12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурченкова Лариса Викторовна50
После окончания Смоленского музыкального училище 15 лет отработала в детской музыкальной школе. С 1991 года работаю в общеобразовательной школе учителем музыки.
Россия, Смоленская обл., Сафоново
Материал размещён в группе «Начальная школа XXI века»
История музыкальных инструментов
Основные задачи:
  • познакомить обучающихся с различными музыкальными инструментами, историей их появления и использования в различные исторические эпохи;
  • сравнить роль музыки и музыкальных инструментов в древности и сегодня, дать первоначальное представление о взаимосвязи исторического времени и явлений культуры;
  • осваивать приёмы игры на простейших музыкальных инструментах, развивать ритмический слух, умение двигаться в соответствии с характером музыки;
  • воспитывать интерес к истории родного народа, чувство патриотизма.
Материалы к уроку: музыкальные инструменты, репродукции картин М. Врубеля "Пан" и К. Васильева "Садко и владыка морской", былина "Садко", музыкальные записи звучания свирели, гуслей, гармони, балалайки, иллюстрация "Каменный век".
ХОД УРОКА:
На столе педагога - разноообразные музыкальные инструменты.
Учитель: Ребята, знаете ли вы, что здесь лежит? (музыкальные инструменты)
- А зачем они нужны? 
- А хотите узнать, как появились музыкальные инструменты?
Тогда нам с вами следует сесть в машину времени и отправиться в далёкое-далёкое прошлое.
(звучит "космическая" музыка в записи)
Смотрите, куда нас  с вами перенесла машина времени! Мы - в каменном веке. Посмотрите (показ иллюстрации "Каменный век"): люди живут в пещерах, охотятся на диких зверей, носят одежду их шкур и готовят на костре, который разожгли с помощью кремня. Возле пещеры сейчас нет мужчин: они ушли на охоту. Женщины заняты по хозяйству, а дети играют.
Смотрите: одному мальчику попалась на глаза пустая мамонтовая кость с дырочкой. Он взял её в руки, повертел, дунул - и...
(подуть в любую косточку, чтобы появился звук)
...кость зазвучала! Подбежал его братишка, схватил другую косточку, дунул...
(звук повыше)
Маленькая сестричка подобрала ещё одну косточку...
(звук ещё выше)
А её подружка подняла с земли два камушка и застучала в такт музыке...
(постучать камешками)
Так зазвучал возле первобытной пещеры самый первый оркестр! 
Давайте, ребята,и мы с вами немного поиграем на этих древних инструментах.
(Дети играют)
Прошли сотни и тысячи лет. Люди стали замечать, что звуки может издавать и пустая тростниковая трубочка, и ветка дерева, если вынуть из неё сердцевину и проделать в ней дырочки. Сохранилась красивая легенда о таком музыкальном инструменте, придуманная в Древней Греции.
(Звучит легенда о Пане и Сиринге, свирель в записи, демонстрируется картина М. Врубеля "Пан")
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу. Она боялась некрасивого, колченого, обросшего курчавой шерстью с нацепленными на неё колючками от кустов, через которые ему приходилось продираться, с козлиными копытцами и рожками на голове, Пана.
Напрасно Пан пытался объясниться с Сирингой. Когда же он захотел её обнять, она бросилась бежать. Погнался за нею Пан. Не догнать бы Пану быстроногой беглянки. Но впереди река. Заметалась нимфа. Сзади слышится горячее дыхание Пана, острый запах его козлиной шерсти. И взмолилась Сиринга Богу реки:
- Спаси меня! Погибаю! 
Внял речной Бог мольбе и обратил нимфу в тростник. Ослеплённый 
любовью, Пан не заметил этого превращения и свёл свои волосатые руки. Но вместо девушки он обнял стройный, колеблющийся от каждого порыва ветра, щекочущий своим нежным прикосновением кожу тростник. Поняв, что больше никогда не увидит свою любимую, Пан откусил тростинку своими острыми зубами, проткнул отверстия камнем и, поднеся к губам сирингу,- так он назвал свирель,- извлёк из неё полные грусти звуки.
(Звучит флейта Пана. Дальше - на фоне музыки)
Сбежались на эти звуки отовсюду сёстры-нимфы. Свирель пела в руках Пана, словно бы обретя неведомую при жизни радость любви. По белым щекам нимф потоком катились слёзы, такие же светлые и незамутнённые, как эти удивительные звуки свирели. 

