Исследовательская работа: «Коми- пермяцкие музыкальные инструменты- достояние моего народа»

2
0
Материал опубликован 27 October 2022






Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа»

Кудымкарского муниципального района











Секция: Технологии и Искусства

(Технология, Музыка, ИЗО, МХК)









Тема: «Коми- пермяцкие музыкальные инструменты- достояние моего народа»



Плотников Вадим Романович

МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»

Кудымкарского района, 5а класс

Плотникова Галина Владимировна,

учитель музыки

высшей квалификационной

категории

МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»







Верх-Иньва, 2019

Оглавление

Введение……………………………………………………...…………………..3

I.Коми- пермяцкие музыкальные инструменты в жизни коми- пермяцкого народа………………...……………………………………………….…….…..…5

1.1 Зарождение музыкальных инструментов и их связь с бытом коми- пермяцкого народа ………………………………………….………….………5

1.2 Знакомство с группами музыкальных инструментов………………..…...7

1.3 Значение музыки в жизни человека…………………..…...………..………10

II.Значение коми- пермяцких музыкальных инструментов для коми- пермяцкого народа…………………………………………..…..........................12

Заключение…………………...…………………………..……….……….……..14

Список литературы……………..………………………..…..…………………..15

Приложение………………………...…………………….………………………16






















Введение

С незапамятных времен во всех уголках света люди поют и играют на музыкальных инструментах, танцуют и создают новую музыку. Для многих людей музыка – радость и увлечение, помогающее провести время в компании друзей или насладиться её звучанием в одиночестве. К тому же музыка может поведать другим людям о твоих мыслях и чувствах ничуть не хуже, чем литература и живопись.

У каждого народа есть своя культура, в том числе и музыкальная. К сожалению, у нас нет возможности в полной мере окунуться в музыкальную культуру коми- пермяцкого народа, т.к эта тема мало изучена, а ведь музыка – это язык души. Глубина воздействия музыки зависит не только от исполнительского мастерства, но и от качества звучания музыкальных инструментов, их функциональных возможностей.

Музыкальные инструменты воздействуют на эмоциональный мир человека, воспитывают в нем способности воспринимать все богатство окружающего мира через музыкальные образы, повышать культурный уровень отдельного человека и всего общества в целом сохраняя музыкальные традиции своего народа. Считаю, мое исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о музыкальной культуре коми- пермяцкого народа. К сожалению учащиеся школы говорят на коми- пермяцком языке, но не все знают коми- пермяцкие народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее

Попробуем предположить, что возникновение коми- пермяцких музыкальных инструментов связано с культурой и бытом коми- пермяков.

Цель исследовательской работы - расширение знаний о роли коми- пермяцких музыкальных инструментов в жизни человека, их значение.

Задачи исследования:

-Изучить, проанализировать материал по выбранной теме.

-Изучить историю зарождения музыкальных инструментов.

-Познакомиться с основными группами музыкальных инструментов.

-Установить значение музыки в жизни человека.

Предмет исследования: коми – пермяцкие народные музыкальные инструменты.

Объект исследования: Значение коми- пермяцких музыкальных инструментов.

Методы исследования: анкетирование, анализ, обобщение, классификация, сравнение.

Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения коми- пермяцких музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данной работы, которая позволит войти в мир коми-пермяцких музыкальных инструментов!



































I. Коми- пермяцкие музыкальные инструменты в жизни коми- пермяцкого народа.

1.1 Зарождение музыкальных инструментов и их связь с бытом коми- пермяцкого народа.

Традиционными музыкальными инструментами коми- пермяцкого народа являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления, но первый музыкальный инструмент появился на белом свете одновременно с самим человеком. И этим инструментом был…сам человек. [2,с 140]

У человека есть голос, который может издавать певучие звуки разной высоты. И первую в мире мелодию воспроизвел, конечно же, человеческий голос. А для того чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то размеренно притоптывал. Хлопки в ладоши, притоптывания – чем не ударные звуки?

Итак, сначала был человеческий голос. А уже потом человек стал приспосабливать для извлечения музыкальных звуков самые разные предметы.

Камышовая дудочка и флейта из трубчатых костей зверей и птиц стали «производителями» свистящих звуков.

Пастухи пользовались берестяной трубой и деревянным барабаном (пу барабан), охотники — разнообразными манками (например, сьэла чипсан — рябчиковый свисток) из перьев птиц, дерева и металла.

