Статья «Развитие цифровой образовательной среды в дошкольном учреждении»

3
0
Материал опубликован 23 April 2023 в группе

Развитие цифровой образовательной среды в дошкольном учреждении


Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», согласно Федерального государственного образовательного стандарта информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение воспитанниками образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения воспитанников.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства. В основе стандартов лежит системно - деятельностный подход, реализация которого требует использования образовательных технологий, обеспечивающих не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты, а также формирование компетенций человека 21 века - информационных, в основе которых, овладение ИКТ и цифровыми технологиями.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

Возникает необходимость в цифровизации образовательного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников. В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование, цифровая образовательная среда.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Слово «открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе цифровой среды, заменять их или добавлять новые.

Воспитанники ДОО — это будущие школьники, и их подготовка должна соотносится в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.

Рассмотрим основные цели цифровой образовательной среды для каждого субъекта образовательного процесса в дошкольном учреждении:

Для воспитанников ДОУ:

расширение возможностей построения образовательной траектории; доступ к самым современным образовательным ресурсам;

растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителей:

расширение образовательных возможностей для ребенка;

повышение прозрачности образовательного процесса;

облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для воспитателя:

снижение работы за счет ее автоматизации;

снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий

воспитанниками за счет автоматизации;

повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;

формирование новых возможностей организации образовательного

процесса;

формирование новых условий для мотивации дошкольников при

выполнении заданий;

формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ребёнка;

облегчение условий формирования индивидуальной образовательной

траектории дошкольника.

Исходя из поставленный целей цифровой образовательной среды логически выстраиваются задачи:

разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат;

составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования;

разработать архитектуру цифровой образовательной среды, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав;

разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта;

разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты;

пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом;

создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить с применением современных компьютерных технологий.

Таким образом, с помощью современных умных устройств, складывается особое обучающее пространство. Педагогам необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиасредствами в системе общего развития детей, нужно понимать, как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, как избежать стихийного, и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети с цифровым миром встречаются практически с рождения. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками.

Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на разработку и реализацию инновационных методик воспитательно-образовательного процесса. В данный период развития дошкольного образования мы начинаем знакомить ребенка-дошкольника и с информационными технологиями, как одними из главных навыков развития самодостаточной личности. Сегодня информационные компьютерные технологии являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации учебного процесса. Игровые технологии, включенные в мультимедиа программы, способствуют повышению интереса детей к организованной учебной деятельности, активизируют их интеллектуально-познавательное и творческое развитие, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию всех видов мышления.

Таким образом, актуальность создания в дошкольном учреждении цифрового пространства обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.


Список литературы


Андреев, А. А. Современная цифровая образовательная среда / А. А. Андреев // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Воронеж, 26–27 декабря 2017 года / Под редакцией С.Л. Иголкина. – Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт, 2017. – С. 185-188.

Деревянченко, М. Технологии информатизации образования [Электронный ресурс] / М. Деревянченко. – Режим доступа: Fb.ru/article/25650.

Маринич, С. В. Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации / С. В. Маринич // Инновационная образовательная практика современного педагога : Сборник статей конференции, Чебоксары, 11 августа – 11 2017 года / Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр". – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2017. – С. 202-209.

Осинина, Т. Н. Современная цифровая образовательная среда как приоритетный проект Российской Федерации / Т. Н. Осинина // Педагогическое образование и цифровая революция: теоретические и практические аспекты : Сборник материалов XI учебно-методической конференции, Орехово-Зуево, 01 марта 2018 года. – Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2018. – С. 69-76.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: утв. президиум ом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/law/pasport-prioritetnogo-proekta-sovremennaia-tsifrovaiaobrazovatelnaia-sreda

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации