12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Епифановская Светлана Михайловна149
Работаю учителем начальных классов 26 лет, являюсь руководителем районного методического объединения.
Россия, Вологодская обл., деревня Слуда

Бюджетное общеобразовательноу учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Слудновская начальная школа»

Технологическая карта урока окружающий мир

во 2 классе на тему «Строительство. Как построить дом»

Педагог: Епифановская Светлана Михайловна

Тип урока: открытие нового знания

Цель для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».

Цель для обучающихся: познакомиться с многообразием строительных профессий;

расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.

Задачи для учителя: формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.

Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся с помощью приёмов и стратегий технологии РКМЧП (таблица ЗХУ, кластер, синквейн)

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование представление о технологии строительства городских и сельских домов, используемых материалах, видах строительной техники.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные (Е.Я.Голант,

Д.О.Лоркипанидзе, Е.И.Перовская); поисковые, игровые, групповая работа (приложение 1). Технология развития критического мышления (Стил, Мередит, Темпл, Уолтер). Приёмы ТРКМ: составление кластера, « бортовой журна»: знаю- хочу узнать – узнал (приложение 3), написание синквейна(приложение 4), фишбоун, пометки на полях,

Оборудование и технические средства обучения:

Учебник, рабочая тетрадь.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 2 класс».

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

Рабочие материалы для обучающихся:

тесты, КЛАСТЕР -экономика, , фишбоун, синквейн, «бортовой журнал», технологическая карта урока.

Планируемый результат: а) познакомились с отраслью экономики – строительством.

б) дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Критерии оценки результата урока: самооценка и взаимооценка каждого этапа по установленным критериям в «технологической карте» (приложение 2).

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирова-ние к уч. деят.

3мин

1)Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

2) Проверка домашнего задания

 

Фронтальная беседа.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости.

- Начинаем урок окружающего мира.

- Первой сядет умница, а теперь умники.

2. Эмоциональный настрой.
– Сегодня на уроке мы будем  открывать новые знания.

Чтобы урок получился интересным, какими должны быть ученики?


 


 


 


 

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (Слайды 2 – 9.)

Тест «Из чего что сделано»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные.

Выполняют графический диктант.

Самооценка в технологической карте

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности

 

II.Актуализация знаний. 2мин.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

ТКМЧП- кластер

Игровая ситуация.

Практический.

- На прошлых уроках мы познакомились с понятием ЭКОНОМИКА. Вспомним – что такое ЭКОНОМИКА? Составим кластер. Назовите отрасли экономики.

Учитель даёт наводящие вопросы:

- эта отрасль производит овощи, мясо, молоко;

- эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили;

- эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей.

Эта отрасль экономики не отгадана.

Вы хотите узнать какая это отрасль?

Эта отрасль строит дома, в которых мы будем жить.

Составляют кластер

- сельское хозяйство

-промышленность

-торговля

Строительство

Предметные умения:

Вспоминают отрасли экономики

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

5мин.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Вызов

Фронтальная

словесная

беседа

ТКМЧП- фишбоун, бортовой журнал

- Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И  дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

- Предположите по открытому слову «строительство» построить тему урока. Ответить на вопрос: «Как построить новый дом? (Слайд 11.)

-Итак, тема урока …..

-Цель урока. …

Вызов. Постановка учебных задач.

-Что знаете о том, как построить новый дом.

Бортовой журнал .

-Заполним графу «Знаю» в таблице бортового журнала.

-Отметьте свой уровень знаний + - ?

-Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в парах.

-Заполним графу «Хочу узнать».

-Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи.

-Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы?

-В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

-Определим в какой форме будет проходить урок. Слайд 12

-Прочтите старинную пословицу .

-Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? Дом построить – не шапку надеть.

Слайд 13

 

 

.

Как построить дом?

Научиться строить дома.

Задачи:( фишбоун)

1. Какие используют строительные материалы.

2. Какие машины помогают строить.

3. Кто работает на стройке.

Собирают из рассыпанных букв - «деловая игра»

Высказывают предположение, что дом построить нелегко.

Самооценка в технологической карте урока

Предметные:

вспоминают известные сведения о строительстве,

понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

Осмысление

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

Групповая.

 Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

-Что же может быть строительным материалом? Из чего строили и строят дома?

-Внимательно посмотрите на экран…… Отгадывание ребуса. (Слайд 14.)

-Как назывался дом в старину? (изба)

Экскурсия к русской избе. (Слайд 15.)

а) ЦОР

б) Работа на доске (стрелки – указатели). Восстановить части русской избы.

Видеостроительство дома. (Слайд 16.)

Включается музыка.

-Посмотрите видеоролик. Запомните этапы строительства.

-Скажите в реальной жизни мы можем так построить дом?

 

-Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие – строители, машины

Работа в группах (бригадах). (Слайд 17.)

(Работают под музыку)

а) Деление на 2 бригады «Строителей» и «Водителей». Выбор бригадиров.

