Развитие одарённости школьников в урочной и внеурочной деятельности

4
0
Материал опубликован 7 January 2021 в группе

Развитие одарённости школьников в урочной и внеурочной деятельности


Аннотация.

Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школе отводится задача выявить степень одаренности ребенка и создать такую образовательную среду, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей с нераскрытыми  талантами.

Ключевые слова.

Одаренные дети, урочная и внеурочная деятельность, игровая технология, традиционные и нетрадиционные формы обучения.



Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда,

где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Г.В. Плеханов

Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня высокие требования. Именно школа выявляет степень одаренности ребенка и создает такую образовательную среду, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей, так и детей с нераскрытыми  талантами.

Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, большой словарный запас, повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая им интересна, яркое воображение, высокоразвитая фантазия. Они предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отступать. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ, но, в свою очередь, им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых.

В процессе обучения одаренных детей значимым является поиск наиболее эффективных форм занятий. Они, прежде всего, должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо обратить внимание на следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.

Одной из наиболее приемлемых технологий в урочной деятельности является технология разноуровневого обучения, которая содействует развитию творческих способностей ребенка. В каждом классе, на каждом учебном предмете материал организован на разных уровнях. Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения.

Часто одарённые дети теряют интерес к обучению в силу своих особенностей мыслительной деятельности, когда им уже всё понятно, а классу приходится ещё и ещё раз повторять изученное. Вот здесь на помощь приходит игровая технология, которая увлекает «скучающих» одарённых.

Игровая технология способствует формированию положительной мотивации у детей при изучении материала, вовлечению в работу даже пассивных детей. Игра развивает у них умение общаться, решать проблемы, применять полученные на уроке знания в других областях.

Игра может быть использована на любом этапе урока. Например, интеллектуальная разминка. Интеллектуальные разминки, как и физические, служат самым разнообразным целям и должны применяться во всех классах без исключения.

Ключевой эффект интеллектуальных разминок − повышение познавательной привлекательности занятия. Одно из основных направлений применения интеллектуальных разминок − работа со словами. Здесь можно выстроить своеобразную лестницу от простого к сложному.

На первом уровне учащимся предлагается словарное тестирование - задание на сопоставление слов родного языка со словами изучаемого языка.

На втором уровне (более сложный) учащимся предлагается разгадать кроссворд с этими словами. Здесь уже даны только новые слова по теме, а перевод необходимо определить самим.

На третьем уровне (повышенной сложности) учащимся предлагается создать творческий продукт со словами, например, самостоятельно составить кроссворд.

В своей работе наряду с современными традиционными формами обучения я пытаюсь применять и новые нетрадиционные формы обучения, как в процессе урочной, так и во внеурочной деятельности по иностранному языку. Такие формы, как телемост, лото знаний, КВН и другие призваны повысить интерес учащихся к изучению предмета и их уровень знаний за счет необычных ситуаций и заданий развлекательного характера, а главное создать для учащихся непринужденную обстановку, в которой учащиеся могут проявить себя и не заскучать.

Внеурочная деятельность – одно из важных средств развития творческой активности учащихся.

Внеурочная деятельность должна отвечать следующим основным требованиям: она должна проводиться регулярно и целенаправленно, быть органически связанной с учебной работой, основываться на владении навыками и умениями, полученными учащимися на уроках, развивать их.

Материал, используемый на внеурочных занятиях, должен быть интересным, познавательным, развивающим, воспитывающим.

Преподаватель должен умело сочетать индивидуальные, групповые и массовые формы внеурочной деятельности.

К индивидуальным формам работы по иностранному языку относятся внеклассное чтение, перевод, разучивание текстов, стихов, ролей, песен, оформление материалов для выставок, изготовление наглядных пособий для уроков иностранного языка и т.д.

Индивидуальные формы внеурочной деятельности являются основным фактором проведения групповых и массовых форм работы.

Групповые формы внеурочной деятельности обладают стабильной организационной структурой. К ним относится кружковая, секционная и клубная работа. Для проведения таких форм необходимо составлять план.

Массовые формы внеурочной деятельности включают вечера, недели иностранного языка, олимпиады, конкурсы, викторины, беседы, лекции и т.д.

Действующие в настоящее время учебные комплекты по иностранному языку представляют большие возможности сочетать урочную и внеурочную формы, помогают превратить внеурочную деятельность в неотъемлемую составную часть процесса обучения иностранному языку при работе, как с одаренными детьми, так и с детьми с нераскрытыми талантами.

В результате настойчивых и кропотливых поисков учителей традиционные формы внеурочной деятельности совершенствуются, мало известные получают широкое применение, появляются новые, нередко интересные и эффективные. Перечисленные формы внеурочной деятельности не дублируют урок, а дополняют его, углубляя и расширяя знания учащихся. Все перечисленные формы можно назвать традиционными. Однако наряду с такими формами внеурочной деятельности, существуют и так называемые нетрадиционные формы, такие как телемост, тематический вечер, вечер-диспут, компьютер–лэнд, брейн-ринг, различного рода конференции, на которых учащиеся играют ту или иную роль. Целью данных мероприятий является расширение общего кругозора учащихся и привитие интереса к предмету.

Увеличение умственной нагрузки учащихся заставляет призадуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучаемому предмету. Это обязывает учителя таким образом организовывать учебный процесс, чтобы наряду с освоением материала, предусмотренного программой общеобразовательных учреждений, удалось разбудить познавательную активность учащихся.

В связи с этим постоянно ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль учащихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Исходя из личного опыта, я пришла к выводу, что игра на уроках иностранного языка является составной частью обучения. Игры способствуют мотивации к обучению, привлекают внимание учащихся, и, как следствие, способствуют лучшему усвоению программного материала. Нетрадиционные формы внеурочной работы и игровая технология на уроках иностранного языка представляет собой один из резервов интенсификации учебного процесса по иностранному языку, который обладает большими возможностями для развития и поддержания одаренности учащихся.

Список литературы

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М., 2000.

2. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М., 2010.

3. Формы и методы работы с одаренными детьми. URL : https://multiurok.ru/files/formy-i-mietody-raboty-s-odariennymi-diet-mi-1.html





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации