12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жукова Татьяна Николаевна282
Руководитель кружка "Кукольный Мастер", авторская рабочая программа. Руководитель ансамбля классической музыки "Домисолька"
Россия, Самарская обл., Тольятти
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №86» г. о. Тольятти

структурное подразделение центр дополнительного образования «Радуга»

Технология изготовления ватной игрушки

Исследовательская методическая разработка

в области декоративно-прикладного искусства

Автор Жукова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования

Тольятти, 2019 г.

Аннотация

Ватные игрушки не очень популярный товар, их нельзя найти в магазинах. Но во многих семьях сохранились игрушки советского периода. Ватные игрушки всегда делаются вручную, они получаются особенными и уникальными. Когда смотришь на готовую игрушку сложно поверить, что это можно сделать своими руками. Но в действительности, если иметь пошаговую технологию, изготовление ватных игрушек не такое уж и сложное. Если освоить ее, то можно сделать практически любого персонажа или игрушку.

Методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями технологии общеобразовательных школ, работающими с детьми возрастной группы от 10 лет. Можно включить в обучение по блочно - модульной технологии.

Технология позволяет интенсификации и погружению в данную тему, повышению самостоятельности обучающихся, дает возможность дифференцировать задания по степени сложности в процессе обучения, сокращает время на организационные моменты.

Содержание

Пояснительная записка

Историческая справка

Технологический процесс

Рельефная (полуобъемная) лепка

Простые украшения

Лица из соленого теста или самозатвердевающей массы для лепки

                  Изготовление каркаса

                 Лепка папье-маше

Заключение

Используемая литература, Интернет-ресурсы

Пояснительная записка

Актуальность

Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована и на раскрытие творческого потенциала ребенка через активное познание социума в разных видах деятельности, среди которых и екоративно-прикладному искусству, и творчеству придается немаловажное значение. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны, велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

С первой ступени обучения ребенка в этой сфере педагогом организуется процесс целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности, в результате которой у детей устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром искусства. В процессе обучения они осваивают его художественные принципы, средства и приемы выразительности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастера, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.  И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

Работа по возрождению и повышению интереса современного человека к декоративно-прикладному искусству как явлению культуры постепенно возрастает. Но возникает другая проблема-это сохранение традиционного национального ДПИ в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. Традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа «образ мира» и каждый мастер - носитель этой народной памяти, передает его следующему поколению. Но вместе с тем творец-исполнитель неизбежно импровизировал, и в то же время строго придерживался рамок традиции.
В настоящее время существует несколько направлений, где возможно применение инновационных технологий в области ДПИ. Они связаны с традициями и инновациями в декоративно-прикладном искусстве национальных культур.

Данная работа отражает:

методологические и теоретические основы изготовления ватной игрушки на каркасной основе;

инновационные технологии в области конструирования, дизайна ватной елочной игрушки;

сочетание традиций и новаторства в декоративно-прикладном искусстве;

использование стилевых особенностей и импровизаций в создании предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель

Создание условий для активизации самостоятельной творческой деятельности и формирования практических навыков художественно-творческой деятельности через изготовление каркасной игрушки из ваты.

Задачи

Обучающие:

научить приемам и технологии изготовления ватной игрушки;

изучить свойства различных материалов;

научить приемам самостоятельной разработки поделок, конструированию художественного образа.

Развивающие:

развивать скульптурные навыки детей;

развивать творческую фантазию детей, психические процессы: логическое мышление, пространственное воображение, художественный вкус, глазомер, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

воспитывать интерес к технике ватного «папье-маше»,

развивать коммуникативные навыки детей;

воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность.

Режим занятий

Занятия лучше проводить по 1-1,5 часа 1-2 раза в неделю, чтобы давать просушиться творческим работам.

Ожидаемые результаты

В результате применения данной методической разработки обучающиеся

познакомятся с историей игрушек из ваты;

познакомятся с общими правилами объемной, полуобъемной лепки в технике ватного папье-маше, научатся работать с массой для лепки, с технологическим процессом изготовления каркасной игрушки;

научатся вести работу последовательно;

научатся применять полученные знания на практике, создавать авторские работы и предметы для украшения интерьера.

Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются:

готовое изделие;

выставка творческих работ;

выставки, конкурсы школьного, городского, областного, всероссийского уровня, защиты творческих работ.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце занятия, так же проводится отдельное занятие. Работы оцениваются по следующим критериям:

качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;

степень самостоятельности;

уровень творческой деятельности (репродуктивной, частично продуктивной, продуктивной), найденные продуктивные решения.

Методическая разработка дает детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих ее реализацию. Предполагается совместная работа педагога с детьми, самостоятельная творческая работа, индивидуальная работа.

Занятия проводятся с использованием материалов, инструментов, наглядных пособий, интерактивных мастер-классов.

Инструменты и материалы:

бумага, карандаши;

вата, фольга;

клей ПВА, клеящий пистолет;

проволока;

круглогубцы и плоскогубцы;

ножницы;

клеенка;

самозатвердевающая масса для лепки или соленое тесто;

акриловые краски (основа – строительная белая акриловая краска);

кисти – синтетика.

Историческая справка

Старинная технология изготовления таких украшений несложная, главное - иметь фантазию и знать секрет старинных ёлочных игрушек.

Такое изделие можно преподнести в подарок, оно может участвовать в оригинальной декорации помещения. «Советскую» ёлочную игрушку можно поместить на ёлку, найти самое видное место, ведь изделия в стиле ретро придадут неповторимости и особой колоритности.

Главным персонажем новогоднего праздника и Рождества является сверкающая огнями, богато украшенная ёлочка. Яркие шары, стеклянные бусы, мишура, расположившиеся на ветках, дарят окружающим сказку и веру в чудеса.

Но игрушки на ёлку не всегда делали из стекла или пластика. Первые украшения на рождественскую ель делали из ваты и клейстера.

Указом Петра Первого новогодние праздники перенесены с сентября на январь. Перед праздником люди украшали ворота дворов, крыши и двери домов еловыми ветками, другого декора в то время не было. Обычай украшать рождественское дерево пришёл к нам из Германии.

Стекольного производства в России ещё не было, поэтому ёлочные украшения стали делать из ваты. Вата имеет такие особенности:

мягкость;

долговечность;

податливость;

взаимодействие с другими материалами.

Сырья для изготовления игрушек было предостаточно. На фабриках мастерицы вкладывали свою душу в создание ёлочного декора.

Первые украшения назывались «Дрезденскими игрушками». Их изготавливали из прессованной ваты вручную, и выглядели они плоскими рельефными фигурками. За основу часто брали картон, который придавал прочность изделию.

В начале XX века альтернативой дорогим стеклянным украшениям для елки стали ватные игрушки. Их можно было купить в магазине, а можно было изготовить самостоятельно. Под Рождество многие дамские журналы рассказывали читательницам, как сделать фигурку из ваты своими руками. Из выдержки журнала начала XX века: «Варим клейстер. На 1 и 1/2 стакана воды берем 2-3 столовые ложки крахмала, доводим до кипения. Затем из проволоки делаем каркас. Вату делим на полоски, смачиваем клейстером и наматываем на проволоку. Закрепляем все это на каркасе с помощью ниток. Сушим игрушку два дня. Затем раскрашиваем».

Основой для фигурки ватного человечка служил проволочный каркас, обмотанный ватой, лицо в виде маски формовали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки. Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Готовую фигурку покрывали клеем, обычно это был крахмальный клейстер, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие чешуйки.

Большие фигуры до 1 метра, обычно изображавшие Деда Мороза и Снегурочку, ставились под елку. Именно эти большие фигуры оказались настоящими долгожителями среди ватных игрушек. Спустя несколько десятилетий после прекращения их выпуска Деда Мороза в шубе из ваты, но уже с лицом из полиэтилена, все еще можно было приобрести на новогодних базарах.

С 1925 года, после запрета обычая отмечать Рождество, десять лет в Советском Союзе не украшали елки. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла статья первого секретаря обкома партии Павла Постышева под названием «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». С этого момента начинается эра советской елочной игрушки. По технологиям елочные украшения 30-х годов не слишком отличались от дореволюционных. Как и прежде, игрушки изготавливали вручную мастера-артельщики. А вот сюжеты стали иными - библейских персонажей заменили красноармейцы, матросы, пионеры и колхозницы в красных косынках с серпом в руках. Также у советских граждан были популярны избушка на курьих ножках, румяные спортсмены и дворник с метлой.

По елочным игрушкам предвоенных лет можно легко понять, чем жила страна. 1935 год. На экраны вышел фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли - на елках появились ватные клоуны, акробаты и дрессированные собачки. В том же году открылось метро - и вот уже елки стали украшать миниатюрными красными метрополитеновскими фуражками. А в 1938 году московские артели по производству елочных игрушек выпустили серию ватных фигурок в честь экспедиции Папанина на Северный полюс. В ней были: полярник с медведем, устанавливающий на Северном полюсе красный флаг, станция «Северный полюс» и медведь-лыжник, разносящий почту.

Еще одним популярным видом ватной игрушки являлись изображения овощей, фруктов, грибов и ягод. Румяные яблоки, сочные груши, лиловые сливы, хрустящие огурчики, скрученные из крашеной ваты на проволочном каркасе, традиционно являлись символами изобилия и сохранили это значение в советское время, а в годы лишений воплощали мечту о сытой благополучной жизни. Округлая симметричная форма большинства плодов позволила механизировать процесс производства. В 1936 году на Ленинградской фабрике «Гигровата» стали использовать станок для намотки ваты. В конце 1930-х годов некоторые производства начинают применять метод горячей штамповки елочных украшений из ваты, используя его в основном для изготовления фигурок животных. Игрушку склеивали из двух штампованных половинок и окрашивали нитролаками. Несмотря на попытки максимально механизировать производство ватных елочных украшений, до 1950-х годов они остаются рукодельными. В последние десятилетия ватная елочная игрушка исчезла с прилавков новогодних базаров. Промышленный прогресс, казалось, не оставил ей шансов на выживание, но обрела вторую жизнь в работах талантливой петербургской художницы Дины Хайченко. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, она включила почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах. Будет ли их жизнь столь же долгой, как у тех любимых игрушек, что мы под Новый год достаем из старой картонной коробки, чтобы украсить ими наш самый любимый праздник и, может быть, вспомнить детство.

Технологический процесс

В основе работы с ватой лежат два вида изобразительной деятельности лепка и папье-маше.

Лепить следует начинать с самых простых вещей, постепенно переходя к более сложным: овощи, фрукты, затем домашних животных, человека. Прежде чем начинать лепить, необходимо осмотреть предмет или изображение, если это объемная фигура, то пощупать ее пальцами. Для авторских работ необходимо разработка эскиза с детальной прорисовкой в натуральную величину.

Рельефная (полуобъемная) лепка

Рельефная (полуобъемная) лепка много проще объемной. Во-первых, при рельефной лепке лепить приходится только одну сторону. Во-вторых, для рельефной лепки не требуется устройства каркаса, а для объемных лепных изделий каркас обязателен. Каркас можно сделать из проволоки или пенопласта закрепив его на подставке из фанеры, ДСП или пенопласта.

Намажьте клеем ПВА, разведенным 1:1, картонную заготовку (елочку, круг и т. п.). Приготовьте небольшие кусочки ваты, раскрывая ее на пласты, прикладывая небольшие кусочки, снова промазывайте клеем и тщательно разглаживайте, выдавливая лишний воздух. Приклейте ленточку.

После просушки – раскрасьте изделие акриловыми красками или гуашью.

t1572859871aa.gif

t1572859871ab.gif

На начальном этапе, пока пальчики не привыкли, можно использовать ватные диски. Нужно привыкнуть к тому, что сухая вата липнет к пальцам.

t1572859871ac.gif

 Простые украшения

Украшения на ёлку, которые вы можете сделать с детьми - это фрукты, например - яблоко, персик, вишни, абрикос, груша.

t1572859871ad.gift1572859871ae.gif

Возьмите пищевую фольгу примерно 80 см, очень плотно сожмите в комок, создавая форму яблока. Хорошо разгладив поверхность, проткните шилом середину яблока и сформируйте лунку ручкой кисти, чуть больше обычного. Возьмите одну влажную салфетку, разделите на 2 квадратика. Положите заготовку из фольги в середину квадрата салфетки, загните края и шилом втолкните салфетку в серединку яблока. Снова сформируйте дырочку в яблоке, заполните её клеем моментом или горячим клеем и вставьте кусочек сухой веточки.

Возьмите кусок ваты хлопковой, разровняйте на столе, поставьте сверху яблочко и примеряйте по нему вату, лишнюю удалите. Вату смажьте обильно разведенным клеем ПВА. В середину поставьте яблоко и тоже щедро обработайте клеем. Постепенно, шаг за шагом поворачивайте вату, приклеивая к яблоку. Сверху смазывайте клеем, выгоняйте лишний воздух с помощью пальцев. Когда вся заготовка хорошо обработана, пальцами очень плотно прорабатываем всю поверхность яблока.

Чем больше нанесёте клея, тем качественнее получится игрушка. Не дожидаясь, пока высохнет клей, кистью, смоченной в воде и акварельных красках, начинайте раскрашивать ваш фрукт: красным, жёлтым, оранжевым, цветом. Для натуральности делайте переход цветов из жёлтого в красный, жёлтого в зелёный.

От салфетки отрежьте полосу в полтора сантиметра, туго привяжите к веточке яблока, кончики вырежьте в форме листика и склейте две половинки при помощи клея ПВА. Окрасьте зелёным цветом.

Лица из соленого теста

или самозатвердевающей массы для лепки 

Возьмите муку и соль в пропорции два к одному. Разведите водой и добавьте краску бежевого цвета, чтобы у личика получился естественный цвет. Замесите не слишком плотное тесто и приступайте к лепке лица. Сделайте сзади выемку, чтобы личико не трескалось, можно лепить его на пальце. Форма лица обобщённая: сделайте небольшие впадинки для глаз, наметьте нос, мокрой кистью или пальцем сглаживайте все неровности. Сильно не увлажняйте, чтобы не появились трещины во время сушки.

Теперь заготовки нужно запечь в духовке. Запекание проходит в течение 30 минут. Теперь лицо можно раскрасить, нарисовать ротик, глаза, брови, щёки.

t1572859871af.gif

Чтобы лица получились, будто они антикварные, надо с фарфоровых кукол сделать силиконовые молды. Смешайте в равной пропорции силиконовый герметик(любой) и картофельный крахмал (пропорции брать весовые, отмеряйте на кухонных весах). Смешайте в одноразовом стаканчике, потом промните руками. Используйте подручные материалы, у меня – пластиковые контейнеры. Лицо куклы вожмите в селикон и оставьте на некоторое время. Для лиц я использую самозатвердевающую массу телесного, белого цвета. После высыхания молдов изготовьте несколько личиков и просушите их на воздухе.

t1572859871ag.gift1572859871ah.gif

Еще один способ изготовления кукольных личиков, для меня более приятный и интересный. Я просто использую самозатвердевающую массу, самую недорогую. Основа образа – обычная пластиковая кукла из детского магазина. Скатываю массу в шар и лицо куклы погружаю в него. После застывания образуется молд. В него я погружаю шарик из свежей массы, аккуратно вынимаю, и здесь начинается творческий процесс. Ножом обрезаю все лишнее. С помощью маникюрных приборов формирую носик, ротик, леплю волосы. Пальцы и приборы надо часто смачивать водой. Пальчиками выглаживаю все неровности. После просыхания, лица можно немного отшлифовать и раскрасить. Лица получаются разные и очень подходят шероховатой поверхности всей игрушки.

