Выступление «Внеурочная деятельность как возможность индивидуализации образовательной среды»

0
0
Материал опубликован 3 February 2017 в группе

Смирнова Марина Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ Арбатская СОШ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктованная необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения, формирующим в первом классе навыки самообразования и саморазвития. Главными задачами современной школы становятся раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в современном мире. В связи с этим школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации.     

Эти задачи осуществляются через урочную и внеурочную деятельности. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Начиная с начальной школы ребята с помощью учителя выбирают для посещения кружки различной направленности. Пока их выбор основан на интересе в познании чего-то нового. Но когда появляются первые успехи и ребенок понимает, что у него все получается, что он может достичь большего в этой деятельности, то выбор становиться самостоятельным и осознанным.

В малочисленной сельской школе процесс индивидуализации – это важное условие развития ребенка, так как у учащихся есть возможность выбора, ребята могут проявить свою активность, творческий потенциал, реализовать свои интересы, выбрать свою образовательную траекторию, а учитель становится для него организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения.

Учитывая пожелания родителей, интересы детей, а также возможности образовательного учреждения, опыт и интересы педагогов в нашей школе были выбраны наиболее продуктивные виды деятельности.

Социальное направление представлено программой «Юный исследователь». Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает мыслительные, исследовательские, коммуникативные и социальные общеучебные навыки.

Основные виды творческих работ - это поделки и мероприятия. Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и так далее.

В 1 классе выполняли проекты «Объемная буква В, М Н», проект «Новогодняя стенгазета» и др.

Проект «Сказки». Дети ставили театрализованное представление по сказке С.Я.Маршака «Про козла». Проектная деятельность обогащает жизненный опыт ребят, позволяет творчески воспринимать действительность, не оставляет равнодушными к изучаемому программному материалу, расширяя и углубляя его. Видно, что в ходе работы над проектами дети приобретают опыт самостоятельной, творческой деятельности.

Общеинтеллектуальное направление представлено программами «Хочу все знать», «Смайлик».

На кружке «Хочу все знать» дети выяснили, что такое кристалл, и научились выращивать кристаллы соли и медного купороса в домашних условиях.

На кружке «Смайлик» учащиеся шаг за шагом осваивали основы компьютерной графики, выполняли рисунки и изображения разной степени сложности.

Работа данных кружков направлена на развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников, в том числе интеллектуальных умений и навыков межличностного общения.

Спортивно-оздоровительное направление

Один из главных запросов родителей – это укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. В течение недели каждый ребёнок посещал 2 кружка спортивно-оздоровительной направленности- «Здоровейка», «Туристенок».

Ребята с большим удовольствием посещали эти занятия, получают заряд бодрости, энергии, удовольствия. Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Быть здоровым – это значит быть счастливым и успешным во взрослой жизни.

На кружке «Юный художник дети осваивали разные техники рисования, в том числе нетрадиционные, которые увлекают детей, развивается познавательный интерес, дети с большим энтузиазмом их осваивают. Например: рисование мыльными пузырями, рисунок ладошкой, рисование пальцами, набрызг, кляксография, рисование солью. Программы направлены на развитие у детей эстетического восприятия, творческих способностей, привитие трудовых навыков, формирование духовных качеств, интереса и любви к прекрасному.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данных программ, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика помогает ученику успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету. Наши ученики достойно выступают на предметных олимпиадах, а так же принимают активное участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах и участвуют в различных интеллектуальных конкурсах.

Педагоги нашей школы стараются сделать пребывание детей в школе наиболее комфортным и интересным, так как только при этих условиях можно говорить об успешности внеурочной деятельности, укреплении эмоциональной сферы и всестороннего развития ребёнка, а также укреплении и приумножении здоровья детей.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации