Разработка программного комплекса в условиях цифровой образовательной среды
Разработка программного комплекса в условиях цифровой образовательной среды
В связи с потребностями общества Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед образованием новые цели: необходимость формирования у обучающихся универсальных учебных действий, навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации, мотивации к обучению, способности к самоорганизации и саморазвитию. Эти задачи позволяет успешно решать проектная и исследовательская деятельность.
При этом в современном образовании существует несколько проблем, сопровождающих проектную и исследовательскую деятельность обучающихся:
отсутствует различение между учебной исследовательской деятельностью и исследовательской;
делается акцент на организацию исследовательской работы с отдельными учащимися;
отсутствует выделение специфики учебной исследовательской деятельности на разных этапах школьного обучения, что нарушает принцип возрастного подхода, являющегося одним из основных принципов ФГОС.
Необходимо отметить, что происходят существенные изменения и информационной образовательной среды:
образовательные учреждения оснащаются такими инструментами, как интерактивные доски, мультимедийные системы, цифровые учебные пособия;
внедряется смешанное обучение;
осуществляется переход на электронную форму учебников;
общение учителей, родителей и учеников осуществляется благодаря работе школьного сервера, сайта, электронных дневников и образовательных сервисов.
Изменение приоритетов, задач и условий образования требуют изменений в работе каждого учителя.
Я стала перед вопросом, как объединить научное знание и проектирование, информационные технологии и математические расчеты не перегружая детей. Задумалась о необходимости поиска новых форм и методов обучения.
У меня возникла идея: разработать программный комплекс для 5-11 классов. Цель данной разработки: создать в рамках цифровой образовательной среды условия, способствующие
формированию у учащихся инновационного мышления;
приобретению опыта применения физики, инженерии, нанотехнологий для решения практических, в том числе профессиональных задач.
Таким образом, актуальность моей методической разработки определяется социальным заказом общества на выпускника, готового к профессиональному самоопределению и самореализации в современном мире.
Выстроенная модель реализации программного комплекса обеспечивает:
- использование новых возможностей организации образовательного процесса по формированию навыков исследовательской и проектной работы на уроке и во внеурочной деятельности;
- формирование новых условий для мотивации учащихся к изучению учебного предмета, развития личности каждого ученика, выявления и раскрытия одаренных учащихся;
- оптимизацию условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика;
- минимизацию существующих противоречий педагогической практики.
С целью эффективной реализации программно-методического комплекса мной
разработаны и проводятся уроки нового типа;
изменена методика организации экспериментальной деятельности на уроке физики;
применяются новые формы организации учебных исследований на уроках физики;
разработаны занятия внеурочной деятельности инженерно-технической направленности в 5-6-х классах, направленные на духовно-нравственное воспитание школьников;
организовано сотрудничество МАОУ лицея с ВУЗами города;
используются ресурсы интерактивных цифровых платформ для профориентации школьников;
разработаны критерии оценивания проектных и исследовательских работы обучающихся;
составлены методические рекомендации по эффективному применению технологии смешанного обучения в ходе проектной и исследовательской деятельности.
Инновационный характер моей методической разработки связан с систематическим внедрением в образовательный процесс комплекса технологий: технологии учебных исследований, смешанного обучения, метода проектов.
Применение материалов методической разработки позволило достигнуть следующих результатов:
переосмысление концептуальных основ проектной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов как условие развития инновационного образования;
создание лицейского сообщества педагогов-исследователей;
моделирование учебного процесса с использованием: электронной формы учебников, электронных образовательных платформ, облачных технологий;
непрерывность и практико-ориентированность образования;
содержательное наполнение внеурочной деятельности инженерной составляющей;
формирование инженерного, изобретательского, технического, творческого мышления и деятельностной инициативы обучающихся;
положительная динамика роста мотивации образовательной деятельности обучающихся;
развитие способности обучающихся к исследовательской и проектной деятельности;
овладение обучающимися цифровой грамотностью как компонентом жизненных навыков;
положительная динамика учебных результатов обучающихся;
выявление и развитие одаренных детей;
осознанный выбор обучающимися инженерно-технического профиля и инженерных специальностей;
обеспечение преемственности образования в системе «Школа-ВУЗ»;
высокая конкурентоспособность учащихся и выпускников.
Высокая результативность связана с особенностями построения урочной и внеурочной деятельности, систематическим комплексным применением инновационных форм, методов и технологий обучения.
Кокенко Ольга Николаевна
Дзюба Татьяна Владимировна