Урок окружающего мира по теме «Строительство. Как построить дом» (2 класс)

3
0
Материал опубликован 19 March 2017 в группе

Бюджетное общеобразовательноу учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Слудновская начальная школа»

Технологическая карта урока окружающий мир

во 2 классе на тему «Строительство. Как построить дом»

Педагог: Епифановская Светлана Михайловна

Тип урока: открытие нового знания

Цель для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».

Цель для обучающихся: познакомиться с многообразием строительных профессий;

расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.

Задачи для учителя: формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.

Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся с помощью приёмов и стратегий технологии РКМЧП (таблица ЗХУ, кластер, синквейн)

Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование представление о технологии строительства городских и сельских домов, используемых материалах, видах строительной техники.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные (Е.Я.Голант,

Д.О.Лоркипанидзе, Е.И.Перовская); поисковые, игровые, групповая работа (приложение 1). Технология развития критического мышления (Стил, Мередит, Темпл, Уолтер). Приёмы ТРКМ: составление кластера, « бортовой журна»: знаю- хочу узнать – узнал (приложение 3), написание синквейна(приложение 4), фишбоун, пометки на полях,

Оборудование и технические средства обучения:

Учебник, рабочая тетрадь.

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 2 класс».

Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

Рабочие материалы для обучающихся:

тесты, КЛАСТЕР -экономика, , фишбоун, синквейн, «бортовой журнал», технологическая карта урока.

Планируемый результат: а) познакомились с отраслью экономики – строительством.

б) дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Критерии оценки результата урока: самооценка и взаимооценка каждого этапа по установленным критериям в «технологической карте» (приложение 2).

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирова-ние к уч. деят.

3мин

1)Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

2) Проверка домашнего задания

 

Фронтальная беседа.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости.

- Начинаем урок окружающего мира.

- Первой сядет умница, а теперь умники.

2. Эмоциональный настрой.
– Сегодня на уроке мы будем  открывать новые знания.

Чтобы урок получился интересным, какими должны быть ученики?


 


 


 


 

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (Слайды 2 – 9.)

Тест «Из чего что сделано»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные.

Выполняют графический диктант.

Самооценка в технологической карте

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать.

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности

 

II.Актуализация знаний. 2мин.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

ТКМЧП- кластер

Игровая ситуация.

Практический.

- На прошлых уроках мы познакомились с понятием ЭКОНОМИКА. Вспомним – что такое ЭКОНОМИКА? Составим кластер. Назовите отрасли экономики.

Учитель даёт наводящие вопросы:

- эта отрасль производит овощи, мясо, молоко;

- эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили;

- эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей.

Эта отрасль экономики не отгадана.

Вы хотите узнать какая это отрасль?

Эта отрасль строит дома, в которых мы будем жить.

Составляют кластер

- сельское хозяйство

-промышленность

-торговля

Строительство

Предметные умения:

Вспоминают отрасли экономики

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

5мин.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Вызов

Фронтальная

словесная

беседа

ТКМЧП- фишбоун, бортовой журнал

- Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И  дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

- Предположите по открытому слову «строительство» построить тему урока. Ответить на вопрос: «Как построить новый дом? (Слайд 11.)

-Итак, тема урока …..

-Цель урока. …

Вызов. Постановка учебных задач.

-Что знаете о том, как построить новый дом.

Бортовой журнал .

-Заполним графу «Знаю» в таблице бортового журнала.

-Отметьте свой уровень знаний + - ?

-Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в парах.

-Заполним графу «Хочу узнать».

-Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи.

-Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы?

-В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

-Определим в какой форме будет проходить урок. Слайд 12

-Прочтите старинную пословицу .

-Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? Дом построить – не шапку надеть.

Слайд 13

 

 

.

Как построить дом?

Научиться строить дома.

Задачи:( фишбоун)

1. Какие используют строительные материалы.

2. Какие машины помогают строить.

3. Кто работает на стройке.

Собирают из рассыпанных букв - «деловая игра»

Высказывают предположение, что дом построить нелегко.

Самооценка в технологической карте урока

Предметные:

вспоминают известные сведения о строительстве,

понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

Осмысление

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

Групповая.

 Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

-Что же может быть строительным материалом? Из чего строили и строят дома?

-Внимательно посмотрите на экран…… Отгадывание ребуса. (Слайд 14.)

-Как назывался дом в старину? (изба)

Экскурсия к русской избе. (Слайд 15.)

а) ЦОР

б) Работа на доске (стрелки – указатели). Восстановить части русской избы.

Видеостроительство дома. (Слайд 16.)

Включается музыка.

-Посмотрите видеоролик. Запомните этапы строительства.

-Скажите в реальной жизни мы можем так построить дом?

 

-Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие – строители, машины

Работа в группах (бригадах). (Слайд 17.)

(Работают под музыку)

а) Деление на 2 бригады «Строителей» и «Водителей». Выбор бригадиров.

