12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устилко Валентина Ильинична389
Россия, Коми респ., Сыктывкар


Устилко Валентина Ильинична

«Исследовательская деятельность в условиях летнего лагеря в школе»

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи, и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности обучающихся, учит делать самостоятельные умозаключения. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии - поставленная проблема и тема исследования должны быть актуальными для ребёнка, а сама работа должна выполняться добровольно, без принуждения. Выполняя исследования, школьники осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

Темы исследований учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Первые исследования ребёнок проводит, открывая для себя мир ещё в дошкольном возрасте. Важно не потерять интерес к маленьким открытиям, сделанным в результате того или иного исследования или наблюдения. В начальной школе основным вдохновителем и «незаметным» руководителем является учитель. Исследовательская деятельность ведётся на уроках в течение учебного года, будь то русский язык, или литературное чтение. Наибольшие возможности предоставляются на уроке окружающего мира. Внеклассная, внеурочная деятельность даёт прекрасную возможность использования исследовательских приёмов. Так, при организации динамической паузы, прогулки в школьном лагере можно организовать игры на развитие внимательности, любознательности. И если сначала это игры типа «Сравни форму, цвет, размер», «Найди лист такой же формы или цвета», «На что похоже облако?», то позднее можно организовать более сложные наблюдения: расположи по длине, насыщенности цвета, высоте. Во время пребывания в летнем лагере можно организовать выполнение мини-проектов «Математика в профессии моих родителей», «Откуда к нам пришло слово?». С большим удовольствием дети изучают историю своей семьи, семейные реликвии. Список исследований можно продолжить, но это делает каждый учитель, учитывая особенности конкретного класса или группы. Главное, чтобы работа велась в системе.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на детской научно-исследовательской конференции. В отличие от «взрослой» конференции создаётся «ситуация успеха» для каждого школьника.

Активное применение исследовательской технологии позволяет сделать летний отдых не только активным, но и полезным.

Возможные темы исследований:

-«Превращение бабочки»;

-«Откуда берутся камни?»;

- «Как хлеб на стол пришёл»;

-«Секретная жизнь птиц»;

-«Приключения муравьёв»;

-«Загадки чисел и цифр»;

«Секреты денежки»;

-«Тайны геометрических фигур»;

-«Возникновение облаков»;

-«В какие подвижные игры играли наши бабушки и дедушки»;

-«Моё увлечение»;

-«Как рождаются вулканы».

        Новые ФГОС закрепляют требования к метапредметным и личностным результатам. Это было сделано для того, чтобы задать новый вектор – современная школа должна учить учиться и думать самостоятельно.

Применение элементов исследовательской деятельности позволяет открыть каждого ученика как неповторимую, интересную и своеобразную личность. Главное, у детей появляется интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Действительно, дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные, нужно только по-настоящему увлечь их.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.