t1572859871ai.gift1572859871aj.gif

t1572859871ak.gift1572859871al.gif

 Изготовление каркаса

Исходя из размеров будущей работы и нагрузки на нее, мы выбираем проволоку. Жесткая проволока используется для габаритных работ, требующих устойчивости. Более мягкая, тонкая проволока для проработки деталей (рук, одежды, аксессуаров) или небольших работ на подставке или игрушек (например, елочных). Для того чтобы создать каркас нужно кусачками отрезать кусок проволоки (например, 42 см). Сложив пополам проволоку, формируйте петлю для крепления головы и круглогубцами или плоскогубцами перекручивайте проволоку вниз. Отмеряем длину проволоки для рук 21 см, прикладывайте середину рук к петле и перекручивайте 3-4 раза с основной проволокой, формируя плечи. Проволоку для рук сверните пополам. Основную проволоку направьте вниз и перекрутите на талии, далее сверните ее, как руки пополам и перекрутите, плоскогубцами сформируйте стопы.

t1572859871am.gift1572859871an.gif

t1572859871ao.gift1572859871ap.gift1572859871aq.gift1572859871ar.gif

Проволочному каркасу придайте объём с помощью фольги. Изгибая ручки, ножки, хвост, уши, добавьте движения фигуркам. Теперь будут видны общие очертания будущих малышей: зайца, белки, лисицы, петушка.

Не жалея фольги, обмотайте все части тела: ушки, лапки, ручки. Она должна плотно прилегать к проволоке, приминайте крепко, не оставляя лишнего воздуха. Не забывайте сразу придавать позы игрушкам (повернуть, нагнуть голову; вытянуть или согнуть ручки, ножки).

Лепка папье-маше

1 вариант. Зафиксировав нужную позу, начните наращивать объём и массу тела с помощью приматывания нитками кусочков сухой ваты. Если не хватает длины рук, на этом этапе можно добавить ладошки - кусочки проволоки из согнутой петли. Опять добавляйте вату и фиксируйте её нитками. Тщательно обрабатывайте форму, где недостаёт - добавляйте вату и фиксируйте нитками, которых тоже не жалейте.

Всех малышей делайте по одинаковому принципу, уделяя внимание индивидуальным деталям: петушиному плоскому хвосту, заячьим длинным ушкам, лисьему или беличьему пышному, объёмному хвостику. На этом этапе можете исправить или подровнять позу зверушки, поворот головы, жесты рук.

Промажьте разведенным клеем ПВА всю игрушки и начинайте тонкими слоями приклеивать вату, выравнивая поверхность, разглаживая кисточкой и выгоняя воздух.

t1572859871as.gif

2 вариант. На фольгу накручивайте в одном направлении небольшие длинные полоски ваты, лучше уже смоченные клеем в обеих сторон (как будто ранку на пальчике), только располагая полоски винтом. Получается мумия – основание будущей фигурки. Преимущество этой технологии в том, что не надо наматывать нитки и контролировать толщину фигурки в этом случае проще.

t1572859871at.gif

Сразу можно формировать варежки и валенки. Отрывайте пласты ваты тонкими полосками, примерно 3 см шириной и длиной 20 см. Промазывайте клеем с обеих сторон, чтобы получились ровные пластинки, как мокрые кусочки ткани. Если видно просветы, дополняйте сухой ватой, следите за направлениями волокна! Разорвите сначала пополам, по 10 см, потом вдоль, по 1,5 см. Получится – 4 полосочки с неровными краями. В одном направлении накрутите их на кончики рук и ног. Разлаживать сильно не надо, чтобы не удалить клей. Но воздуха быть не должно. Нежными круговыми движениями формируйте ножки и ручки. Можно прибавить толщину талии, если вы планируете более толстенькую фигурку. Теперь нужна просушка на воздухе – 2-3 дня.

На высохшую мумию приклеивайте, с помощью горячего клея разрисованное личико. И начинайте формировать одежду. Для начала, используйте только вату, когда мастерство повысится, можно добавлять интересные фактуры тканей или кружева.

Сначала оформляйте рукава и штанишки, таким же способом, наматывая полоски мокрой ваты. Штанишки или юбочку можно сделать объемными, если кусочки ровной ваты, примерно размером 5 на 10 см, промазанные клеем с обеих сторон закруглить на кукле и присобрать на талии и вокруг ножек. В нижней части юбочки сразу сложите полоску, чтобы край был ровным. И опять просушка.