«Строители» - подбирают строительные материалы и их назначение (Стр. 113 рассмотреть иллюстрации. Карточки)

«Водители» -Подобрать к названию строительных машин – их применение.

Откроите учебники на стр. 114 - прочитайте текст в 4-х, с карандашом в руках. Сделайте на полях необходимые пометки. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

б) Указания к выполнению.

На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.

в) Проверка

- Отдохнём

Самооценка в технологической карте этапа осмысление.

Строим дом.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

Отвечают на вопросы учителя.

Учебник стр. 112-113

- используются разные строительные материалы,

- техника.

Работают в группе. 1- Подобрать к названию строительных материалов их назначение.

2 - Подобрать к названию строительных машин – их применение

.

Самооценка работы в бортовом журнале .

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом  вытягивают руки вперед.
Приседают.

Предметные:

Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями .

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления

V. Закрепление знаний и способов действий. 8мин.

Цель: закрепить навыки правильного письма

Коллективная.


 


 

Фронтальная.

1 Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании. Слайд 21.

Расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист; бетонирует фундамент — бетонщик; кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик; поднимает грузы подъемным краном — крановщик; кроет крышу — кровельщик; белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур; делает рамы, двери — плотник; подвозит строительный материал на тракторе — тракторист; подвозит строительные материалы на самосвале — шофер; сваривает металлические конструкции — электросварщик; роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик .

-Назовите профессии людей, занятых на строительстве домов.

- Чем строительство городского дома отличается от сельского?

- Восстановите этапы постройки дома. (Слайд 22.)

Самооценка в технологической карте этапа закрепление

Самооценка в бортовом журнале. 3 задача выполнена

Дети составляют план: 1.Сделать эскиз дома. 2. Подготовить план дома. 3.Подготовить площадку для постройки. 4.Выбрать строительные материалы. 5.Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша). 6.Отделочные работы.

Предметные умения:

знакомятся с профессиями на стройке.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в группе.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

ТКМЧП- синквейн

- Подведём итог нашего урока.

- Систематизируем знания в виде синквейна

Тема урока – дом

Какие они бывают – городской и сельский

Что знаете про дом – красив, уютен, прочен

Кто строит для человека –

человек – Великий Строитель

Что такое дом? жилище

Каковы были наши учебные задачи?

- Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли и помогли построить дом, в котором хорошо живётся.

Читают четверостишие.

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.

 

 

Составляют синквейн.

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

Самооценка в технологической карте этапа рефлексия.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание. 2 мин.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

1.Тетрадь стр.72 задания1-3

2. Рассказ «Как строили мой дом»

Дополнительное: Можно ли построить дом «вверх тормашками»?

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Приложение 1. Группа( бригада) "Строители"

Задание: 1. Рассмотри иллюстрации в учебнике на стр.113

2. Соедини стрелками 1 столбик с 3 столбиком .

Строительные материалы

 

Назначение

Кирпич

 

Для кладки стен. Красный- для изготовления фундамента, белый- для стен.

Песок, цемент, гипс

Для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.

Лесоматериалы - круглый лес, строительные бревна, доски, бруски

Для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.

Щебень - мелкоизмельченный камень

Для изготовления смеси при постройке фундамента дома.

Бетонные плиты

Для покрытия крыш домов.

Шифер, металлическая черепица, листовое железо

Для потолочного перекрытия, стен

Стекло, металлы, пластмасса

Для окон , внутренней отделки.

Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. ( Подойти к доске и показать свой строительный материал. )

Группа (бригада) «Водители»

Задание:1. Рассмотреть иллюстрации и прочитать текст в учебнике стр. 114-115

2. Соедините стрелками 1 и 3 столбики.

Машины

 

Применение

Бульдозер

 

Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

Экскаватор

Каждой машине - груз по ее силам.

Машины-автопогрузчики

Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.

Башенные краны

Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

Самосвалы

Для перевозки строительных материалов

Бетономешалка

Применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке

Приложение 2

Технологическая карта урока окружающий мир

Ф.И___________________________________

Этап урока

Самооценка

1

Проверка домашнего задания.

Тест «Из чего что сделано»

___________________________

2

Вызов.

Тема, цель, задачи

3

Осмысление.

Новый материал. Работа в группе

4

Закрепление материала.

5

Рефлексия. Синквейн.

Приложение 3

Бортовой журнал

КРИТЕРИИ

Знаю

+ - ?

Хочу узнать

+ - ?

Узнал

+ - ?

1. Я знаю строительные материалы

     

2. Я знаю, какие машины помогают строить

     

3. Я знаю профессии строителей

     

4.Я умею работать в паре

     

  

 

Я все задания Я затруднился Я допустил

выполнил не более ошибки

без ошибок двух раз удовлетво-

отлично хорошо рительно

 

Приложение 4

СИНКВЕЙН

ДОМ

ГОРОДСКОЙ и СЕЛЬСКИЙ

КРАСИВ, УЮТЕН, ПРОЧЕН

ЧЕЛОВЕК – ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.