Образовательный проект «ТРИЗ -лаборатория» как средство создания научно-исследовательской образовательной среды

1
0
Материал опубликован 19 June 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Южноуральский энергетический техникум»

ГБПОУ ЮЭТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТРИЗ -лаборатория» как средство создания научно-исследовательской образовательной среды Разработчик: преподаватель физики первой квалификационной категории С.А. Иванова 2022

СОДЕРЖАНИЕ



Термины и сокращения

3

Раздел 1. Паспорт проект

4

Раздел 2. Актуальность проекта

9

Раздел 3. Принципы, технологии и формы организации работы

15

Раздел 4. Сроки и этапы реализации проекта

22

Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации проекта

23

Раздел 6 План и мероприятия по реализации проекта

25

Раздел 7. Основные риски и пути их минимизации

27

Раздел 8. Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации проекта

28

Раздел 9. Требования к обеспеченности организации для реализации проекта

30

Раздел 10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта

31

Раздел 11. Результаты реализации проекта

32

Список используемых источников

34

Приложения

36



















ТЕРМИНЫ И СОКРАЩЕНИЯ


ОК

Общие компетенции

ЛР

Личностные результаты реализации программы воспитания – комплекс характеристик, определяющий набор черт, присущих человеку, выражающий своеобразие состояний, психологических процессов, сторон характера и поведенческих моделей в социуме.

Дескриптор

Лексическая единица (словосочетание), служащая для описания основного смыслового содержания формулировки

ПОО

Профессиональная образовательная организация

ФГОС СПО

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

ГБПОУ ЮЭТ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южноуральский энергетический техникум»

ЮГО

Южноуральский городской округ

ДООП

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач


















РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА


Наименование проекта

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«ТРИЗ -лаборатория» как средство создания научно-исследовательской образовательной среды

Краткое название проекта

«ТРИЗ - лаборатория»

Разработчики проекта

Преподаватель физики первой квалификационной категории Иванова Светлана Алексеевна

Ответственный исполнитель проекта

ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум»

Нормативно – правовая база проекта



Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

Паспорт национального проекта «Образование» 2019-2024 гг., утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16;

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года № 204) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 884 (ред. от 23.02.2006) «О доктрине развития российской науки»(ч. II. Развитие научного потенциала России);

- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 24.12.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 Пр-271

Программа развития ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» на 2019 –2023 годы;

Рабочая программа воспитания обучающихся по программам среднего профессионального образования на 2021-2025годы.

Основные цели

проекта



создание структуры дополнительного образования через «Лабораторию ТРИЗ», эффективно способствующей развитию научно-исследовательских, конструкторско-технических, информационно-технологических компетенций обучающихся техникума;

Получение обучающимися возможности самораскрытия и самореализация личности (ЛР);

формирование ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

формирование ОК 04. Работать в коллективе и команде


Основные задачи проекта









Создать оптимальную модель «ТРИЗ-лаборатории» на базе техникума.

Выявить условия реализации модели «ТРИЗ –лаборатории» (нормативное, кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение).

Создать организационно-пространственную среду для реализации модели «ТРИЗ- лаборатории»

Повысить профессиональный уровень педагогических работников, занятых в «ТРИЗ-лаборатории».

Проанализировать потребность обучающихся в научно-исследовательской, проектной, изобретательской конструкторской деятельности,

Разработать систему оценки эффективности проекта

Целевые индикаторы и показатели проекта



Охват обучающихся , принимающих

участие в работе лаборатории, чел;

число победителей и призёров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований различного уровня, чел

доля участников соревнований по робототехнике, %

доля участников конкурсов технического творчества, %

количество социальных партнеров техникума,

вовлечённых в реализацию проекта,

публичное представление опыта научных

исследований




Содержание направлений проекта




«ТРИЗ – лаборатория »станет центром создания особой образовательной, общеразвивающей, социальной и воспитательной среды, которая позволит достичь выпускниками техникума и школ города уровня развития компетенций, необходимых для дальнейшего обучения в современной высоко технологической среде .

«ТРИЗ-лаборатория» составная часть техникума - является формой дополнительного образования, включающая в себя сетевое взаимодействие социальных партнеров (IT-куб, , вузы, школы города), рассчитанная на обучающихся, проявляющих интерес к техническим наукам и творчеству.

Сроки реализации проекта

2019 – 2023 годы

Организационный этап (сентябрь-октябрь 2019г):

разработка программы системы поиска, целенаправленного выявления и поддержки одаренных обучающихся, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми

Этап реализации (2019-2023гг.): непосредственная работа с одаренными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение занятий ДОП, предметных олимпиад, конференций и технических конкурсов, организация конструкторско-технической деятельности

обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

Завершающий этап (июнь 2023 г.): контроль и

анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении

Механизм реализации

Проекта

Формы организации деятельности:

внеурочные занятия

лабораторные практикумы и занятия на базе IT-куба

Под руководством кураторов Лаборатории ТРИЗ обучающиеся разрабатывают исследовательские и технические проекты и выполняют их в течение года, а затем получают возможность апробировать через участие в различных мероприятиях:


Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Создание центра формирования особой образовательной, развивающей и воспитательной среды через вовлечение социальных партнёров, обучающихся техникума школ ЮГО в изобретательскую, научно-техническую, конструкторскую и проектную деятельность.

2. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития политехнического кругозора, технических способностей детей и подростков, их самореализации, профессионального самоопределения.

3. Разработка общеразвивающих программ лабораторий по робототехнике, механике, программированию, техническому конструированию и моделированию.

4.Разработка методических рекомендаций по созданию «ТРИЗ-лаборатории», нормативно-методического сопровождения, программ деятельности каждого модуля

5.Расширение спектра форм трансляции опыта (публикации, участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, распространение опыта на образовательных форумах).

6.Проведение техникумовского фестиваля точных наук «Особые точки», соревнований, выставок, конкурсов научно-технического творчества, праздника Лего-фэнтези, марафона технического творчества «Старт» , муниципального этапа «Шаг в будущее»

Объем и источники финансирования Проекта

Федеральный бюджет

Внебюджетные средства техникума

Контроль исполнения

проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация техникума

Контроль за целевым использованием финансовых

средств осуществляет директор техникума






































РАЗДЕЛ 2. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Развитие технического мышления у детей является одним из приоритетных трендов российского образования. В современном мире на первое место выходит инновационная деятельность, связанная с созданием высоких технологий в различных сферах жизнедеятельности общества: экологии, медицины, промышленности. Количество их в ближайшее время будет только возрастать.

Важно с самого детства воспитывать будущих ученых, конструкторов, технологов, инженеров, постепенно формируя в детях устойчивый интерес к данным профессиям, развивая творческие способности и нестандартность мышления, желание пробовать, выдумывать, создавать, способность работать в быстроменяющихся условиях.

Наряду с этим процесс образования все больше ориентируется на формирование творческой личности обучающихся, что приводит к поиску эффективных средств и методов образовательной деятельности, которые будут способствовать развитию творческого потенциала обучающихся.

Возникает острая необходимость развития творческих способностей обучающихся.

Одним из средств развития творчества является конструкторская деятельность, в которой дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов.

Исходя из вышесказанного высока ценность и важность творческого мышления. А.М. Василевская, Я.А. Пономарев А.П. Зверик рассмотрели в своих трудах различные аспекты развития творческого мышления и технического творческого мышления, психологическую структуру, динамику и развитие творческой деятельности, диагностики и развития способностей к творчеству.

Исследования средств развития творческих способностей, которые имеются на данный момент, касаются общих аспектов конструирования, но не всегда используются в образовательном процессе, тем более для обучающихся техникума.

Как показала педагогическая практика, с помощью традиционных форм работы невозможно в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творческих способностей у детей является ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – это уникальный инструмент для поиска оригинальных идей и развития творческих способностей.

Одним из средств развития творчества, получившее в настоящее время широкое распространение, является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В рамках данного подхода под творческими способностями понимают:

способность рисковать;

дивергентное мышление (гибкость, оригинальность, быстрота, точность);

богатое воображение;

восприятие неоднозначных вещей;

высокие эстетические ценности;

развитая интуиция [24].

Теория гласит, что данная система позволит не только решить творческие задачи, но и воспитать и развить мышление человека. То есть, в рамках этой концепции ориентация идет на алгоритм, что способствует формированию определенных правил развития креативности.

Технология учит «раскрывать сознание», избавляет от стереотипов. Ее цель – развитие творческого мышления, воспитание личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Основателем теории является Генрих Саулович Альтшуллер, российский учёный, писатель-фантаст, изобретатель. Начиная с 1946 года сначала в СССР, затем в России, а теперь и во всём мире ТРИЗ активно развивается. Разработчиками, преподавателями и пользователями теории накоплен огромный практический опыт решения задач в самых разных областях человеческой деятельности.

Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно научить ребенка видеть новые грани знакомых вещей.

ТРИЗ имеет два направления, во-первых, развитие творческого мышления, креативности, во-вторых, знакомство обучающихся с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) и методами разрешения технических противоречий. Рассмотрим подробнее методы первого и второго направлений ТРИЗ.

Развивать творческое мышление можно с помощью приемов ТРИЗ, основу которых составляют 40 приемов. Работа по составлению списка таких приёмов была начата Г.С. Альтшуллером ещё на ранних этапах становления Теории решения изобретательских задач. Эти приёмы показывают лишь направление и область, где могут быть сильные решения. Конкретный же вариант решения они не выдают. Эта работа остаётся за человеком.

Решения задач методом АРИЗ – это последовательное выполнение действий по разрешению технических противоречий. АРИЗ – алгоритм анализа и поиска решений нетиповых задач, ориентируемый на эффективное решение задач с наименьшими затратами, минимальной переделкой исходной технической системы. Он служит инструментом для мышления, а не вместо мышления. Необходимо тщательно обдумывать формулировку каждого этапа, записывать все соображения, возникшие по ходу решения задачи. При постановке задачи в АРИЗ необходимо указывать не на то, что нужно сделать, а сформулировать нежелательный эффект, который нужно устранить.

Если сравнить неалгоритмический и алгоритмический методы решения творческих задач, то у каждого выделяются достоинства и недостатки.

Таблица 1– Сравнительная таблица методов решения творческих задач

Достоинства

Недостатки

Неалгоритмические методы

Решают относительно простые задачи

Неэффективность при решении сложных

задач

Резко увеличивают количество новых идей

Низкая вероятность продуцирования новой

качественной идеи


Принципиально доступны в усвоении.

Иногда упираются на коллективный опыт


Алгоритмические методы (АРИЗ)

Помогают решать конкретные задачи,

прогнозировать развитие техники.

Повышает КПД (коэффициент полезного

действия) при решении сходных

изобретательских задач

Труден в освоении, требует постоянного

поддержания изобретательской формы

Может эффективно использоваться в

нетехнических областях знаний

(педагогика, психологий, социология и т.п.)

В настоящее время в АРИЗ слабо

разработаны принципы решения задач в

некоторых областях (химии, радиотехники)

Опирается на широкий опыт многих

изобретателей. Технологичность метода

позволяет овладеть его основными

процедурами и приемами

Дает лишь идеи решения, а не конструкции

(как и многие другие методы)



Использование элементов ТРИЗ способствует развитию творческого и конструкторского мышления у обучающихся. Педагог не дает детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, он учит ее находить.

На начальной стадии данного этапа мы считали необходимым

выяснить уровень знаний, умений, мотивации и творческих способностей.

Развитие технического творчества детей может быть охарактеризовано и измерено с помощью известной, предложенной В.И. Андреевым, модели творческих способностей (см. Приложение 1). Для определения результативности на основе использования методов и приемов ТРИЗ было предложено оценивать степень проявления способностей каждого обучающегося.

При этом в соответствии с подходом В.И. Андреева, оцениваемые способности объединены в укрупненные блоки:

мотивационно-творческой активности личности;

интеллектуально-логических способностей;

интеллектуально-эвристических способностей;

способностей к самоуправлению в учебно-творческой деятельности;

коммуникативно-творческих способностей;

эстетические качества личности;

результативности творчества.

Состав оцениваемых способностей в каждом из блоков и критерии их оценки был уточнён с помощью метода экспертной оценки. Для этого были приглашены 3 эксперта, у которых есть многолетний опыт педагогической деятельности

t1655611296aa.pngРисунок 1 – Диагностика творческого потенциала

По методике «Оценка уровня творческого потенциала личности» (по методике В.И. Андреева) мы видим, что низкий уровень творческого потенциала 25,3%, он характеризуется невысокими способностями к творческому мышлению.

Не исключены искажения результатов исследования, в силу того, что респондент недооценил своих потенциалов из-за отсутствия веры в свои силы и возможности.

Средний уровень творческого потенциала составил 54,2%, он характеризуется как норма творческого потенциала.

Респонденты, получившие средний балл обладают теми качествами, которые позволяют творить и саморазвиваться, но существуют границы, которые тормозят процесс творчества. Если личность приложит необходимых усилий, то имеется больше шансов добиться намеченного результата.

Высокий уровень составил 21,5%, что свойственно в значительной степени творческим личностям, способным к разным видам творчества, склонные к неординарным способам решения проблемы.

По результатам общего исследования, стало известно, что у всех 142 испытуемых вполне нормальный творческий потенциал. Все они обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, потенциал испытуемых позволит им проявить себя, если они, конечно, этого пожелают.

Если испытуемые захотят – они добьются успеха, только для этого им нужно глубже понять себя, разобраться в том, что их особенно привлекает, найти ту сферу деятельности, в которой они смогут максимально проявить свой талант. Испытуемые должны чаще задавать себе вопрос: «Мое ли это дело?» Полученные данные означают, что без какой-либо базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы, высокое развитие творческого потенциала невозможно.

Исходя из этого, можно сказать, что назрела необходимость в создании условий для развития научно- исследовательских, конструкторско-технических, информационно-технологических компетенций обучающихся техникума.

Новизна проекта заключается в том, что с помощью создания научно-исследовательской образовательной среды, обеспечивающей изучение основ образовательной робототехники, конструирования, моделирования, программирования, технического творчества позволит развить компетенции, воспитать социально-значимые качества личности.

В данном проекте будет выстроена система дополнительного образования, которая поможет создать условия для самореализации и профессионального самоопределения.


РАЗДЕЛ 3. ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ


Анализируя различные программы, выделим основные методологические принципы (таблица 2), на которые необходимо опираться преподавателю при подготовке обучающихся к конструкторской, проектной деятельности.

