ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Одним из актуальных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям (поддерживающей) и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды [3].
Образовательная среда – это совокупность условий, организуемых администрацией образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии их родителей с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности детей и педагогов. Образовательное учреждение, в которой удаётся создать такие условия, превращается в территорию грамотной, комплексной и неустанной заботы о здоровье детей и педагогов [3].
Рассмотрение феномена образовательной среды осуществляется с позиций, связанных с современным пониманием образования как сферы социальной жизни, а среды как фактора образования. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение, как совокупность условий и влияний, окружающих человека. Идеи развития образовательной среды обстоятельно разрабатываются как в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г. А. Ковалев, В. П. Лебедева, А. Б. Орлов, В. И. Панов, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, И. М. Улановская, Б. Д. Эльконин, В. А. Ясвин и др.), так и в зарубежной психологии (А. Бандура, К. Левин, К. Роджерс и др.) [5].
Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия высшего образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, студент своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя [2].
В связи с этим становится все более проблематичным определение эффективности образовательной среды конкретных образовательных учреждений и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного процесса.
Для изучения психологических условий образовательной среды образовательного учреждения в ходе проведения диагностического исследования была использована методика «Диагностика психологических условий образовательной среды» (Бадьина Н.П.)
Педагогами (рис.1) отмечен средний уровень интенсивности образовательной среды (66%), эмоциональности (83%) при отсутствии высокого уровня, высокий уровень удовлетворенности образовательным учреждением (67%), демократичности (50%), содействия развитию познавательной мотивации (67%) и низкий уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг (50%).
Родители (рис. 2) отметили высокий уровень удовлетворенности образовательным учреждением (67%), средний уровень интенсивности (75%), эмоциональности (62%), демократичности (62%), содействия развитию познавательной мотивации (54%), удовлетворенности качеством образовательных услуг (67%).
Для исследования инновационного потенциала педагогического коллектива мы использовали методику «Диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива» (Т.С. Соловьева), которая содержит комплект анкет для учителей. Система показателей ИППК (инновационный потенциал педагогического коллектива) включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе.
Табл. 1
Показатели ИППК | Результат диагностики |
Воспримчивость педагогов к новому | 0,78 допустимый уровень ИППК |
Информационная готовность | 0,63 низкий уровень ИППК |
Мотивационная готовность | допустимый уровень ИППК |
Антиинновационный барьеры | оптимальный уровень ИППК |
Уровень новаторства | допустимый уровень ИППК |
Рис. 1. Результаты исследования психологических условий образовательной среды (педагоги)
Рис. 2. Результаты исследования психологических условий образовательной среды (родители)
На основании полученных результатов (табл. 1.), можно сделать вывод о том, что инновационный потенциал педагогического коллектива имеет допустимый уровень. Это свидетельствует о том, что, педагоги недостаточно готовы воспринимать новую информацию, мотивационная готовность к освоению новшеств находится также на среднем уровне. Важным является то, что ни один из респондентов не отметил у себя антииновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций.
Второй этап нашего исследования включал разработку и апробацию программы, содержащей в себе семинар для педагогов на тему «Инновационный потенциал педагогического коллектива в образовательной среде» и групповой тренинг. Целью программы является создание психологических условий для профессионального и личностного развития педагогов и кадров управления системы образования. Программа была реализована на одной из двух групп педагогического коллектива, состоящей из 12 человек.
Третий этап исследования включал проведение контрольной диагностики психологических условий образовательной среды и инновационного потенциала педагогического коллектива. Мы использовали метод математической статистики критерий знаков G, что позволило нам выявить эффективность разработанной нами программы. Применение данного критерия показало, что выявленные изменения в контрольной группе педагогов не являются случайными.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что метод организационного консультирования может применяться как средство развития образовательной среды образовательного учрежедния.
Библиографический список:
Брылева, О.А. Инновационный потенциал личности в образовательном пространстве: учебно-методическое пособие / О.А. Брылева, Е.В. Шарапановская, И.В. Григоричева, Е.В. Четошникова. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – 130 с.
Демидова, Н.И. Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в научной мысли ХХ века [Электронный ресурс] / Н.И. Демидова. // Известия Саратовского университета / Серия Философия. Психология. Педагогика. – Электрон. журн. – Саратов, 2009. – вып. 4 . – том 9. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/48758/2009-4-24.pdf
Нефедова, М.С. Психологические условия школьной образовательной среды [Электронный ресурс] / М.С. Нефедова. // Региональный сборник научных трудов / Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: теория и практика. – Электрон. журн. – г. Елабуга: ЕИ КФУ, 2006. – №. 3. – Режим доступа: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128253450068125000/Default.aspx
Улановская, И.М., Что такое образовательная среда школы? [Электронный ресурс] / И.М. Улановская. // Начальная школа: плюс – минус. – Электрон. журн. – М.: 2002. – №. 1. – Режим доступа: http://life.starnet.ru/Files/School_sit.pdf
Кияйкина Наталья Федоровна