Этот инструмент стали называть флейтой Пана.

Примерно в это же время люди начали делать вот такие свистульки из глины.
(Дети рассматривают глиняные свистульки, пробуют сыграть на них)  
 
А знаете, ребята, в те далёкие времена звуки музыкальных инструментов казались людям волшебством. Люди верили, что звук глины, дерева, стук и треск помогает отогнать злых духов, невидимую нечистую силу, которая вредит человеку. Поэтому, например, свистульку охотно вешали на шею детям. как оберег.
По мнению наших предков, злых духов отгонял также звон колокола или маленького колокольчика. Такой колокольчик тоже мог служить оберегом. Помните, на Масленицу на лошадях в повозках катаются, а по округе раздаётся малиновый звон колокольчиков. Колокольчики дух зимы прогоняли.
Колокола называют русским чудом. Колокольные звоны - это голос нашей Родины. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
(Звучат колокольные звоны, дети рассматривают валдайские колокольчики)
Вспомните, где вы могли слышать звон колокола?
(Ответы детей)
Верно. Церковный колокол тоже звонит, изгоняя из округи тёмные силы.
(Дети исполняют песню "Золотой колокольчик")
А теперь отгадайте загадку. Какой музыкальный инструмент мы достаём три раза каждый день, но не для игры? (ответы детей)
Правильно, звонкие, резные ложки расписные?
(Показ приёмов игры на ложках. Дети сами пробуют играть)
А ещё из дерева изготавливали вот такие трещотки (Показ). Чем громче звук, тем лучше: всю нечисть распугаем! Это и замечательная игрушка и музыкальный инструмент. А если их раскрыть, то получится солнышко. Наши предки считали солнце божеством, поклонялись ему, вышивали, вырезали, рисовали. Скажите, ребята, а можно изобразить солнышко, не используя ни красок, ни ниток, ни инструментов (ответы детей).
Свистульки, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Давайте с вами встанем в круг, образуем хоровод, споём и поиграем на разных музыкальных инструментах.
(Детям раздают свирели, глиняные свистульки, колокольчики, ложки, трещотки. Исполняется хоровод "Берёза")
Ребята, а зачем мы встали в круг, в хоровод? (ответы детей)
Верно. Круг - это символ солнца,это тоже древний оберег. Так что теперь у нас тут никакой нечистой силы не осталось!
Шло время, и появились новые музыкальные инструменты - струнные. Они звучат за счёт колебания натянутой струны. самым популярным инструментом на Руси были когда-то гусли.
(Звучит отрывок из былины "Садко", показ картины К. Васильева "Садко и владыка морской")
Скажите, ребята, а как называется этот музыкальный инструмент?
(Звучит балалайка, дети рассматривают инструмент)
Балалайка - непременный участник народных русских гуляний, о ней много сложено потешек, частушек, песен.
(Дети рассказывают потешки, поют песню "Балалаечка").
И, наконец, позже всех появились инструменты типа гармони. Гармонь играет за счёт давления воздуха, проникающего в её меха. Послушайте, как задорно звучит гармонь. Давайте спляшем вместе с вами.
(Звучат плясовые наигрыши, дети танцуют).
Итак, ребята, с какими же музыкальными инструментами мы познакомились сегодня во время нашего путешествия в прошлое? Я загадаю вам загадки. Вы должны отгадать их, назвать инструмент и показать его.
1. Деревянные, резные и к тому же расписные,
Ну, а если заиграем, сразу веселее станет. (ложки)
2. Приложил к губам я трубку -
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий
Называется ... (свирель).
3. То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (гармонь)
4. Струн дано мне очень мало, 
Но пока что мне хватало! 
Струны ты мои задень 
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!
Озорная... (балалайка)
5. Ну, а мы не щётки.
Нас зовут... (трещотки).
6. И про горе, и про радость
Расскажу я вам, друзья!
Голос Родины могучий -
Слышен я во всей округе! (колокол)
 
Молодцы, ребята! Давайте в заключение урока исполним "Песенку с гармошкой"
 
(Дети исполняют песню. Звучит музыка, дети выходят из класса)
Опубликовано в группе «Начальная школа XXI века»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.