В быту до сих пор играют на бересте (сюмэт, симэт) и на осиновом листе (пыпцу, пипу лист).

В качестве ударных инструментов, сопровождающих пляску, нередко применяют бытовые предметы: веретено (чэрс), которыми стучат по ведру, печнукьзаслонку (горпэдан) и кочедык для плетения лаптей, ложки.

Что касается струнных, то смычковый или щипковый волосяной гудок (сигудэк) уже не встречается на территории округа, хотя о нем еще помнят.

Великим открытием была струна. Её звучание человек угадал в натянутой тетиве охотничьего лука, ибо в чистом виде такого одновременно звонкого и певучего звука, как у струны, природа не знает [3, с 85].

Ствол борщевика – готовая трубка для флейты.

Дерево, стекло, металл, звериные шкуры и жилки, растения, камни – всё это обрело голос в умелых руках музыкальных мастеров .

В разных уголках планеты появлялись разные музыкальные инструменты. Сама жизнь подсказывала первым музыкантам, откуда и как добывать поющий звук.

Случалось, в роли подсказчика выступала природа. Один музыкальный инструмент создавался в подражание птичьему пению, другой – в подражание шуму воды, третий – завыванию ветра. Так появились непохожие, звучащие по-разному музыкальные инструменты.[8, с 115]

Если бы вдруг музыкальные инструменты заговорили, и каждый стал рассказывать о себе, мы услышали бы множество увлекательнейших историй с приключениями и удивительными превращениями.

Усовершенствование и модернизация коми- пермяцких народных музыкальных инструментов идёт с сохранением специфических данных, от которых зависит их звучание.























1.2 Знакомство с группами музыкальных инструментов

У коми-пермяков богатые традиции инструментального музицирования. Как у любого народа у коми- пермяков существует классификация коми- пермяцких народных музыкальных инструментов:

Первая группа – ударные музыкальные инструменты.

( звук извлекается с помощью удара)

К ним относятся: пу- барабан, шур- шор, зиль- зель и др.

Вторая группа- духовые музыкальные инструменты.

(Звук извлекается с помощью вдувания воздуха)

К ним относятся: буксан, пÖлян и др.

Третья группа – струнные музыкальные инструменты

(Звук извлекается с помощью игры на струнах)- сигудÖк.

Деревянный барабан, его диалектное название пу пӧв, предст

ставляет собой деревянную подвеску-дощечку прямоуголь-

ной формы с закруглениями в верхней части.

Во время ходьбы инструмент поддерживается перекинутым

Пу- барабан (см. Приложение 1)

Через плечо и шею ремешком и носится сбоку на бедре, а палочки колотушки — за поясом. При игре двумя палочками наносятся ритмизованные удары по поверхности дощечек.

Шур- шор (см. Приложение 2)

Изначально музыкальный инструмент изготавливался взрослыми для маленьких детей, как игрушка. Чаще всего в качестве материала использовали кору березы- бересту. Звучание инструмента зависело от наполнения и приёма игры. Наполняли его разными крупами, пуговицами, камешками.

Зиль- зель (см. Приложение 3)

Музыкальный инструмент изготовлен из дерева. Он особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. Представляет собой рукоятку с прикрепленными к ней палочками разной длины. При встряхивании, инструмент издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка.

Буксан (см. Приложение 4)

Духовой музыкальный инструмент охотников и пастухов, напоминающий прямой или изогнутый раструб конической формы. В качестве материала для изготовления использовали бересту. Он служил для подачи звуков, сигналов в лесу. Ими отпугивали пастухи хищных зверей. Позже стали использовать, как музыкальный инструмент.

ПÖлян (см. Приложение 5)

ПÖляны представляют собой набор из нескольких (от двух до девяти, редко двенадцати) закрытых с одного конца полых трубок, ничем не скрепленных между собой. «Сустав», то есть естественная перемычка, служит «дном» трубки и располагается при игре внизу. Как длина, так и диаметр трубок, входящих в комплект, различны. Трубки выстроены в один ряд и при игре удерживаются двумя руками.

СигудÖк (см. Приложение 6)

СигудÖк струнный музыкальный инструментСтруны — волосяные или кишечные, могли быть разной толщины. Количество струн могло колебаться от 2 (совсем редко была всего 1 струна) до 4, но самыми известными являются 3-струнные сигудки.

Смычковый сигудÖк предусматривал наличие смычка, которым водили по струнам. Кроме смычкового сигудэка появился также щипковый сигудÖк-балалайка (волосяной гудок-балалайка), на котором играли, бряцая по струнам.

Известны также модификации сигудÖка по форме — в форме дощечки и в форме чаши.

Вывод: Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.




























1.3 Значение музыки в жизни человека

Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература – при помощи слов, а музыка – с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека.

Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки! Нередко, рассматривая различные картины и всматриваясь в них, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку, звучащую в нашем воображении, где зрительный образ переходит в музыкальный. В литературе, в свою очередь, многие стихи писались для того, чтобы потом на них была положена музыка. Писателями и поэтами создано множество литературных произведений, в которых рассказывается о музыке. На этих простых примерах мы видим, что музыка оказывает огромное влияние на другие виды искусства. [9, с 70]

Музыка – частица нашей жизни. Она прежде всего рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер – воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека. лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Музыка хранит в себе много загадок и тайн. Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и школах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка – это часть нашей жизни. Вывод: для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека значение всех необходимых для существования условий. А музыка моего народа особенно. Иногда мне кажется, что без музыки я не прожил бы и дня. И это действительно так. Жить в мире музыки и чувствовать каждый ее оттенок прекрасно. Человек, одаренный душевно и понимающий значение музыки в нашей жизни, поистине счастлив. Считаю, что нужно чтить и беречь музыкальную культуру коми- пермяков.


















II. Значение коми- пермяцких музыкальных инструментов для коми- пермяцкого народа.

Изучив вышеизложенную литературу о коми- пермяцких музыкальных инструментах, о том, какое значение они имеют в жизни людей, я рассказал о своих открытиях одноклассникам на уроке музыки. (Приложение 7)

А так же мы исследовали эти музыкальные инструменты и поиграли на них. У нас получился отличный оркестр коми- пермяцких музыкальных инструментов. (Приложение 8)

Мне захотелось узнать мнение ребят о значимости коми- пермяцких музыкальных инструментов. Затем мною было проведено анкетирование, где основной целью являлось выявить роль и значение коми- пермяцких музыкальных инструментов в нашей жизни. Была представлена следующая анкета:

1.Как вы считаете коми- пермяцкие музыкальные инструменты- достояние коми- пермяцкого народа?

2.С какого возраста можно играть на коми- пермяцких музыкальных инструментах?

3.Нужно ли в школах создавать оркестры коми- пермяцких музыкальных инструментов?

4.Какой музыкальный инструмент запомнился вам больше всего?

5.Будь вы музыкантом, какой музыкальный инструмент предпочли бы для игры?

В ходе проведения анкеты было опрошено 19 человек, выявились следующие результаты:

На первый вопрос все 19 человек ответили, что коми- пермяцкие музыкальные инструменты являются достоянием коми- пермяцкого народа.

Второй вопрос показал следующие результаты: 6 человек считают, что на коми- пермяцких музыкальных инструментах можно играть с любого возраста, 2 человека- с 3-5 лет, 7 человек- с 6 лет, 4 человека- с 8-9 лет.

На третий вопрос все 19 человек ответили, что в школах нужно создавать оркестр коми- пермяцких музыкальных инструментов .

Четвертый вопрос показал следующие результаты: 11 человек ответило, что им запомнился музыкальный инструмент пÖлян, 4 человека- шур- шор, 4 человека- пу- барабан, 2 человека- зиль- зель, 2 человека- сигудÖк.

На 5 вопрос «Будь вы музыкантом, какой музыкальный инструмент предпочли бы для игры в оркестре?» ответы ребят получились схожи с ответами на 4 вопрос.

На шестой вопрос ребята ответили по- разному, но все положительно. Они написали, что впечатления от игры на коми- пермяцких музыкальных инструментах интересные, веселые. Им понравилось, было интересно, прикольно, необычно, хотелось поиграть еще.

Учитель музыки рассказала, что игра на коми- пермяцких музыкальных инструментах так же используется в школе во время театрализации, для показа разных сказок. (Приложение 9)

А так же коллективы, занимающиеся фольклором в нашей школе используют коми- пермяцкие музыкальные инструменты в качестве атрибута на сцене. (Приложение 10)

Вывод: Все ребята считают, что коми- пермяцкие музыкальные инструменты- это достояние коми- пермяцкого народа, на них можно учится В ходе проведения анкеты было опрошено 19 человек, выявились следующие результаты:

На первый вопрос все 19 человек ответили, что коми- пермяцкие музыкальные инструменты являются достоянием коми- пермяцкого народа.