«Строители» - подбирают строительные материалы и их назначение (Стр. 113 рассмотреть иллюстрации. Карточки)

«Водители» -Подобрать к названию строительных машин – их применение.

Откроите учебники на стр. 114 - прочитайте текст в 4-х, с карандашом в руках. Сделайте на полях необходимые пометки. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

б) Указания к выполнению.

На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.

в) Проверка

- Отдохнём

Самооценка в технологической карте этапа осмысление.

Строим дом.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

Отвечают на вопросы учителя.

Учебник стр. 112-113

- используются разные строительные материалы,

- техника.

Работают в группе. 1- Подобрать к названию строительных материалов их назначение.

2 - Подобрать к названию строительных машин – их применение

.

Самооценка работы в бортовом журнале .

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом  вытягивают руки вперед.
Приседают.

Предметные:

Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями .

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления

V. Закрепление знаний и способов действий. 8мин.

Цель: закрепить навыки правильного письма

Коллективная.


 


 

Фронтальная.

1 Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании. Слайд 21.

Расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист; бетонирует фундамент — бетонщик; кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик; поднимает грузы подъемным краном — крановщик; кроет крышу — кровельщик; белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур; делает рамы, двери — плотник; подвозит строительный материал на тракторе — тракторист; подвозит строительные материалы на самосвале — шофер; сваривает металлические конструкции — электросварщик; роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик .

-Назовите профессии людей, занятых на строительстве домов.

- Чем строительство городского дома отличается от сельского?

- Восстановите этапы постройки дома. (Слайд 22.)

Самооценка в технологической карте этапа закрепление

Самооценка в бортовом журнале. 3 задача выполнена

Дети составляют план: 1.Сделать эскиз дома. 2. Подготовить план дома. 3.Подготовить площадку для постройки. 4.Выбрать строительные материалы. 5.Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша). 6.Отделочные работы.

Предметные умения:

знакомятся с профессиями на стройке.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в группе.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

ТКМЧП- синквейн

- Подведём итог нашего урока.

- Систематизируем знания в виде синквейна

Тема урока – дом

Какие они бывают – городской и сельский

Что знаете про дом – красив, уютен, прочен

Кто строит для человека –

человек – Великий Строитель

Что такое дом? жилище

Каковы были наши учебные задачи?

- Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли и помогли построить дом, в котором хорошо живётся.

Читают четверостишие.

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.

 

 

Составляют синквейн.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Самооценка в технологической карте этапа рефлексия.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание. 2 мин.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

1.Тетрадь стр.72 задания1-3

2. Рассказ «Как строили мой дом»

Дополнительное: Можно ли построить дом «вверх тормашками»?

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Приложение 1. Группа( бригада) "Строители"

Задание: 1. Рассмотри иллюстрации в учебнике на стр.113

2. Соедини стрелками 1 столбик с 3 столбиком .

Строительные материалы

 

Назначение

Кирпич

 

Для кладки стен. Красный- для изготовления фундамента, белый- для стен.

Песок, цемент, гипс

Для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.

Лесоматериалы - круглый лес, строительные бревна, доски, бруски

Для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.

Щебень - мелкоизмельченный камень

Для изготовления смеси при постройке фундамента дома.

Бетонные плиты

Для покрытия крыш домов.

Шифер, металлическая черепица, листовое железо

Для потолочного перекрытия, стен

Стекло, металлы, пластмасса

Для окон , внутренней отделки.

Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. ( Подойти к доске и показать свой строительный материал. )

Группа (бригада) «Водители»

Задание:1. Рассмотреть иллюстрации и прочитать текст в учебнике стр. 114-115

2. Соедините стрелками 1 и 3 столбики.

Машины

 

Применение

Бульдозер

 

Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

Экскаватор

Каждой машине - груз по ее силам.

Машины-автопогрузчики

Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.

Башенные краны

Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

Самосвалы

Для перевозки строительных материалов

Бетономешалка

Применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке

Приложение 2

Технологическая карта урока окружающий мир

Ф.И___________________________________

Этап урока

Самооценка

1

Проверка домашнего задания.

Тест «Из чего что сделано»

___________________________

2

Вызов.

Тема, цель, задачи

3

Осмысление.

Новый материал. Работа в группе

4

Закрепление материала.

5

Рефлексия. Синквейн.

Приложение 3

Бортовой журнал

КРИТЕРИИ

Знаю

+ - ?

Хочу узнать

+ - ?

Узнал

+ - ?

1. Я знаю строительные материалы

     

2. Я знаю, какие машины помогают строить

     

3. Я знаю профессии строителей

     

4.Я умею работать в паре

     

  

 

Я все задания Я затруднился Я допустил

выполнил не более ошибки

без ошибок двух раз удовлетво-

отлично хорошо рительно

 

Приложение 4

СИНКВЕЙН

ДОМ

ГОРОДСКОЙ и СЕЛЬСКИЙ

КРАСИВ, УЮТЕН, ПРОЧЕН

ЧЕЛОВЕК – ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.