мотивационная готовность к освоению новшеств находится также на среднем уровне. Важным является то, что ни один из респондентов не отметил у себя антииновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций.

Второй этап нашего исследования включал разработку и апробацию программы, содержащей в себе семинар для педагогов на тему «Инновационный потенциал педагогического коллектива в образовательной среде» и групповой тренинг. Целью программы является создание психологических условий для профессионального и личностного развития педагогов и кадров управления системы образования. Программа была реализована на одной из двух групп педагогического коллектива, состоящей из 12 человек.

Третий этап исследования включал проведение контрольной диагностики психологических условий образовательной среды и инновационного потенциала педагогического коллектива. Мы использовали метод математической статистики критерий знаков G, что позволило нам выявить эффективность разработанной нами программы. Применение данного критерия показало, что выявленные изменения в контрольной группе педагогов не являются случайными.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что метод организационного консультирования может применяться как средство развития образовательной среды образовательного учрежедния.

Библиографический список:

Брылева, О.А. Инновационный потенциал личности в образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / О.А. Брылева, Е.В. Шарапановская, И.В. Григоричева, Е.В. Четошникова. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 130 с.

Демидова, Н.И. Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в научной мысли ХХ века [Электронный ресурс] / Н.И. Демидова. // Известия Саратовского университета / Серия Философия. Психология. Педагогика. – Электрон. журн. – Саратов, 2009. – вып. 4 . – том 9. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/48758/2009-4-24.pdf

Нефедова, М.С. Психологические условия школьной образовательной среды [Электронный ресурс] / М.С. Нефедова. // Региональный сборник научных трудов / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Электрон. журн. – г. Елабуга: ЕИ КФУ, 2006. – №. 3. – Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253450068125000/Default.aspx

Улановская, И.М., Что такое образовательная среда школы? [Электронный ресурс] / И.М. Улановская. // Начальная школа: плюс – минус. – Электрон. журн. – М.: 2002. – №. 1. – Режим доступа: http://life.starnet.ru/Files/School_sit.pdf



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хотелось бы ознакомиться с началом работы. Любое исследование начинается с пяснительной записки, которая включает в себя ряд ценной информации.

8 August

Похожие публикации