Исследовательская работа «Развитие детской одаренности средствами внеурочной деятельности»
РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.Н.Бухальцева, учитель начальных классов, МБОУ Шарагайская СОШ, Балаганский район
Работая учителем начальных классов в МБОУ Шарагайская СОШ вот уже 23 года, я убеждаюсь в том, что каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Важно только научить их раскрыть свои способности, поверить в себя.
Актуальность исследования:
Развитие новых технологий требует от общества людей, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи.
Гипотеза исследования: и в условиях сельской школы можно развивать уровень интеллектуально-познавательных способностей обучающихся, используя современные формы внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить уровень интеллектуально-познавательных способностей обучающихся МБОУ Шарагайская СОШ, определить оптимальные формы и методы для развития этих способностей.
Задачи исследования:
- изучить литературу по данной теме;
-проанализировать результативность участия обучающихся в мероприятиях за 3 года;
-обобщить результаты исследования и сделать выводы;
- выбрать наиболее интересные и эффективные для меня, моих учащихся методы и формы развития их интеллектуально-познавательных способностей;
Объект исследования: интеллектуально-познавательные способности обучающиеся МБОУ Шарагайская СОШ.
Предмет исследования: процесс развития интеллектуально-познавательных способностей обучающихся начальных классов.
Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы; диагностика (стартовая), наблюдение, мониторинг участия обучающихся в мероприятиях за 3 года, анализ (промежуточный) полученных результатов.
Теоретический аспект.
Изучив психолого- педагогическую литературу, я выяснила, что в настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст. Используют при характеристике познавательных возможностей учащихся такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.[3]
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной (способность оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать, делать самостоятельные умозаключения), академической (способность учащихся именно к обучению, легко усваивают знания), творческой (креативной) (учащиеся стараются никому не подражать), художественной (имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном), психомоторной сфере общения (лидерство) (дети способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, нередко им добровольно подчиняются другие дети).
Такая классификация различных видов одаренности позволяет предположить, что каждый ребенок одарен в какой либо области. И развитие одаренности зависит от условий, созданных для ребенка и в семье, и в школе. Очень многое зависит от внимательности, чуткости и грамотности педагога. [1]
Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
- улучшить условия для развития ребёнка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное;
2) художественно-эстетическое;
3) научно-познавательное;
4) военно-патриотическое;
5) общественно полезная деятельность;
6) проектная деятельность.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- факультативы,
- предметные недели,
- театрализованные праздники,
- творческие мастерские,
- олимпиады и конкурсы по предметам,
- научно-практические конференции;
- работа по индивидуальным планам;
Принципы деятельности в работе с одаренными детьми [2]:
максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
возрастания роли внеурочной деятельности;
индивидуализации и дифференциации обучения;
создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Практический аспект.
Я работаю в 4 классе. В классе 10 человек: 5 мальчиков и 5 девочек. Из них 4 человека это дети с ОВЗ (3 чел. ЗПР, 1 чел.- умеренная умственная отсталость). Работаю в данном классе третий год. Свою работу с детьми по выявлению одаренности я начинаю с первых дней обучения и продолжаю на протяжении всего обучения в начальной школе. Для начала я провела стартовую диагностику (методика «Карта одаренности»), с помощью которой можно определить, какой вид одаренности преобладает у детей. Родители отвечали на 80 вопросов по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Если они были согласны с утверждением, ставили плюс, если нет, то минус. Выяснилось, что в данном классе преобладает интеллектуальный вид одаренности обучающихся. Я решила большее внимание уделять развитию интеллектуально-познавательных способностей обучающихся. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью моей работы с одарёнными детьми. Формула, которой я руководствуюсь в работе: заинтересовать – выявить - научить – развить!
Одна из форм работы с одарёнными детьми во внеурочной деятельность является факультатив. Я веду один раз в неделю факультатив «Занимательная математика». Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески, разбираем задания ВПР.
Ежегодно принимаю участие в проведении недели начальных классов, организую внеклассную работу. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «Мозговые штурмы», «Блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности и эрудицию.
В школе уже два года проводится ученическая конференция проектно- исследовательских работ «Мир Науки», где мы активно принимаем участие. Есть результаты на региональном уровне. В 2018 году приняли участие в Региональном фестивале краеведческих проектных и исследовательских работ младших школьников «Я – исследователь».Рютина Кристина заняла 1 место с краеведческой работой «Игры наших прабабушек и прадедушек». В этом учебном году принимали участие с Рютиной Кристиной заочно в VIII ежегодной научно- практической конференции для школьников «Малые Сукачёвские чтения» в секции «История своей семьи, составление своего родословного древа» с работой «Мой дедушка, моя гордость!», получили грамоту. Очно приняли участие в V открытой конференции «Безопасность жизнедеятельности. История и современность» в музее ГУ МЧС России по Иркутской области с работой «Мой папа - добровольный пожарный», заняли второе место. В марте планируем принять участие в фестивале проектных работ «Я- исследователь», подали заявку (4 человека) на заочное участие во Всероссийском конкурсе чтецов «Сибирская Муза» (стихи сибирских поэтов), планируем очно принять участие в этом же мероприятии с Рютиной Кристиной.
Важнейшим средством развития одаренности ребенка, а именно интеллектуальных способностей является участие в олимпиадах, конкурсах Муниципального, Регионального, Всероссийского, Международного уровней. Уже третий год, мои обучающиеся принимают участие в онлайн-олимпиадах на детском образовательном портале Учи.ру— это интерактивная образовательная платформа, полностью соответствующая ФГОС, участие бесплатное. В этом году на сайте открыли бесплатные уроки, где ребенок может дополнительно заниматься по разным предметам. Обучение проводятся в игровой форме, задания интерактивные красочные, яркие. Очень нравятся детям. Помогает развивать интеллектуальные способности школьников метод зарабатывания баллов. Ребятам предлагается задания на дом, после прохождения какой- то темы, раздела по предмету составить небольшой кроссворд, придумать головоломку, нестандартную задачу. На большой перемене 25 минут дети могут в парах, в группе выполнять эти задания, буквально 5 минут. Кто выполнил задание, получает балл. Затем эти баллы подсчитываются за месяц, кто заработал 10 баллов, получает 5 по предмету.
Девиз обучающихся «Узнал сам, расскажи другу». Отдых на переменах, дети проводят с пользой. Приносят из дома книги, читают, делятся впечатлениями. Провели виртуальное путешествие в музей МГ МЧС России по Иркутской области. Рютина Кристина рассказала, что интересного она увидела, что ей запомнилось.
Для создания мотивации обучающихся два раза в год подводим итоги достижений учащихся, составляем рейтинг, в котором учитываются успехи детей не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности. Награды собираются в портфолио. Победителям вручается сладкий приз. Этот прием помогает повышать познавательную активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество учителя и родителей. Провожу тематические родительские собрания: «Роль семьи в формировании личности одаренного ребенка», «Одаренный ребенок. Какой он?». Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей, стало традицией 15 мая отмечать вместе «День семьи».
Моя Гипотеза, что и в условиях сельской школы можно развивать уровень интеллектуальных способностей обучающихся, используя современные формы внеурочной деятельности. подтвердилась. Все методы и формы работы, которые я использую в реализации своей работы с одаренными детьми, дают свой результат. Проанализировать результативность участия обучающихся в мероприятиях за 3 года, пришла к выводу, что повысилось результативность участия, стало больше призовых мест.
Диаграмма 1.
Результативность участия обучающихся в мероприятиях за 3 года
На диаграмме 2 видно, что ребята стали принимать участие в мероприятиях регионального уровня.
Диаграмма 2.
Участие учащихся в мероприятиях разного уровня за 3 года
Не остаются в стороне и дети с ОВЗ. Они активно принимают участие в конкурсах в соответствии своих способностей. Из диаграммы 3 видно, что процент участия детей в мероприятиях возрос.
Диаграмма 3.
Участие детей с ОВЗ в различных мероприятиях
В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями учащихся. Как сказал Сократ «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Наше солнышко светит ярко, чего и вам желаю.