Далее формируйте верхнюю часть гардероба куклы по той же схеме. Ровные пласты ваты закругляйте на игрушке и промазывайте дополнительно клеем. Формируйте головной убор по вашему эскизу, не забудьте про петельку, так же постепенно, складывая пополам ровные куски ваты.

После просушки видно все провалы в одежде, теперь немного легче. Небольшими кусочками ваты заполняйте неровности. Можно сухой ватой, и потом промазывайте клеем.

Чтобы ваша куколка была устойчива, можно выровнять валенки, но это долго, да и валенки будут громоздкими. В подставочке можно вбить тонкие гвоздики и насадить их на ножки.

t1572859871au.gif

Подсохшие заготовки можно оживлять. Приступайте к росписи. Высохшая вата сморщится, поэтому лица можно выровнять с помощью покрытия акриловой краской.

Расписывайте фигурки малышей акриловыми и акварельными красками:

t1572859871av.gif

Лисичка и белочка рыжего цвета.

Зайку можно оставить белым и разрисовать ему лишь одежду.

Петушку сделать разноцветный хвост.

Одёжку малышам покрасить в пёстрые, яркие цвета.

После высыхания краски, части костюма легонько смазать клеем и присыпать блёстками. Готовую фигурку сбрызнуть лаком для волос (не обязательно).

Когда ватные ёлочные игрушки своими руками готовы, нужно позаботиться о том, как их повесить на ёлочку. Игрушки получились твёрдые и крепкие, поэтому возьмите сапожное шило и в области плечей сделайте отверстие для тесьмы. Иглой проденьте тесёмку и свяжите два конца, образа.

Заключение

Ёлочные игрушки, сделанные своими руками, дроги не только своей оригинальностью, но и тем, что они наполнены частичкой души своего творца. Чем больше игрушек, созданных собственноручно, тем ярче и колоритнее будет выглядеть новогодняя красавица.

Для того, чтобы начать лепить и рисовать в технике ватного папье-маше, главное проявить желание и фантазию. Это отличный способ расслабиться и отключиться от насущных проблем, обретается свежий взгляд на привычные вещи. Может быть и не все получится с первой попытки, но лишь двигаясь вперед и переходя от простого к сложному, мы совершенствуемся и получаем опыт. Стараясь, пробуя, мы двигаемся к намеченной цели, а разные способы и методы, приведенные в данной разработке, помогут выбрать более удобное для каждого решение технологической проблемы.

Творческие работы, выполненные в этой технике, на конкурсах и выставках различного уровня привлекают внимание жюри и гостей своей оригинальностью и самобытностью. Занимают всегда призовые места.

Используемая литература, Интернет-ресурсы

Родионова С. С. «Энциклопедия Папье-маше»: АСТ-Пресс, 2010 г.

Ершова Е. Скульптура тела: Спорт и культура - 2000

http://bigpicture.ru /?p=587061

http://luckytoys.ru/articles/view/18/istoriya_vatnoi_elochnoi_igrushki_148.html

Жиркова Л. П. Инновационные технологии и мастерство педагога в декоративно-прикладном творчестве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 73–77. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770157.htm.

https://autogear.ru/article/355/708/novogodnie-igrushki-iz-vatyi-svoimi-rukami/

https://multiurok.ru/files/doklad-innovatsionnye-tekhnologii-v-rabote-detskog.html

https://nsportal.ru/kultura/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-i-narodnye-promysly/library/2018/08/24/opytno

ttps://www.goodhouse.ru/home/DIY/elochnye-igrushki-iz-nashego-detstva-svoimi-rukami-morkov-iz-vaty-rybka-iz-kartona-mozhno-delat-s-detmi/

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (2)

Ковалева Галина Валентиновна, 04.11.19 в 13:34 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную, творческую разработку!
Садварий Жанна Владиславовна, 04.11.19 в 13:54 1Ответить Пожаловаться
Замечательная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.