Таблица 2– Принципы реализации проекта

Принцип

Содержание

принцип индивидуальной и социальной значимости учебного материала

в процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные образовательные потребности и способности каждого обучающегося и формировать у обучающихся знания, умения и опыт, востребованные в реальной жизни

принцип практической направленности образования

необходимо предлагать обучающимся разнообразные практические задания

принцип ориентации на развитие самостоятельности

необходимо основную часть практических заданий предлагать обучающимся для самостоятельного выполнения

принцип природосообразности обучения

обучая ребенка, педагог должен отталкиваться от его природы

принцип наглядности

натуральные, изобразительные, схематические,

аудиовизуальные и словесно-образные, например, художественные образы



Формы обучения на занятиях могут быть индивидуальными, групповыми и командными. К ним относятся:

занятия теоретического характера, в которые входят минилекции, учебные дискуссии, тематические беседы и т.д.;

занятия практического характера, в которые входят творческие задания, игры и т.д.;

проектная деятельность, которая позволяет привлечь внимание обучающихся и повысить интерес к изучаемому предмету, при этом выбранный проект должен быть посильным для них и в процессе выполнения проекта они получают полезные, применимые на практике знания и умения;

экскурсии, объединяющие учебный процесс с реальной жизнью. Пример: Конструкторское бюро «Константа», где обучающиеся могут познакомиться с особенностями профессии конструктора и со всеми этапами конструкторской деятельности;

Краеведческий музей г. Троицк, в котором обучающиеся могут познакомиться с проектами зданий;

соревнования, позволяющие повысить мотивацию к деятельности обучающегося;

выставки, на которых можно оценить умения, приобретённые обучающимся.

К наиболее результативным методам обучения при подготовке обучающихся к конструкторской, научно-технической, проектной деятельности на занятиях, на наш взгляд, можно отнести:

объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);

репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

поисковый – самостоятельное решение проблем; - метод проектов – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути;

методы ТРИЗ – разделяется на метод аналогий (биомеханика) и методы разрешения технических противоречий.

На основе выделенных принципов и методов разработаем модель деятельности педагога (рисунок 2).

Представленная в модели последовательность видов деятельности педагога может варьироваться в зависимости от конкретной учебной ситуации, например отбор содержания учебного материала и выбор форм учебно-познавательной деятельности обучающихся могут происходить параллельно.









t1655611296ab.gif





с





























































Рисунок 2 – Модель деятельности педагога по формированию у обучающихся конструкторской, научно-технической, проектной деятельности



Среди всех методов обучения особое место занимают методы ТРИЗ.

Использование методов ТРИЗ на занятиях– это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента готовить обучающихся к конструкторской, научно-технической, проектной деятельности.

Использование элементов ТРИЗ на занятиях развивает творческое воображение. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают постоянно для себя открытия. Принцип проведения занятий с использованием элементов ТРИЗ - от простого к сложному. Дети видят мир во всем его многообразии, учатся творчески находить позитивные решения проблем, что очень пригодится ребенку во взрослой жизни.

Далее представлен учебно-тематический план(таблица 3) на занятиях с использованием методов и приемов ТРИЗ на каждом занятии.

Таблица 3 – Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теор.часы

Практчасы

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

Введение.

История изобретательства и рационализаторства

1

Вводное занятие. Перспективы. План работы. Анализ работы секции за прошлый учебный год.

2

2

-

Лекция

2

Патентоведение

2

2


Самостоятельная работа.

3

Основные принципы ТРИЗа

2

1

1

Игра, консультация, беседа

4

Основные методы ТРИЗа

3

1

2

Самостоятельная работа

Итого:

9

6

3


Октябрь

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Алгоритм решения инженерных задач

2

1

1

Игра, консультация, беседа

2

Вепольный анализ, графическое изображение.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

3

Информационный фонд (система стандартов)

2

1

1

Игра, консультация, беседа

4

Развитие творческого воображения

3

1

2

Игра, консультация,

Итого

9

4

5


Продолжение таблицы 3

Ноябрь

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Применение инструментария ТРИЗ

2


2

Игра, консультация, беседа

2

Оператор системный

2

2


Игра, консультация, беседа

3

Применение системного оператора

3


3

Игра, консультация, беседа

4

Метод проб и ошибок

2


2

Игра, консультация, беседа

Итого

9

2

7


Декабрь

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Инерция мышления

2

2


Игра, консультация, беседа

2

Синектика Уильяма Гордона

2


2

Игра, консультация, беседа

3

Метод фокальных объектов

2

2


Игра, консультация, беседа

4

Применение метода фокальных объектов

Изобретательская (проблемная) ситуация и изобретательская задача

3


3

Игра, консультация, беседа

Итого

9

4

5


Январь

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Системный подход

3

2

1

Игра, консультация, беседа

2

Закон полноты частей системы, энергетической проводимости системы.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

3

Закон согласования ритмики частей системы, увеличения степени идеальности системы.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

4

Закон неравномерности развития частей системы, перехода в надсистему.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

Итого

9

5

4


Февраль

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Закон перехода с макроуровня на микроуровень, увеличения степени вепольности, S-образного развития.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

2

Альтернативные и анти системы

2

1

1

Игра,

Продолжение таблицы 3


3

Би- и полисистемы

2

1

1

Игра, консультация, беседа

4

Типы противоречий

3

1

2

Игра, консультация, беседа

Итого

9

4

5


Март

ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач)

1

Административное противоречие

2

1

1

Игра, консультация, беседа

2

Физическое противоречие

3

1

2

Игра, консультация, беседа

3

Типовые приёмы устранения технических противоречий.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

4

Типовые приёмы устранения физических противоречий.

