Исследовательский проект в старшей группе на тему «Бережём зубы с детства»
«Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №7»
Исследовательский проект
в старшей группе
на тему:
«Бережём зубы с детства»
Воспитатель: Литвишко С. В.
Максимова Г. Ш.
г. Вольск
2022 г.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди прочих забот о сохранении здоровья ни в коем случае нельзя забывать о здоровье зубов и дёсен.
Кариес и болезни дёсен не только оказывают плохое влияние на состояние полости рта, но приводят к нарушению развития всего организма в целом и возникновению заболеваний различных органов и систем.
К сожалению, лекарство от кариеса и болезней дёсен не существует.
Зубы имеют огромное значение для человека. Без них не возможно нормальное пищеварение. Ими человек откусывает, разжёвывает пищу. Они способствуют произношению звуков, украшают лицо.
За полостью рта необходимо ухаживать постоянно и регулярно, и обязательно с самого рождения. Чаще всего забота человека о своих зубах и дёснах в меру своих возможностей и знаний. Но знания эти часто оказываются поверхностными. Все взрослые обеспокоенны здоровьем зубов: чистят, полощут, пользуются зубными нитями, зубочистками, посещают регулярно стоматолога. И постоянно напоминают детям, что нужно беречь зубы. Неправильные представления об уходе за полостью рта часто становятся в будущем причиной проблем.
Поэтому, одним из основных средств познавательно - исследовательской деятельности в ДОУ является метод проектов. Наш проект познакомит со строением зуба, с проблемой молочных зубов, научит правильно ухаживать за ними. Доступно и понятно разъяснит о полезных продуктах, оказывающих влияние на формирование зубов.
Поэтому, мы считаем, что выбранная нами тема является актуальной.
Актуальность.
Главный показатель заботы человека о своем организме – это здоровые зубы. Помимо эстетического - внешнего вида существует множество гораздо более важных причин для того, чтобы следить за здоровьем своих зубов. Исключительно высокая распространенность у детей кариеса (до 90% уже на пятом - шестом году жизни) делает эту проблему особо значимой, т.к. очаг хронической инфекции в ротовой полости становится рассадником микроорганизмов.
Проблема сохранения здоровья зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов и дёсен, культуры гигиены полости рта.
Учить детей ухаживать за полостью рта никогда не поздно. Выработанная ещё в детстве привычка поддерживать зубы и дёсны в здоровом состоянии в будущем поможет вам избежать многих проблем.
Поэтому способствовать тому, чтобы сформировать у детей привычку постоянно следить за гигиеной полости рта. Наиболее осмысленной формой работы в данном направлении будет являться проект. Данный метод работы дает возможность обучающимся подробно, глубоко и всесторонне изучить проблему, быть активным участником в реализации этапов проекта.
Три недели целенаправленной работы в данном направлении, конечно, не решат всех проблем. Но значительно помогут дать детям необходимую базу знаний о гигиене полости рта, о строении и функциях зубов; помогут овладеть элементарными умениями и навыками по уходу за зубами и разовьют у дошкольников самостоятельность и ответственность за своё здоровье.
Мой проект реализуется не только через систему занятий, но и в свободное от занятий время (через чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, видеоматериалов, участие в выставках, игровую деятельность, экспериментирование и т. д.)
