Статья «Вовлечение детей в проектную, исследовательскую деятельность — одно из условий развития одаренности обучающихся»
Вовлечение детей в проектную, исследовательскую деятельность - одно из условий развития одаренности обучающихся
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Современное общество заинтересовано в успешных, инициативных людях.
Задача российского образования – создать условия для развития способностей учащихся.
Считаю, что в каждом ребенке есть скрытые возможности, задатки к какому-либо виду деятельности – интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной и т.д.
Задача школы - вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, подготовить почву для их реализации, задача семьи - поддержать ребёнка.
При реализации новых ФГОС включение учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность рассматривается как обязательное требование.
Данная деятельность способствует развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников, формированию у них критического и творческого мышления, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает задаче современной школы- воспитанию социально-активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
В 5-7 классах происходит формирование основ исследовательской и творческой деятельности учащихся через вовлечение их в проектную деятельность. Это этап создания ситуаций для исследований, которые открывают для учащихся новые увлекательные темы, идеи и области знания. Обычно это достигается на уроках и во внеурочное время через интересные проблемные ситуации, которые дополняются видео-экскурсиями, сообщениями, рефератами. Очень интересен для учащихся дискуссионный формат занятий, например в форме «круглого стола» по какой-нибудь значимой проблеме.
В 8-11 работа с одаренными детьми направлена не только на развитие коммуникативных, исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, реферирования, деятельности, связанной с личным и социальным развитием.
В школе целенаправленно реализуется программа развития познавательной активности обучающихся посредством деятельности поискового отряда «Юная гвардия», с помощью которого решается одна из сложных проблем – проблема раннего выявления и развития одарённых детей.
На данном этапе особо значимы современные инновационные технологии: исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные. Неотъемлемой частью организации деятельности одаренных детей является их вовлечение в проектную деятельность.
Формулируем схему проекта: проект – это «пять П» (Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт проекта – Презентация (представление проекта). Шестое «П» проекта – это Портфолио проекта, то есть рабочая папка, в которой собраны все материалы, в результате создания проекта, в том числе черновики, карты планирования, отчеты, информация из разных источников и др.
Темы проектов близки интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. При этом обязательно учитываются психологические и возрастные особенности учащихся. Учащиеся выполняют как краткосрочные проекты, так и долгосрочные, моно- и межпредметные проекты.
Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности целесообразно на всех этапах работы учащихся над проектами. При поиске информации учащиеся могут обращаться к глобальной сети Интернет, онлайн - энциклопедиям и т.д. Это позволяет им не только самостоятельно работать с информацией, полученной из различных источников, но и грамотно использовать эти источники для создания проекта, доклада, сообщения.
Применение ИКТ помогает нашим учащимся формировать информационные компетенции и основы информационной культуры. Показателем информационных компетенций становится способность создавать по результатам исследования учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, социально-значимых роликов, интерактивных путешествий, игр, энциклопедий и т.д.
Почему проектная работа так важна как для учителя, так и для учащихся? Проекты позволяют детям сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют очень важную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей.
Результаты творческо-продуктивной деятельности «Юной гвардии» представляются нами на конференциях и конкурсах различного уровня: от муниципального до всероссийского.
Для привлечения учащихся к проектно-исследовательской деятельности, приобретения ими опыта публичных выступлений, повышения мотивации к самоопределению и творчеству в школе ежегодно проводятся научно-практические конференции учебно-исследовательских работ обучающихся «Через познание – к творчеству».
Эти конференции вызывают большой интерес у всех учеников школы. На конференцию представляются исследовательские работы учащихся как среднего и старшего звена, так и учащихся начальной школы. Исследовательская работа помогает раскрыть потенциал ребенка, повышает мотивацию учебной деятельности, ее результативность. Дети начинают более объективно относиться к своим успехам и неудачам. Учителя – научные руководители – помогают в выборе темы, целей и задач научно-исследовательских работ, в дифференцированном подходе к оценке своих результатов.
Без любви, глубокой преданности к своей малой Родине нельзя стать полноценной личностью, вот почему с младшего школьного возраста ребята привлекаются к сбору материалов о своих семьях: они исследуют происхождение имён, фамилий, составляют родословные, опираясь на знания родителей, фото и архивные документы. Представляют свои работы на уроках, внеклассных мероприятиях, конкурсах.
Фольклорные экспедиции в д.Алкино, Елховка, Победа позволили собрать уникальный материал о песнях различной тематики ,обряды, записать голоса народных исполнительниц, представить свои исследования и открытия на научно-практических конференциях школьников имени Л.Толстого, Ломоносовских чтениях. Этому народному костюму более 120 лет. Он передавался из поколения в поколение по женской линии. История костюма послужила идеей написать работу по теме « Песня как отражение жизни народа».
На протяжении более 10 лет в школе ведётся поисковая работа «Покуда сердца стучатся». Считаем верным, что вся школа должна представлять собой поисковую группу. Каждый обязан пропустить через себя испытание войной, чтобы понять, оценить и горечь потерь, и значимость Победы.
К юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне нами выпущены буклеты «След войны в памяти моей семьи», альманахи «Покуда сердца стучатся», «Эшелон памяти», цель которых оставить в памяти потомков имена погибших в годы войны, воспоминания ныне здравствующих, тыловиков, детей войны, незаслуженно забытых в своё время – гражданских и военнопленнных. Пример одной истории из далёкого прошлого:
Меня поразила одна история, как военнопленный немец дал селёдку маленькому мальчику. Мать мальчика, узнав об этом, отругала сына: «Это фашист убил твоего отца на фронте. А ты взял из его рук еду. Он отравить нас хочет.» «Мы были очень голодные, - вспоминает теперь этот бабай, - я взял топор, отрубил голову у селёдки. Дал поесть кошке. Она выжила. Тогда остальную часть я поделил между братьями и сёстрами. Нас было семеро».
Мы гордимся, что основу нашего пед.коллектива представляют её бывшие выпускники и учительские династии- Гибадуллиных ( 4 учителя), Соколовых (4), Шаймардановых(5),Насибуллиных(2),Ризатдиновых(4)
Судьбы связующая нить - это не только фотофакты и альбомы о династиях. Это прежде всего поиск ответа на вопрос: как стать учителем, учить и не терять желания самому учиться.
Сегодня перед нами задача- на основе опробированного, зарекомендовавшего себя материала, а также общих пожеланий детей, их родителей, общественности открыть школьный музей- место, в котором найдут своё место архивные, документальные сведения, открытые поисковиками, записанные воспоминания сведения от основания п.Карабаш, школы ,её директоров ,выпускников , дет. Организаций до видеовстреч с людьми истории.
Думаю, такая работа, связанная с поиском, находками, открытиями и способствует воспитанию личности, активной, творческой, мыслящей.
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости, а также активное внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, способствует раскрытию у учащихся творческие способности, развивает стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развитию навыков проектно – исследовательской деятельности.