2

1

1

Игра, консультация, беседа

Итого

9

4

5


Апрель

Физические эффекты и явления в технике

1

Разработка идеи модели

2


2

Самостоятельная работа.

2

Разработка технической документации

2


2

Самостоятельная работа.

3

Подготовка материалов для изготовления модели

2


2

Самостоятельная работа.

4

Сборка модели

3


3

Самостоятельная работа.

Итого

9


9


Май

Физические эффекты и явления в технике

1

Оснащение модели

2


2

Самостоятельная работа.

2

Апробация модели

2


2

Самостоятельная работа.

3

Корректировка работы модели

2


2

Самостоятельная работа.


Продолжение таблицы 3


4

Испытание действующей модели

3


3

Самостоятельная работа.

Итого

9


9


Июнь

Решение задач

1

Эвристика. Типовые ошибки в изучении творчества

2


2

Самостоятельная работа.

2

Эвристика. Типовые ошибки в изучении творчества

2


2

Самостоятельная работа.

3

Стандарты на решение изобретательских задач

2


2

Самостоятельная работа.

4

Геометрические Физические Биологическиеэффекты

3


3

Самостоятельная работа.

Итого

9

0

9


Всего:


90





Таким образом, решая задачи с помощью предложенных приемов, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.





























РАЗДЕЛ 4. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1.Организационный этап (сентябрь-октябрь 2019г):

Цель: подготовка условий для реализации создания «ТРИЗ –лаборатории»

Задачи: изучить нормативно-правовую базу, разработать развернутую программу реализации «ТРИЗ-лаборатории», создать структуры управления проектом, разработать должностные инструкции и распределить обязанности, проанализировать материально-технические и педагогические условия реализации.

2.Этап реализации (2019-2023гг.): непосредственная работа с одаренными обучающимися. На этом этапе планируется организация и проведение занятий ДОП, предметных олимпиад, конференций и технических конкурсов, организация конструкторско-технической деятельности обучающихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.

3.Завершающий этап (июнь 2023 г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении

Реализация проекта позволит:

создать социально-значимые проекты с привлечением научного потенциала вузов и производственных предприятий региона;

внедрить в производственную деятельность лучшие практики научных исследований;

публично представить опыт научных исследований и разработок на конференциях, конкурсах, соревнованиях, производственных выставках различных уровней.







РАЗДЕЛ 5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


1. Создание центра формирования особой образовательной, развивающей и воспитательной среды через вовлечение социальных партнёров, обучающихся техникума и школ ЮГО в изобретательскую, научно-техническую, конструкторскую и проектную деятельность.

2. Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития политехнического кругозора, технических способностей детей и подростков, их самореализации, профессионального самоопределения.

3. Разработка общеразвивающих программ лабораторий по робототехнике, механике, программированию, техническому конструированию и моделированию.

4.Разработка методических рекомендаций по созданию «ТРИЗ-лаборатории», нормативно-методического сопровождения, программ деятельности каждого модуля

5.Расширение спектра форм трансляции опыта (публикации, участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, распространение опыта на образовательных форумах).

6.Проведение техникумовского фестиваля точных наук «Особые точки», соревнований, выставок, конкурсов научно-технического творчества, праздника Лего-фэнтези, марафона технического творчества «Старт», муниципального этапа «Шаг в будущее»

Ожидаемые эффекты проекта

1. Повышения качества образования участников «ТРИЗ-лаборатории».

2. Увеличение числа победителей и призеров Международных, Всероссийских олимпиад, региональных, муниципальных конференций, конкурсов, соревнований, игр по техническому направлению.

3. Увеличение доли обучающихся, охваченных программами дополнительного образования технической направленности, включая детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска.

4. Повышение методической грамотности педагогов.

5. Увеличение доли обучающихся, направленных на продолжение обучения в вузах по техническим специальностям.

Таблица 3 – Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта

Критерии/показатели

Значения по годам

2019/2020

2020/2021

2021/2022

2022/2023

I. Качество внедрения проекта в образовательный контекст

Охват обучающихся , принимающих участие в работе лаборатории, чел

15

25

35

40

Число победителей и призёров интеллектуальных конкурсов, олимпиад, соревнований различного уровня, чел

6

10

12

20

II. Проектная, техническая и исследовательская деятельность

Доля участников соревнований по робототехнике, %

10

12

15

17

Доля участников конкурсов технического творчества, %

30

40

50

60

Количество социальных партнеров техникума, вовлечённых в реализацию проекта

2

3

4

5

Публичное представление опыта научных исследований

Да

Да

Да

Да
























Раздел 6 План и мероприятия по реализации проекта


Таблица 4 – Календарный план реализации проекта

Этап

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

Организационный этап

1.Разработка программы проекта.

2.Изучение научно-методической литературы.

3. Разработка нормативно-правовой базы ТРИЗ-лаборатории

5. Работа по сохранению и развитию материальной базы.

сентябрь-октябрь 2019г

1. Разработана программа проекта.

2. Создана нормативно-правовая база (положения, должностные инструкции, договоры с участниками проекта).

3. Заключены договоры о

сотрудничестве, сетевом

взаимодействии ресурсами.

4.Сформирована материальнотехническая база проекта.

5.Комплектование группы

Этап реализации

Реализация программы ТРИЗ-лаборатории

Организация проведения лабораторных

практикумов на базе IT-куба

Организация и проведение муниципального этапа «Шаг в будущее»

Участие в областном конкурсе технического творчества

Участие в конкурсе рационализаторства и изобретательства

Защита научно-технических проектов

Разработка календаря массовых мероприятий, направленных на

поддержку и популяризацию научно- технических достижений и робототехники

2019-2023гг

1 Разработано методическое описание мастер-классов, профильных практик

2.Созданы условия для интеграции имеющихся знаний в практическую

деятельность

3.Раскрытие и развитие

интеллектуальных и изобретательских

способностей обучающихся

4.Увеличение числа участников и победителей и призеров научно-практических конференциях,

интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований различного

уровня

Завершающий этап

1. Проведение круглых столов, встреч педагогов, кураторов и специалистов -

социальных партнёров по анализу эффективности реализации проекта.

2. Диссеминация опыта в форме: методических приемных, вебинаров,

семинаров и др.

3. Размещение результатов деятельности в

рамках реализации проекта в СМИ.

4. Публикации на сайтах сети Интернет и

методических изданиях.

июнь 2023 г.

1.Тиражирование и распространение опыта и результатов деятельности .

2. Обобщение и демонстрация

коллективных и индивидуальных

проектов обучающимися.

3. Построение системы перспективного

развития лаборатории



Раздел 7. Основные риски и пути их минимизации

Таблица 5 – Риски проекта и их минимизация

Основные риски проекта

Пути их минимизации

Отсутствие достаточного финансирования

Привлечение спонсорских средств, изыскание средств через реализацию платных образовательных услуг.

Непонимание основных задач участниками (нечеткость предлагаемых заданий согласно возрастным особенностям, недостаточный методический инструментарий).

Создание единого информационного пространства, активное использование сетевого взаимодействия, СМИ, организация методического сопровождения проекта

Недостаточная заинтересованность в сетевом сотрудничестве социальных партнеров.

Создание взаимовыгодных условий сотрудничества с социальными партнерами.

Возрастание учебной нагрузки обучающихся и педагогов.

Социально-педагогическое сопровождение. Корректировка в связи с полученными в ходе мониторинга результатами программы внедрения проекта. Оптимальное распределение полномочий круга ответственных. Рациональное выстраивание образовательного процесса.

Отставание в сроках реализации

Корректировка сроков реализации








РАЗДЕЛ 8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА



Для реализации проекта необходимо изучить и использовать в процессе обучения следующие источники литературы

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000 - 608 с.

Кашкаров, А. П. Учим дома по ТРИЗ: как сделать интересным каждое занятие / А. П. Кашкаров. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 160 с.

Кашкаров, А. П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей / А. П. Кашкаров. — 2-е изд., исправленное. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 116 с.

Конструкторское бюро: ежемесячный производственно-технический журнал / Некоммерческое партнерство Издательский Дом «Панорама». — Москва: Перспектива, 2019.

Матяш, Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей [Текст] : учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей / И.А.

Матюхина, Н.В. Матяш, И.А. Мезенцева; под общ. ред. Н.В. Матяш. – Брянск: БИПКРО, 2014. – 148 с.

Орлов, М. А. Первичные инструменты ТРИЗ = TRIZ Primary Tools: справочник практика для создания инновационных идей и решений / Михаил Орлов.— Москва: Солон Пресс, 2019. — 127 с.

Орлов, М. А. Блиц-ТРИЗ: мини-конспект по ключевым элементам ТРИЗ (Теории Изобретения Г. С. Альтшуллера) в формате Модерн ТРИЗ / Михаил Орлов, Валентина Орлова. — Изд. 2-е, исправленное. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 48 с.

Орлов, М. А. Азбука современной ТРИЗ: базовый учебник универсального начального сертификационного курса Академии Инструментальной Модерн ТРИЗ: 11 основных учебных модулей и более 300 примеров: 3-в-1: кн.1. Как научиться изобретать. Кн. 2. Как стать гением. Кн. 3. Первичные инструменты ТРИЗ. Конспект-справочник / Михаил Орлов. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 515 с.

Петров, В. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 6. Задачник / В. Петров, О. Абрамов. — Москва : Солон, 2017. — 200 c. — ISBN: 978-5-91359-320-7. — Текст : непосредственный.

Петров, В. Теория решения изобретательских задач-ТРИЗ. Уровень 1 / В. Петров. — Москва : Солон, 2017. — 252 c. — ISBN: 978-5-91359-208-8. — Текст : непосредственный.

Половинкин, А.И., Попов, В.В. Техническое творчество: теория, методология, практика [Текст] / А.И. Половинкин, В.В. Попов. – М. : НПО «Информ-Система», 2002. – 408 с.

