Использование методики пирусского в условиях летнего оздоровительного лагеря
Аннотация
В детском оздоровительном лагере «Энергия» профильного центра «Юниор» уделяется большое внимание организации и проведению оздоровительной кампании в летний период. Настоящая статья посвящена изучению эффективности методики Пирусского при реализации программы «Гимнастика для здоровья» с максимальным использованием естественных факторов природы, оказывающих оздоровительное воздействие на организм.
Ключевые слова
Летний лагерь, оздоровительная гимнастика, методика Пирусского, мероприятия, игры, свежий воздух, физические качества, творческие способности, морально-волевые качества, двигательный режим, здоровье.
В настоящее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей и подростков, главной причиной которого является низкий уровень двигательной активности. Это делает актуальной разработку программы «Гимнастика для здоровья», цель которой - укрепление здоровья для гармоничного развития личности с формированием устойчивой мотивации и потребности к здоровому образу жизни по средством оздоровительной гимнастики.
При реализации программы в летнее время в условиях лагеря было запланировано использовать элементы опыта выдающегося врача и педагога В.С. Пирусского. Большое внимание Владислав Станиславович уделял организации детских оздоровительных колоний, по-современному, лагерей. Еще в конце 19-начале 20 веков Пирусский принимал за основу оздоровления ослабленных детей правильный двигательный режим, распорядок дня и непосредственное влияние природы.
Для изучения эффективности данной методики было набрано 22 разновозрастных обучающихся с выездом на 14 дней в летний оздоровительный лагерь «Энергия». Располагаясь в хвойном лесу, в относительной близости от реки «Томь», на свежем воздухе, лагерь обеспечивает максимальные возможности для использования целебных сил окружающей природы.
Параллельно с общелагерной программой был составлен план мероприятий с использованием основных направлений методики Пирусского. Туда входили ежедневные зарядка и учебные занятия на свежем воздухе, подвижные и спортивные игры, прогулки по лесу, творческие задания, что выходило за рамки программы. Дети играли в футбол, волейбол и пионербол, баскетбол, бадминтон, в шашки и шахматы, участвовали в «Веселых стартах» и соревнованиях по ОФП, что способствовало расширению деятельности обучающихся. Игры содействовали воспитанию таких морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, дисциплинированность, взаимовыручка, самостоятельность, активность. Соревновательный момент в играх помог почувствовать детям себя увереннее, повышая их самооценку. Присутствие «соревновательного духа» в отряде оказало влияние и на участие в общелагерных мероприятиях: отряд стал победителем смены!
Активные движения в играх вызывали у детей положительные эмоции и усиливали развитие физических качеств в комплексе: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координации движений.
Контроль уровня физической подготовленности у детей проходил по результатам тестирования в конце учебного года (июнь)и в конце лагерной смены (июль). Динамика в результатах приведена в таблице.
Тестирование | Общее количество детей | Количество детей | |
с прежними результатами | с положительной динамикой | ||
Динамометрия | 22 | 13 | 9 |
Поднимание туловища | 22 | 16 | 6 |
Наклоны на гибкость | 22 | 12 | 10 |
Отжимание | 22 | 18 | 4 |
Метание в цель | 22 | 8 | 14 |
Из данной таблицы видно, что положительная динамика наблюдается в силовых упражнениях у 40% обучающихся, силовой выносливости- у 27%, в развитии гибкости- у 45%, координации, меткости- у 63%. Отрицательная динамика отсутствует. Это подтверждает, что учебные занятия в комплексе с ежедневными играми на свежем воздухе развивали физические качества детей и, следовательно, укрепили их физическое здоровье.
В качестве физического труда осуществлялась уборка территории, прикрепленной за отрядом, сбор шишек. Ежедневный труд воспитывал трудолюбие, аккуратность, ответственность у детей.
Рисунки на асфальте, конкурс фотографий способствовали развитию творческих способностей у детей. Интерактивная викторина и отгадывание кроссвордов позволили закрепить знания о здоровом образе жизни. Обучающиеся, раннее участвовавшие в конференциях Пирусского, и теперь, испытав его методику в лагере на себе, представили презентацию о вкладе Владислава Станиславовича в развитие физической культуры г. Томска, и поделились своими впечатлениями.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что использованная методика положительно повлияла на физическое и психическое развитие обучающихся. В ходе эксперимента обучающиеся:
поменяли отношение к своему здоровью, осознали необходимость сохранения физического здоровья, по результатам наблюдения;
Повысили уровень физической подготовленности, по результатам тестирования;
Получили навыки здорового образа жизни, закрепили правила личной гигиены, по результатам беседы и наблюдения;
Получили возможность развивать лидерские, организаторские и творческие способности, умение работать в команде;
Расширили кругозор, получили более широкое представление о различных видах спорта.
Применение методики Пирусского в условиях летнего оздоровительного лагеря дало положительный результат и в будущем планируется быть использована в обучении по программе «Гимнастика для здоровья».
Наводкина Галина Сергеевна