Создание среды развития специальных способностей и детской одаренности в образовании
Создание среды развития специальных способностей и детской одаренности в образовании.
Человек может прожить всю жизнь, не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. В некоторых регионах у нас до 80% неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…
Очень важной особенностью современного понимания одаренности является то, что она рассматривается не как константная, а как динамическая характеристика. Это понимание привело многих ученых-исследователей к созданию моделей развития одаренности, в структуру которых включены наряду с факторами, характеризующими потенциал личности, еще и факторы внешней среды.
1.Рабочая концепция одаренности.
В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» предпринята попытка разработки концепции одаренности на государственном уровне и модели, которая вобрала бы в себя все лучшие передовые достижения современной отечественной и зарубежной психологии. Таким образом, была поставлена точка отсчета, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика. Созданный вариант «рабочей концепции одаренности» следует рассматривать как первичный, подлежащий дальнейшей разработке. Авторы этой концепции представляют одаренность в виде двух компонентов: инструментального и мотивационного, т.е. авторы предлагают рассматривать одаренность в двух аспектах: «могу» и «хочу».
Инструментальный компонент суммирует все, что относится к сфере способностей (в том числе интеллект, креативность и др.). Мотивационный аспект традиционно содержит пять основных признаков: ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Помимо этого, одаренность не является константной характеристикой. Она меняется, эволюционирует в течение жизни, поэтому основная задача состоит не столько в проблеме обучения одаренных детей, сколько в развитии детской одаренности, развитии потенциала личности каждого ребенка. Для этого требуется взаимодействие пяти условий, включающих внешние и внутренние факторы:
Общие способности;
Специальные способности в конкретной области;
Специальные характеристики неинтеллектуального характера, подходящие для конкретной области специальных способностей (личностные, волевые);
Стимулирующее окружение, соответствующее развитию этих способностей (семья, школа и др.);
Случайные факторы (очутиться в нужном месте в нужное время).
Динамическая теория не случайно популярна в среде современных педагогов – исследователей. Она по существу меняет парадигму педагогической поддержки детской одаренности, не на словах, а вполне реально осуществляя переход от «диагностики отбора, к диагностике развития».
В чем состоит основная задача при работе с одаренными детьми?
Президент Парламентской ассамблеи Совета Европы Луис Юнг сформулировал три основные задачи:
Способствовать развитию и достижению счастья каждой личности, имеющей особые способности.
Необходимо довести до максимального уровня индивидуальные достижения, будь то в науке, в искусстве или в спорте.
Развивая одаренность, мы способствуем общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
Вместе с тем, работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
2.Кого считать одаренным?
Постараемся определить основные термины интересующей нас проблемы:
Задатки - врожденные анатомо – физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Способности – индивидуально – психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Способности специальные – психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта следует судить по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Классифицируя разные педагогические подходы к проблеме одаренности, основанные на объективно существующей педагогической реальности, выделяют следующие параметры одаренности:
Высокий показатель по специальным тестам интеллекта;
Высокий уровень творческих способностей;
Достижение успехов в каких – либо областях деятельности;
Академическая одаренность (хорошо обучающиеся в школе).
3.Особенности развития одаренных детей.
Специалисты рассматривают следующие параметры одаренности: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные, специфические способности к учению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности).
На первом этапе в диагностических и педагогических целях можно использовать характеристики одаренных детей, предложенные Кэролом Тэкэксом:
Опережающее познавательное развитие:
1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что было бы, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы, им нравится создавать альтернативные системы в своем воображении.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризации помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами, одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Некоторые одаренные дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
7. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
8. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
2. Они остро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Их восприятие смешного нередко отличается от восприятия сверстников.
5. Им не достает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как у обычных детей.
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
4.Одаренные дети в системе образования.
Одаренные дети – очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников этого риска являются трудности контактов со сверстниками, в связи с чем, он может оказаться в изоляции. У детей может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебный план не соответствует способностям. Дополнительной проблемой является «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям (при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих сверстников или даже иногда уступают им. В результате возникают вполне очевидные препятствия развития одаренных учеников в школьных условиях:
к сожалению, учитель редко вызывает у учеников настолько большое доверие, чтобы они захотели ему раскрыть свои переживания и суждения;
для созидающего диалога с учениками недостаточно, чтобы учитель имел хорошую дидактическую подготовку, необходима психологическая и межличностная грамотность;
сегодняшняя массовая школа консервативна, обучает скорее исполнительности, чем творческому и новаторскому поведению, ориентируется на среднего ученика и поэтому из талантливых и творческих учеников воспитывает «середняков»;
дополнительным препятствием для свободного развития способностей детей школьного возраста являются трудности учителя, связанные с распознанием принципиальных возможностей учеников;
часто не используются в полной мере потенциал способностей ученика из-за сложностей в его отношениях с учителем (это так же относится к взаимодействию с родителями) или проявления таких свойств личности, которые затрудняют школьное функционирование (не смелость, отсутствие веры в себя, сниженная мотивация к науке …);
школа воспринимается многими детьми скучной и малоинтересной;
жесткий контроль учителя, значительная авторитарность и его поведение не способствуют творческому развитию учеников;
в школе существует противоречие, с одной стороны, есть потребность в создании изобретательного ума, с другой – неумение учителей поощрять одновременно с творчеством поведение учеников, которые его проявляют. Такие черты как: выработка (креация) собственного пути деятельности; импульсивность; нонконформизм; эмоциональность; толерантность (отсутствие или ослабление реагирования); практичность; естественность; надежность - не вызывают симпатии у многих учителей.
В результате включается всем известный механизм: низкая успеваемость – потеря учебной мотивации – невостребованность способностей – утрата интереса к школе – уход в свои проблемы. По этому механизму происходит образование случаев так называемой «скрытой одаренности», которая не проявляется в высокой школьной успеваемости или каких либо других явных достижениях ребенка или подростка и не является очевидной для тех, кто его окружает – семья, учителей, сверстников.
Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к опасным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества. Это подтверждают исследования ассоциации Евроталант (Р.Пажесса), которые зафиксировали в арабских кварталах процессы образования «неформальных ядер» вокруг способных людей, оказавшихся за бортом образовательной и профессиональной системы. Таким образом, способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образование в вузе, все равно будут искать применение своим большим способностям, что приводит к риску асоциального поведения. С определенной точки зрения справедливо утверждение, что устойчивость той или иной общественной системы определяется тем, какую часть общественных ресурсов она направляет на созидание, а какую – переводит в оппозицию себе.
И напоследок…
У одаренного ребенка сегодня много проблем. В силу некоторых своих особенностей он очень уязвим, его слабости подчас кроются в его преимуществах. У детей может возникнуть неприязнь к школе, плохое поведение, потому что учебная программа для них скучна и неинтересна, а учебный план не соответствует способностям. Одаренный ребенок может оказаться в изоляции и в силу того, что его интересуют свои собственные игры и т. д.
Внимательно относясь к особенностям одаренного ребенка, учителя, родители смогут понять их, стимулировать все аспекты его развития.
Очень часто одаренные дети остаются незамеченными, а ведь родители и педагоги не должны оставаться равнодушными. К одаренному ребенку нужно относиться как к национальному богатству страны, всячески способствовать его развитию.
Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.
ЛИТЕРАТУРА:
Дзикики А. Творчество в науке. – М., 2010.
Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.,2000.
Ковалева Г.С. «Состояние российского образования (по результатам международных исследований); // Педагогика, - 2011г. - №2.
Мещеряков Б.Г. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.,2013.
Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. – М., 2010.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.2010.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2014.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению.- Ось- 89, 2008.