Второй вопрос показал следующие результаты: 6 человек считают, что на коми- пермяцких музыкальных инструментах можно играть с любого возраста, 2 человека- с 3-5 лет, 7 человек- с 6 лет, 4 человека- с 8-9 лет.

На третий вопрос все 19 человек ответили, что в школах нужно создавать оркестр коми- пермяцких музыкальных инструментов .

Четвертый вопрос показал следующие результаты: 11 человек ответило, что им запомнился музыкальный инструмент пÖлян, 4 человека- шур- шор, 4 человека- пу- барабан, 2 человека- зиль- зель, 2 человека- сигудÖк.

На 5 вопрос «Будь вы музыкантом, какой музыкальный инструмент предпочли бы для игры в оркестре?» ответы ребят получились схожи с ответами на 4 вопрос.

На шестой вопрос ребята ответили по- разному, но все положительно. Они написали, что впечатления от игры на коми- пермяцких музыкальных инструментах интересные, веселые. Им понравилось, было интересно, прикольно, необычно, хотелось поиграть еще.

играть с любого возраста. В каждой школе нужно создавать оркестры коми- пермяцких музыкальных инструментов, в который бы входили все три группы. От игры на коми- пермяцких музыкальных инструментах остается хорошее, доброе, позитивное впечатление, а это значит, что мы в своей работе достигли поставленной цели, доказав значимость коми- пермяцких музыкальных инструментов.















Заключение

В своей работе я рассказал о том, какую роль играют коми- пермяцкие музыкальные инструменты в жизни человека, что коми- пермяцкие народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них.

Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми- пермяцкого народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

Завершая исследование по теме, я узнал много нового о роли и значении коми- пермяцких музыкальных инструментов в нашей жизни.

Возможно, учащиеся, ознакомившиеся с этой исследовательской работой, ещё больше заинтересуются удивительным миром коми- пермяцких музыкальных инструментов. Я знаю, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется усердие, внимание, терпение, но самое главное все же – это любовь к музыке своего народа.

Считаю, что цели и задачи данной работы были выполнены, материал работы может быть использован учителями и учащимися на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Эта работа позволила мне приобрести опыт в проведении анкетирования, работе с литературой, ну и самое главное общению с одноклассниками.








Библиографический список

1.Володихин Д. М. Музыка наших дней.- М.: «Аванта+», 2002г., 98 с.

2.Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М.: Просвещение,1985г.,220 с

3. Дровняшина Л.Д. Страницы истории Пармы.- Кудымкар.: Алекспринт, 2005г., 130с.

4.Клещин А. И. Моя Парма.- Кудымкар: Коми- Пермяцкое книжное издательство, 1993.- 208 с.

5.Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми- пермяков.- Кудымкар. : Коми-Пермяц. книжное издательство, 2005 г., 254 с.

5.Меглов Н., Михайлова Л. Играем и поем.- М: Советский композитор,1987 г., 98 с.

6.Науменко Т.Н., Алеева В.В. Музыка 5 класс, Дрофа Москва 2004г.,190 с. 7. 7.Тотьмянина Е. Т. Поют и пляшут дети Пармы.- кудымкар: Коми- Пермяцкое книжное издательство, 2007.- 268 с.

8.Шакирова И. Музыка в сказке. М.: «Лист» 2000 г., 266 с.

9.Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М.: «Аквариум» 1999г., 270с.

10.http://www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrumenty.html

11.http://foto11.com/komi/art/musicinstruments/

12.http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskiy-proekt-v-strane-muzykalnyh-instrumentov

13.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3812/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8

14.http://komionline.ru/news/40234

15.http://skazka-17.ru/index.php/sovety-i-rekomendatsii/prepodavatel-komi-yazyka/144-narodnye-instrumenty























ПРИЛОЖЕНИЕ








t1666884108aa.jpgПриложение 1
















t1666884108ab.jpgПриложение 2














t1666884108ac.jpgПриложение 3
















t1666884108ad.jpgПриложение 4














t1666884108ae.jpgПриложение 5

















Приложение 6






t1666884108af.jpg







Приложение 7

t1666884108ag.jpg
















Приложение 8

t1666884108ah.jpg












Приложение 9















Приложение 10

t1666884108ai.jpg

t1666884108aj.jpg

22


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.