Урок окружающего мира по теме «Строительство. Как построить дом» (2 класс)
Бюджетное общеобразовательноу учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Слудновская начальная школа»
Технологическая карта урока окружающий мир
во 2 классе на тему «Строительство. Как построить дом»
Педагог: Епифановская Светлана Михайловна
Тип урока: открытие нового знания
Цель для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».
Цель для обучающихся: познакомиться с многообразием строительных профессий;
расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.
Задачи для учителя: формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.
Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.
Познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся с помощью приёмов и стратегий технологии РКМЧП (таблица ЗХУ, кластер, синквейн)
Коммуникативные: развитие умения эффективно сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование представление о технологии строительства городских и сельских домов, используемых материалах, видах строительной техники.
Методы обучения: словесные, практические, наглядные (Е.Я.Голант,
Д.О.Лоркипанидзе, Е.И.Перовская); поисковые, игровые, групповая работа (приложение 1). Технология развития критического мышления (Стил, Мередит, Темпл, Уолтер). Приёмы ТРКМ: составление кластера, « бортовой журна»: знаю- хочу узнать – узнал (приложение 3), написание синквейна(приложение 4), фишбоун, пометки на полях,
Оборудование и технические средства обучения:
Учебник, рабочая тетрадь.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 2 класс».
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку
Рабочие материалы для обучающихся:
тесты, КЛАСТЕР -экономика, , фишбоун, синквейн, «бортовой журнал», технологическая карта урока.
Планируемый результат: а) познакомились с отраслью экономики – строительством.
б) дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Критерии оценки результата урока: самооценка и взаимооценка каждого этапа по установленным критериям в «технологической карте» (приложение 2).
Этап урока, цель. |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Универсальные действия |
I.Мотивирова-ние к уч. деят. 3мин 1)Эмоциональный настрой. Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. 2) Проверка домашнего задания
|
Фронтальная беседа. Словесный. Психологический настрой. |
1. Приветствие гостей и детей. - Добрый день, дорогие гости. - Начинаем урок окружающего мира. - Первой сядет умница, а теперь умники. 2. Эмоциональный настрой. – Чтобы урок получился интересным, какими должны быть ученики?
Проверка домашнего задания. – На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (Слайды 2 – 9.) Тест «Из чего что сделано» |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи. Ученики: активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные. Выполняют графический диктант. Самооценка в технологической карте |
Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя. Регулятивные УУД: Проверяют готовность рабочего места под руководством учителя, нацеливаются на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности |
II.Актуализация знаний. 2мин. Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока. |
ТКМЧП- кластер Игровая ситуация. Практический. |
- На прошлых уроках мы познакомились с понятием ЭКОНОМИКА. Вспомним – что такое ЭКОНОМИКА? Составим кластер. Назовите отрасли экономики. Учитель даёт наводящие вопросы: - эта отрасль производит овощи, мясо, молоко; - эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили; - эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей. Эта отрасль экономики не отгадана. Вы хотите узнать какая это отрасль? Эта отрасль строит дома, в которых мы будем жить. |
Составляют кластер - сельское хозяйство -промышленность -торговля Строительство |
Предметные умения: Вспоминают отрасли экономики Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно. |
III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи. 5мин. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Вызов |
Фронтальная словесная беседа ТКМЧП- фишбоун, бортовой журнал |
- Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь? Мы входим в дом, а в доме том Пять лет назад дом возведён – - Предположите по открытому слову «строительство» построить тему урока. Ответить на вопрос: «Как построить новый дом? (Слайд 11.) -Итак, тема урока ….. -Цель урока. … Вызов. Постановка учебных задач. -Что знаете о том, как построить новый дом. Бортовой журнал . -Заполним графу «Знаю» в таблице бортового журнала. -Отметьте свой уровень знаний + - ? -Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в парах. -Заполним графу «Хочу узнать». -Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи. -Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы? -В ходе урока мы заполним графу «Узнали». -Определим в какой форме будет проходить урок. Слайд 12 -Прочтите старинную пословицу . -Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу? Дом построить – не шапку надеть. Слайд 13
|
. Как построить дом? Научиться строить дома. Задачи:( фишбоун) 1. Какие используют строительные материалы. 2. Какие машины помогают строить. 3. Кто работает на стройке. Собирают из рассыпанных букв - «деловая игра» Высказывают предположение, что дом построить нелегко. Самооценка в технологической карте урока |
Предметные: вспоминают известные сведения о строительстве, понимают недостаточность имеющихся знаний. Личностные: развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП; Познавательные: постановка и решение проблемы; учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Коммуникативные: умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 15 мин Цель: ознакомление учащихся с новым материалом. Осмысление Физкультминутка Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. |
Фронтальная. Индивидуальная Словесный. Наглядный. Чтение. Беседа. Коллективная. Групповая. |
Кормила людей, одевала охота, -Что же может быть строительным материалом? Из чего строили и строят дома? -Внимательно посмотрите на экран…… Отгадывание ребуса. (Слайд 14.) -Как назывался дом в старину? (изба) Экскурсия к русской избе. (Слайд 15.) а) ЦОР б) Работа на доске (стрелки – указатели). Восстановить части русской избы. Видеостроительство дома. (Слайд 16.) Включается музыка. -Посмотрите видеоролик. Запомните этапы строительства. -Скажите в реальной жизни мы можем так построить дом?
-Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие – строители, машины Работа в группах (бригадах). (Слайд 17.) (Работают под музыку) а) Деление на 2 бригады «Строителей» и «Водителей». Выбор бригадиров. «Строители» - подбирают строительные материалы и их назначение (Стр. 113 рассмотреть иллюстрации. Карточки) «Водители» -Подобрать к названию строительных машин – их применение. Откроите учебники на стр. 114 - прочитайте текст в 4-х, с карандашом в руках. Сделайте на полях необходимые пометки. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке? б) Указания к выполнению. На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно. в) Проверка - Отдохнём Самооценка в технологической карте этапа осмысление. Строим дом. Раз, два, три, четыре, пять. |
Отвечают на вопросы учителя. Учебник стр. 112-113 - используются разные строительные материалы, - техника. Работают в группе. 1- Подобрать к названию строительных материалов их назначение. 2 - Подобрать к названию строительных машин – их применение . Самооценка работы в бортовом журнале . Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. |
Предметные: Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями . Познавательные: уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. Регулятивные: уметь высказывать своё предположение (версию). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Личностные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; оценивание усваиваемого Предметные умения: воспринимают смысл читаемого. Коммуникативные УУД: совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции. Личностные УУД: осуществляют профилактику утомления |
V. Закрепление знаний и способов действий. 8мин. Цель: закрепить навыки правильного письма |
Коллективная.
Фронтальная. |
1 Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании. Слайд 21. Расчищает строительную площадку бульдозером — бульдозерист; бетонирует фундамент — бетонщик; кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик; поднимает грузы подъемным краном — крановщик; кроет крышу — кровельщик; белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур; делает рамы, двери — плотник; подвозит строительный материал на тракторе — тракторист; подвозит строительные материалы на самосвале — шофер; сваривает металлические конструкции — электросварщик; роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик . -Назовите профессии людей, занятых на строительстве домов. - Чем строительство городского дома отличается от сельского? - Восстановите этапы постройки дома. (Слайд 22.) Самооценка в технологической карте этапа закрепление |
Самооценка в бортовом журнале. 3 задача выполнена Дети составляют план: 1.Сделать эскиз дома. 2. Подготовить план дома. 3.Подготовить площадку для постройки. 4.Выбрать строительные материалы. 5.Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша). 6.Отделочные работы. |
Предметные умения: знакомятся с профессиями на стройке. Регулятивные: умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение работать в группе. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин. Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. |
Фронтальная. Словесный. Беседа. ТКМЧП- синквейн |
- Подведём итог нашего урока. - Систематизируем знания в виде синквейна Тема урока – дом Какие они бывают – городской и сельский Что знаете про дом – красив, уютен, прочен Кто строит для человека – человек – Великий Строитель Что такое дом? жилище Каковы были наши учебные задачи? - Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли и помогли построить дом, в котором хорошо живётся. Читают четверостишие. У каждого дома (и то непременно)
|
Составляют синквейн. Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы. Самооценка в технологической карте этапа рефлексия. |
Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
VII. Домашнее задание. 2 мин. Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания. |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. |
1.Тетрадь стр.72 задания1-3 2. Рассказ «Как строили мой дом» Дополнительное: Можно ли построить дом «вверх тормашками»? |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |
Приложение 1. Группа( бригада) "Строители"
Задание: 1. Рассмотри иллюстрации в учебнике на стр.113
2. Соедини стрелками 1 столбик с 3 столбиком .
Строительные материалы |
Назначение |
|
Кирпич |
Для кладки стен. Красный- для изготовления фундамента, белый- для стен. |
|
Песок, цемент, гипс |
Для строительства стен домов, потолков, полов, крыш. |
|
Лесоматериалы - круглый лес, строительные бревна, доски, бруски |
Для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков. |
|
Щебень - мелкоизмельченный камень |
Для изготовления смеси при постройке фундамента дома. |
|
Бетонные плиты |
Для покрытия крыш домов. |
|
Шифер, металлическая черепица, листовое железо |
Для потолочного перекрытия, стен |
|
Стекло, металлы, пластмасса |
Для окон , внутренней отделки. |
Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. ( Подойти к доске и показать свой строительный материал. )
Группа (бригада) «Водители»
Задание:1. Рассмотреть иллюстрации и прочитать текст в учебнике стр. 114-115
2. Соедините стрелками 1 и 3 столбики.
Машины |
Применение |
|
Бульдозер |
Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины. Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать. |
|
Экскаватор |
Каждой машине - груз по ее силам. |
|
Машины-автопогрузчики |
Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован. |
|
Башенные краны |
Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится. |
|
Самосвалы |
Для перевозки строительных материалов |
|
Бетономешалка |
Применяется для приготовления растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды. |
Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке
Приложение 2
Технологическая карта урока окружающий мир
Ф.И___________________________________
№ |
Этап урока |
Самооценка |
1 |
Проверка домашнего задания. Тест «Из чего что сделано» ___________________________ |
|
2 |
Вызов. Тема, цель, задачи |
|
3 |
Осмысление. Новый материал. Работа в группе |
|
4 |
Закрепление материала. |
|
5 |
Рефлексия. Синквейн. |
Приложение 3
Бортовой журнал
КРИТЕРИИ |
Знаю + - ? |
Хочу узнать + - ? |
Узнал + - ? |
1. Я знаю строительные материалы |
|||
2. Я знаю, какие машины помогают строить |
|||
3. Я знаю профессии строителей |
|||
4.Я умею работать в паре |
Я все задания Я затруднился Я допустил
выполнил не более ошибки
без ошибок двух раз удовлетво-
отлично хорошо рительно
Приложение 4
СИНКВЕЙН
ДОМ
ГОРОДСКОЙ и СЕЛЬСКИЙ
КРАСИВ, УЮТЕН, ПРОЧЕН
ЧЕЛОВЕК – ВЕЛИКИЙ СТРОИТЕЛЬ