Презентация «Исследовательская деятельность в условиях информационно-образовательной среды»
Исследовательская деятельность в условиях информационно-образовательной среды Подготовила: Саввина А.В., учитель технологии МБОУ СОШ № 2 Г. Воронеж
Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра. Джон Дьюи
Цели: Цели: формирование универсальных учебных действий обучающихся; овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения этапов, методов, технологий; развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся; общение и сотрудничество обучающихся с группами однокласников, учителей, специалистов.
Задачи: Задачи: В отношении обучающихся: обучение целепологанию, планированию и контролю; овладение приёмами работы с неструктурированной информацией и простыми формами анализа данных; обучение методам творческого решения проектных задач; формирование умений представления отчётности в вариативных формах; формирование конструктивного отношения к работе; создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий; В отношении учителя: применение педагогических техник и приёмов; поддержка научного уровня; обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности; владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации. В отношении администрации образовательного учреждения: создание организационных возможностей для данного вида деятельности; разработка локальных актов и договоров сотрудничества с учебными, научными и социальными организациями; организация инфраструктуры; создание условий для поощрения и практического использования результатов проектной и исследовательской деятельности; создание условий для поиска инвестиций для инновационных разработок учащихся.
Формы Формы На уроках: урок-исследование, урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок - рассказ об учёных, урок- защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок открытых мыслей; учебный эксперимент; домашнее задание исследовательского характера. На внеурочных занятиях: исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции; факультативные занятия; ученическое научно-исследовательское общество; участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В основной образовательной программе нашей школы на исследовательскую и созидательную деятельность запланированно: В основной образовательной программе нашей школы на исследовательскую и созидательную деятельность запланированно: в 5 классе — 23 часа, в 6 класс — 22 часа, в 7 классе — 18 часов. Дополнительно: внеурочная деятельность в 5 классе 1 час. Работа кружка «Креативное рукоделие» 1 час 1-4 класс, 1 час 5-9 класс.
Принципы: Принципы: доступности; естественности; наглядности, или экспериментальности; осмысленности; культуросообразности; самодеятельности. Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся: информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные проекты.
ПРОЕКТ - комплекс действий специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися по разрешению значимой для учащегося проблемы. ПРОЕКТ - комплекс действий специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися по разрешению значимой для учащегося проблемы. Роль учителя: Роль ученика: консультирует мотивирует помогает наблюдает выбирает (принимает решения) выстраивает систему взаимоотношений оценивает
5 этапов проектирования 1. Поисковый этап идентификация проблемы 2. Аналитический этап целеполагание и планирование 3. Практический этап реализация, текущий контроль, корректировка 4. Презентационный этап представление продукта 5. Контрольный этап оценка продукта/результата
Для облегчения работы по выполнению описательной части и понимания последовательности выполнения проекта мною была разработана тетрадь выполнения проекта
Методы активизации творческого процесса: Метод проб и ошибок МПиО. Метод оптимизации интеллектуального труда. Метод фокальных объектов Ч.С. Вайтинга. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Г.Л. Буша. Брейнсторминг А. Осборна (обратная и прямая «мозговая атака») Морфологический анализ альтернативных вариантов.
Методы поиска решения проектных задач: Метод фокальных объектов Ч. Вайтинга (МФО) Метод ФО предложен в 1953 г. американцем Чарльзом Вайтингом. Свое название он получил потому, что технический объект, который надо улучшить, берется как бы в центр внимания – в фокус. Суть его заключается в том, что объекту или какой-либо его части придаются различные свойства или к ним присоединяются другие объекты, подобранные совершенно случайно, например, исходя из слов, наугад выбранных в словаре. Шаг 1. Выбор объекта и цели усовершенствования. Пример: объект – часы, цель – расширения ассортимента продукции завода для увеличения спроса. Шаг 2. Выбор 3-4 произвольных (наугад из словаря) объектов (необязательно технических). Пример: лист, катер, клетка, сетка.
Шаг 3. Составление списков – таблиц характерных признаков этих случайных объектов. Чем шире охват, тем лучше. Пример: лист широкий, узкий, плоский и др. Шаг 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. Пример: часы – широкие – присоединение одного объекта; Часы – широкие, цветные – двух объектов; Часы – широкие, цветные, самоходные – трех объектов. Шаг 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. Шаг 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.
Морфологический анализ вариантов изделия Морфологический анализ вариантов изделия Суть метода сводиться к составлению морфологической таблицы (матрицы). Морфологическая таблица. Анализ и оценка возможных решений. 1) А_ Б_ В_ Г_ Д_ 2) А_ Б_ В_ Г_ Д_ 3) А_ Б_ В_ Г_ Д_ 4) А_ Б_ В_ Г_ Д_ 5) А_ Б_ В_ Г_ Д_ 6) А_ Б_ В_ Г_ Д_ Выбор наилучших вариантов: Признаки Альтернативные варианты 1 2 3 4 А. Б. В. Г. Д.
Тема урока : Работа с информацией. Без дополнительной информации трудно это сделать, поэтому любое проектирование начинается с исследования объекта, а для этого необходимо составить план деятельности: 1. Поиск информации. - Библиографический поиск. - Поиск информации с помощью приема «Закладки» 2. Работа с первоисточниками. - Составление плана для доклада, презентации. - Подготовка доклада, презентации для устного сообщения. 3. Исследование проекта. - Анализ проекта (результаты наблюдения, экскурсии, эксперимента и т.п.). - Анкетирование, интервью «Ваше мнение». 4. Выводы. - Обобщение результатов. - Предложения по устранению проблем.
Существуют различные приемы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования, но мы рассмотрим только те, которые будем использовать в работе: Существуют различные приемы работы с литературой (первоисточниками), текстом, которые являются основой любого исследования, но мы рассмотрим только те, которые будем использовать в работе: 1. Библиографический поиск. 2. Прием «Закладки». 3. Прием «Самое главное». 4. Составление плана изучаемого сюжета научного или прикладного сообщения. 5. Конспектирование текста книги или документа. 6. Доклад
Тема урока: Расчет себестоимости проекта. Себестоимость изделия – действительная стоимость, вложенная производителем в изделие данного изделия. Это один из основных показателей хозяйственной деятельности, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В упрощенном виде себестоимость изделия можно представить в виде формулы: С=МЗ+Роп+А, в которой необходимо посчитать МЗ=Ц1+Ц2+Ц3 Наименование материала Цена,р. За 1 м. , 1 шт. Количество, расход Стоимость, р. Ткань 300 1,5 450 Нитки 20 1 20 Итого Ц1
Районная олимпиада по технологии, 2013 год - III место Проект по технологии «Оформление интерьера квартиры изделиями декоративно-прикладного творчества. Декупаж»
Литература Бабина Н.Ф. Выполнение проектов: Учеб. – метод. Пособие. 2-е изд., перераб. – Воронеж: ВОИПКРО, 2005. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания /учебное пособие для студентов / Н.Ф. Бабина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2013. Основы творческо-конструкторской деятельности./Уваров С.Н., Кунина М.В./- М.: Академический Проект, 2005. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа /С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова./ - 2-е изд.- М. : Просвящение,2014. Технология. 5-11классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А. Пономарева. – Волгоград: Учитель, 2010.