Технологическая карта проекта
Содержание | Пояснение. |
Название проекта | « Бережём зубы с детства». |
Тип | Познавательно - исследовательский. |
Участники проекта | Педагоги, дети, родители. |
Целевая группа | Воспитанники старшей группы. |
Сроки реализации | Краткосрочный (3недели). |
Проблемы, решение которых будет способствовать проект. | Проблема сохранения зубов у детей не может быть решена без целенаправленного и своевременного формирования у детей привычки поддерживания в здоровом состоянии зубов и дёсен, культуры гигиены полости рта. |
Обоснование актуальности | Кариес зубов остаётся одним из самых распространённых заболеваний детей дошкольного возраста в России. Экологические проблемы, химические добавки в продуктах, некачественная вода, агрессивно воздействуют на здоровье зубов дошкольников. У детей дошкольного возраста всё чаще появляются проблемы с зубами. Так же присутствует недостаток у детей знаний о зубах и правилах ухода за ними. Учить детей ухаживать за полостью рта никогда не поздно. Выработанная ещё в детстве привычка поддерживать зубы и дёсны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. |
Цели проекта | Формирование навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста. Дать детям сведения, необходимые для укрепления и защиты зубов. |
|
Задачи, решаемые внедрением проекта | Образовательные: 1. Расширить и углубить знания детей о ротовой полости, зубах. 2. Познакомить детей с вредной и полезной для зубов пищей. 3.Обучить основным правилам ухода за зубами. Развивающие: 1.Развивать познавательную активность , исследовательские умения и навыки 2.Развивать связную речь у детей. 3.Обогощать словарный запас детей. Воспитательные: 1.Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы . 2.Воспитывать у дошкольников доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом - стоматологом.
|
Ожидаемые результаты | - сформируются начальные представления о значении зубов для организма; - повысится интерес к уходу за зубами; - повысится общий уровень культурно - гигиенических навыков; - дети более осмысленно будут использовать знания в практической деятельности по уходу за полостью рта; - у детей сформируются первичные знания о полезных продуктах для зубов ; - повысить уровень знаний родителей по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей; - укрепить сотрудничество между родителями и детским садом. |
Этапы проекта
1. Подготовительный.
| | |
С детьми | С родителями | |
- подбор методической литературы по теме проекта; - перспективное планирование проекта; - подбор иллюстраций; - подбор рассказов, сказок и мультфильмов; -подбор дидактических игр; - подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок; -подготовить выставку зубных принадлежностей. | - познакомить и обсудить с родителями проект; - разработать консультации, памятку для родителей;
|
2. Основной.
С детьми | С родителями |
- проведение НОД; - проведение дидактических игр. сюжетно - ролевой игры; - просмотр мультфильмов; - проведение бесед, рассматривание иллюстраций, зубных принадлежностей; - проведение экспериментально - исследовательской деятельности; - экскурсия в стоматологическую поликлинику; - чтение рассказов , заучивание стихотворений, пословиц , поговорок и загадывание загадок о зубных принадлежностях. | - консультация для родителей на тему: «Как защищать детские зубы от кариеса». "; - памятки для родителей на тему: "Как ухаживать за детскими зубами"; - семейный просмотр и обсуждение мультфильмов по теме проекта; - оказать помощь в проведении экскурсии. |
3. Заключительный
С детьми | С родителями |
- досуг на тему : «Наши здоровые зубки ». - создание альбома детских рисунков на тему: "Здоровые зубки". | - привлечение родителей к оформлению фотовыставки "Как я ухаживаю за своими зубами дома". |
План реализации проекта.
№ | Название мероприятий | Цель | Срок реализации |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Занятия: Познание: "Познакомимся с нашими зубами". "Степашка рассказал Хрюше, как правильно ухаживать за зубами". Лепка: "Весёлый и грустный зубик". Рисование: "Зубные принадлежности". Аппликация: "Зубная щётка для зайчонка у которого болел зуб".
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, зубных принадлежностей. Беседы: "Здоровые зубы", "Что такое кариес?", "Почему зубы называются молочными?", "Полезно и вредно для зубов". Чтение художественной литературы: К.И.Чуковский "Мойдодыр", "Айболит"; Г.Зайцева "Крепкие - крепкие зубы"; р.н.с."Почему у медведя болят зубы"; Е.Гурина "Сказка про больные зубки" , "Я страдаю дня четыре". Разучивание пословиц, поговорок, стихов о зубах, щётке, пасте. Просмотр мультипликационных фильмов: «Новые зубки Кроша» "Королева Зубная Щётка", "Лесная история"; "Фиксики". Дидактические игры: "Вредная и полезная еда для зубов " "Учимся чистить зубы правильно". Сюжетно - ролевая игра: "На приёме у стоматолога".
