Методическая разработка «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 2 March 2020

Пояснительная записка к презентации


Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе

Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни нужны люди адаптированные, творческие, активные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Таким образом, мы видим, что произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования диктуются самой жизнью. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Это требует создания новой образовательной среды, в которой происходило бы становление личности ребёнка, ребёнка-творца, ребёнка-исследователя.

Ведущее место среди методов, помогающих достичь решения поставленных задач, принадлежит сегодня методу проектов. Слайд 2

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

- помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

Слайд 3

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей

Слайд 4

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы .

Еще одна важная особенность состоит в том, что в работе над проектом складывается иной тип взаимодействия педагога с ребенком. Здесь учитель не просто передаёт определенный объем новой информации, а формирует развивающую среду.

Что приобрели учащиеся при работе над проектами? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывал, предлагал, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат. Работа над проектами позволяет выработать и развить специфические умения и навыки проектирования, а именно: освоение навыков целеполагания, формулирования проблемы, планирования работы, умение ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их.

Организовав проектно-исследовательскую работу, учитель сможет помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: “Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?”, помочь учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: “Я это делать умею, мне это интересно!”

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Когда в учебной работе появляются первые проекты, субъектом деятельности является педагог, деятельность еще не принадлежит учащемуся, у него она только формируется, он сам не в состоянии спланировать эту работу. На данном этапе ученик участвует в деятельности, но не может быть самостоятельным в ней. Это этап максимального педагогического участия. Постепенно изменяется и объект проектирования. Учитель привлекает внимание детей к тому, что должно быть, сделано (цель)что –преобразовано ( объект). На этом этапе можно говорить о двух проектах. Первый -детский, второй педагогический (педагог формирует проектную деятельность школьников, отдельных новообразований этой деятельности, управляет ситуацией, посредством учебного проекта способствуя развитию учеников. Постепенно учащиеся самостоятельно учатся анализировать ситуацию и выделять в ней объект преобразования и будущий результат. Однако полноценная проектная деятельность, чтобы не говорили, еще трудна для младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задания, применение которых становится возможным, начиная с 1 класса.

Под проектной задачей можно понимать задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата в виде реального продукта и в ходе которой происходит качественное самоизменение группы детей. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора или системы заданий и данных, требуемых для их выполнения.

Поэтому вначале – это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Тема требуется необычная, интересная, оригинальная,

От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Необходимо избежать двух крайностей: нельзя полностью предоставлять учащегося самому себе, но и значительно ограничивать его самостоятельность тоже опасно. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Поэтому без родителей и учителя они не могут обойтись. Но ребенок должен почувствовать, что проект- это его работа. Надо с уважением относиться к идеям ребенка, замыслам, умело подводить его к нужным выводам.

  Если ребенок часть работы выполнил вместе с учителем или родителями, то в следующий раз такую работу он сможет выполнить самостоятельно. Необходимо вместе обсуждать чему он научился в результате самостоятельной и совместной работы, какими знаниями, умениями и навыками овладели. Те знания, умения и навыки, которые ребенок приобретет в ходе работы закрепляются ребенком, он запасается практическим опытом, учится переносить его на другие виды школьной работы и пользуется ими в дальнейшем. Научить добывать новые знания самостоятельно для проектной деятельности задача учителя. Поэтому учитель выступает в роли консультанта, помощника, информатора, координатора.

Совместная работа ребенка- учителя - родителей позволяет выстроить особые отношения, отношения сотрудничества и равноправия, наладить диалог с ребенком. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.

В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:

1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,

2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,

Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.

Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль, на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Творческая игра, спектакль, стенгазета.

Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Демонстрация опыта работы. Слайды 5-25


В заключение работы хотелось бы привести афоризм Гёте: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.

Литература


http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС


http://festival.1september.ru/articles/411473/ - Проектная деятельность в начальной школе

http://www.rusedu.ru/detail_14183.html - Презентация «Метод проектов в начальной школе»

http://festival.1september.ru/articles/511559/ - "Исследовательская работа в начальной школе"

http://www.orator.ru/goethe.html





Предварительный просмотр презентации

Проектная деятельность в начальных классах Чернова Любовь Алексеевна учитель начальных классов МАОУ СОШ п.Рыбачий

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся, завершающихся созданием творческого продукта.

Стадии работы над проектом Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация

Типы проектов Практико-ориентированные Исследовательские Информационные Творческие

Исследовательский проект Проект составляют три блока: 1.изучение истории своей семьи ;2. включенность семьи в события Великой Отечественной войны; 3. история поселка, в котором проживают дети. Эта деятельность концентрирует внимание школьников на многообразии и общности судеб жителей поселка и причастности каждой семьи к истории страны, что имеет нравственный, социальный, гражданский и патриотический потенциал.

Проект «Моя семья»

«Военное прошлое моей семьи»

«История посёлка Рыбачий-Росситен»

Практико-ориентированный проект Проект включает: 1. изучение особенностей перелета различных птиц через Куршскую косу; 2. анализ внешних признаков листвы деревьев-интродуцентов; 3. анализ характеристики питания птиц, изготовление кормушек; 4. анализ поведения некоторых видов насекомых в осеннее время. Проект стимулирует школьников к изучению уникального природного окружения и гуманного взаимодействия с природой.

«Перелётные птицы»

«Осенние листья»

«Помощь зимующим птицам»

«Осенние изменения в жизни насекомых»

Творческий проект Творческие проекты по созданию книжки с загадками для дошкольников, постановке литературно-музыкальных композиций и спектаклей, посвященные датам православного календаря и знаменательным событиям в истории страны. Участие в творческой деятельности способствует формированию национальной идентичности, воспитанию бережного отношения к культуре и религии различных национальностей, социальной активности, патриотическому , нравственному, эстетическому воспитанию.

«Книжка-малышка»

«Ёлка своими руками»

Спектакль «Прозрение»

Спектакль «Рождественский ангел»

«Детская площадка»

«Подарок маме»

«Рождественский вертеп»

Конкурс рисунков «Россия-родина моя!», «Защитники Отечества»

Литературно-музыкальные композиции

Информационный проект Информационный проект воплощается через цикл экскурсионных поездок, знакомство с достопримечательностями Калининградской области, подробное изучение уникального комплекса биосистемы Куршской косы. Это способствует пробуждению интереса к изучению родного поселка, территории заказника, Калининградской области.

Информационный проект

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.