Шпаковский, Н. А. ОТСМ-ТРИЗ: подходы и практика применения: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям (квалификация (степень) «инженер») / Н. А. Шпаковский. — Москва: Инфра-М, 2019. — 502 с.


















РАЗДЕЛ 9. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


ГБПОУ ЮЭТ располагает материально-технической базой, обеспечивающей реализацию требований ФГОС СПО в соответствии с санитарно-техническими нормами СанПиН 2.4.2.178-02.

Мероприятия в рамках реализации проекта «ТРИЗ -лаборатория» осуществляются в оборудованных учебных кабинетах.

Таблица 6 – Материально – техническое обеспечение проекта

Наименование помещения,

оборудования

Назначение помещения, оборудования


Учебные кабинеты

Проведение занятий в рамках реализации проекта в кабинетах, оснащенных мультимедийным оборудованием

Компьютерный класс

Проведение занятий и тестирования в рамках реализации проекта в кабинетах, оснащенных персональными компьютерами

Актовый зал

Проведение олимпиад, конференций, соревнований

Библиотека

с читальным залом

Проведение тематических мероприятий, деловых встреч, круглых столов

Комплект робототехники

LEGO Mindstorms EV3 45544 (базовый)

Построение моделей, роботов

Электронный конструктор

Набор оборудования для сбора электрических цепей, схем

Физическая лаборатория

Выполнение различных опытов и экспериментов



















Раздел 10. Предложения по распространению и внедрению результатов проекта

Таблица 7– Предложения по распространению результатов проекта и обеспечению устойчивости

Предложения

Механизмы реализации

Диссеминация педагогического опыта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Проведение следующих мероприятий: круглые столы, методические приемные; семинары, вебинары; он-лайн приёмные; издание серии методических материалов; регулярное обсуждение и обмен мнениями о ходе реализации проекта


Совершенствование материально- технического обеспечения проекта.

Использование ресурсов социальных партнеров в рамках сетевого взаимодействия, привлечение внебюджетных средств (спонсорской помощи) от общественности города и области, а так же органов государственного управления.

Подготовка команд-участников выставок, игр, соревнований, конференций по робототехнике и техническому творчеству различных уровней.

Участие в Международных, Всероссийских, региональных и муниципальных выставках, играх, соревнованиях, конференциях по робототехнике и техническому творчеству.

Расширение географии проекта.

Расширение географии проекта произойдет через вовлечение в него новых участников за счет обучающихся школ.

Повышение заинтересованности кадров в реализации проекта.

Создание системы материального стимулирования педагоговучастников проекта.

Расширение информационного поля реализации проекта

Создание сайта проекта, печатной продукции, социальной рекламы











Раздел 11. Результаты реализации проекта


В результате промежуточной диагностики было выяснено, что использование методики ТРИЗ способствует формированию у обучающихся интереса к робототехнике, повышению познавательной активности, уровня знаний и умений, уровня технических и конструкторских способностей, творческого потенциала.

t1655611296ac.png

2019

2022

Рисунок 3 – Повторная диагностика в 2022г.


В процессе реализации разработанной методики у участников «ТРИЗ- лаборатории» произошло значительное повышение уровня творческого потенциала. Что позволяет говорить о результативности разработанной методики.

Перечень реализованных мероприятий представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Реализованные мероприятия проекта

Мероприятия

Результаты

Фестиваль точных наук «Особые точки»

1. Увеличилось количество участников

Фестиваля.

2. Определены победители, создана

система стимулирования результативности участия (ценные

подарки, призы).

3. Приобретено оборудование (

комплект по робототехники)

Муниципальный этап «Шаг в будущее»

1 Охват обучающихся составил 20%

2.Приобретены электронные конструкторы знаток

Конкурс изобретательных «Технология творческого мышления» 28 Южноуральского молодежного форума «Шаг в будущее»

1 место

Капитан команды – абсолютный победитель

Защита проектов в секции Полезная модель и техносфера. «Технология творческого мышления» 28 Южноуральского молодежного форума «Шаг в будущее»

1 место –Берещинов Т.

2 место – Гильс В.

Международные, всероссийские олимпиады

1. Увеличилось количество участников

Олимпиад

2. Увеличение доли победителей

Областной фестиваль технического творчества «От озарения к технологии

командный конкурс технического творчества

конкурс рационализаторства и изобретательства

1. Увеличилось количество участников

олимпиад

2. Увеличение доли победителей

17-ю Уральская выставка НТТМ «Евразийские ворота России – Шаг в будущее»(Ит- Техника и инженерное дело)

1. Увеличение количества участников

2. Увеличение доли победителей

Чемпионат молодые профессионалы worldskills russia

1. Увеличение количества участников

2. Увеличение доли победителей

Конкурсы профессионального мастерства по техническим специальностям

1. Увеличение количества участников

2. Увеличение доли победителей







Список используемых источников


Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000 - 608 с.