Экспериментально - исследовательская деятельность. Опыт1:"Кока - кола разрушает зубы". Опыт2: "Зубная паста укрепляет эмаль". Экскурсия в стоматологическую поликлинику. Взаимодействие с семьями воспитанников. 1. Консультация для родителе на тему: «Как защищать детские зубы от кариеса». 2. Памятки для родителей на тему: "Как ухаживать за детскими зубами". 3. Выставка детских фотографий на тему: "Как я ухаживаю за своими зубами дома". Итоговые мероприятия. Досуг на тему: "Наши здоровые зубки" Создание альбома детских рисунков на тему:"Здоровые зубки" | Дать некоторые представления о строении и значении зубов . Учить правильно ухаживать за зубами, прививать любовь к своему организму и желание заботиться о них. Вызвать у детей желание передать образ здорового и больного зуба. Закрепить умение детей лепить шар, придавать полученному диску нужную форму; пользоваться стекой. Создать условия для развития творческих способностей через рисование; расширять знания детей о личной гигиене, о предметах личной гигиены, о здоровом образе жизни. Формировать у детей художественный вкус, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены, зубными принадлежностями. Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми. Объяснить детям причину болезни зубов. Дать детям необходимые знания о зубах. Формировать представления детей о полезных и вредных продуктов для зубов Расширять знания о здоровом образе жизни через знакомство детей с художественной литературой. Развивать речь, внимание, активизировать словарь. Уметь понимать смысл Устного народного творчества, развивать память, речь. Сформировать у ребёнка благоприятное отношение к стоматологическим процедурам. Закреплять представление о вреде сладостей и пользе овощей и фруктов. Закрепить у детей умения ухаживать за зубами (отработка движения "сверху - вниз", "снизу-вверх", "слева - направо"). Расширять и уточнять знания о враче - стоматологе. Формировать доверие к врачу стоматологу. Развивать познавательную активность детей в процессе опытно - экспериментальной деятельности, прививать детям навыки исследовательской деятельности. Познакомить детей с кабинетом врача - стоматолога; воспитывать доброжелательное отношение к встрече с врачом - стоматологом, к посещению стоматологического кабинета. Информировать родителей о правильной гигиене полости рта, которая способствует сохранению здоровья детей. Приобщение семей к формированию у детей правильного отношения к здоровью своих зубов. Оказать помощь в оформление выставки. Закрепить у детей понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами. Закрепить правила ухода за зубами. | 1 раз в неделю 1 неделя 1 неделя 1 неделя в течение 2 недель в течение 2 недель в течение 2 недель в течении 2 недель в течение 2 недель в течение 2 недель 2 неделя 1 неделя 1 неделя в течение 2 недель 2 неделя |
|
Перспективы дальнейшего развития проекта | Целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная работа по сохранении здоровых зубов, включённая в воспитательный план детского сада ежегодно, принесёт положительный эффект. В дальнейшем планируется: -пополнение развивающей среды, (игры, альбомы, фотоматериалы, информационный стенд, атрибуты для сюжетно – ролевых игр по теме, папка раскладушка «Как ухаживать за молочными зубами»); -изготовление лэпбука; -изготовление муляжа челюсти человека; -провести анкетирование с родителями; -самообследование, (рассмотреть в зеркало внешний вид зубов, их количество, найти отличие друг от друга, выяснить причины такого строения, выяснить что, зубы гладкие, прочные, у каждого есть своё место и назначение). Воспитание навыков профилактики и гигиены полости рта у детей дошкольного возраста, необходимые для укрепления и защиты зубов. Одним из современных вариантов решения этой задачи является данный проект - выработанная ещё в детстве привычка поддерживать зубы и дёсны в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. | |
Возможности его распространения в других образовательных учреждениях | - выступление на МО, консультации для педагогов с представлением методических материалов, в рамках проекта; - размещение материала на сайтах ОУ; -сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями; | |
Новизна проекта | Новизна представленной работы - экскурсия в стоматологическую поликлинику, дети познакомились с кабинетом врача, врач- стоматолог показал доброжелательное отношение к встрече, рассказал, как правильно ухаживать за зубами в раннем возрасте, и о том что, нужно чаще посещать врача для осмотра и консультаций. |