Гин, А. Необычное в обычном: 100 креативнНеобычное в обычном: 100 креативных решений / Школа креативного мышления;ых решений / Школа креативного мышления; / А. Гин, И. Андрежевская. — 1-е. — Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 144 c. — Текст : непосредственный.

Кашкаров, А. П. Учим дома по ТРИЗ: как сделать интересным каждое занятие / А. П. Кашкаров. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 160 с.

Гин, С. Мир фантазии / С. Гин. — 1-е. — Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2001. — 128 c. — Текст : непосредственный.

Злобин, Б,Зусман Изобретатель пришел на урок / Б,Зусман Злобин. — 1-е. — Кишенев : Лумина, 1989. — 128 c. — Текст : непосредственный.

Кашкаров, А. П. Развиваем нестандартное мышление: ТРИЗ для детей / А. П. Кашкаров. — 2-е изд., исправленное. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 116 с.

Конструкторское бюро: ежемесячный производственно-технический журнал / Некоммерческое партнерство Издательский Дом «Панорама». — Москва: Перспектива, 2019.

Матяш, Н.В. Развитие технических способностей учащихся в системе дополнительного образования детей [Текст] : учебно-методический комплект для курсов повышения квалификации руководящих и педагогических работников организаций дополнительного образования детей / И.А.

Матюхина, Н.В. Матяш, И.А. Мезенцева; под общ. ред. Н.В. Матяш. – Брянск: БИПКРО, 2014. – 148 с.

Орлов, М. А. Первичные инструменты ТРИЗ = TRIZ Primary Tools: справочник практика для создания инновационных идей и решений / Михаил Орлов.— Москва: Солон Пресс, 2019. — 127 с.

Орлов, М. А. Блиц-ТРИЗ: мини-конспект по ключевым элементам ТРИЗ (Теории Изобретения Г. С. Альтшуллера) в формате Модерн ТРИЗ / Михаил Орлов, Валентина Орлова. — Изд. 2-е, исправленное. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 48 с.

Орлов, М. А. Азбука современной ТРИЗ: базовый учебник универсального начального сертификационного курса Академии Инструментальной Модерн ТРИЗ: 11 основных учебных модулей и более 300 примеров: 3-в-1: кн.1. Как научиться изобретать. Кн. 2. Как стать гением. Кн. 3. Первичные инструменты ТРИЗ. Конспект-справочник / Михаил Орлов. — Москва: Солон-Пресс, 2019. — 515 с.

Петров, В. ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач. Уровень 6. Задачник / В. Петров, О. Абрамов. — Москва : Солон, 2017. — 200 c. — ISBN: 978-5-91359-320-7. — Текст : непосредственный.

Петров, В. Теория решения изобретательских задач-ТРИЗ. Уровень 1 / В. Петров. — Москва : Солон, 2017. — 252 c. — ISBN: 978-5-91359-208-8. — Текст : непосредственный.

Половинкин, А.И., Попов, В.В. Техническое творчество: теория, методология, практика [Текст] / А.И. Половинкин, В.В. Попов. – М. : НПО «Информ-Система», 2002. – 408 с.

Шпаковский, Н. А. ОТСМ-ТРИЗ: подходы и практика применения: учебное пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям (квалификация (степень) «инженер») / Н. А. Шпаковский. — Москва: Инфра-М, 2019. — 502 с.











ПРИЛОЖЕНИЕ А


Тест Оценка уровня творческого потенциала личности

В тесте используются 10-балльная шкала самооценки личностных качеств и их проявления, которые характеризуют уровень развития творческого потенциала по В. И. Андрееву [3, с. 458—461 ].

1. Как часто начатое дело вам удается довести до конца?

2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, т. е. генераторов идей, то в какой степени вы генератор идей?

3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?

4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?

5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили свое обещание?

6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?

7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживает вас, ваши инициативы и предложения?

9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на творческие и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствуют решению жизненно важных для вас проблем?

13. Как часто у вас возникает ситуация, когда главную ответственность за решение наиболее общих проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?

15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?

16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

Исходя из результатов самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (см. рис. 1)?

t1655611296ad.png

Рисунок 1– Построение профиля творческих качеств и определение типа творческой личности (по 10-балльной шкале самооценки).

Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных баллов.


Суммарное число баллов

Уровень творческого потенциала личности

18-39

1 —очень низкий

40-54

2 — низкий

55-69

3 — ниже среднего

70-84

4—чуть ниже среднего

85-99

5—средний

100-114

6 — чуть выше среднего

115-129

7 — выше среднего

130-142

8 — высокий

143-162

9 —очень высокий

163-180

10—наивысший










ПРИЛОЖЕНИЕ Б

t1655611296ae.png




t1655611296af.jpg




t1655611296ag.png




t1655611296ah.png



t1655611296ai.jpg




t1655611296aj.jpg



t1655611296ak.jpg


t1655611296al.png

t1655611296am.png




t1655611296an.png



t1655611296ao.jpg




t1655611296ap.jpg



t1655611296aq.png

t1655611296ar.jpg


t1655611296as.jpg



t1655611296at.jpg



t1655611296au.jpg





t1655611296av.jpg





t1655611296aw.jpg

24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации