Внеклассное мероприятие «Единство во имя России»
Пояснительная записка к презентации
«Единство во имя России»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного единства (4 ноября)
Где единение, там и победа.
Публилий Сир
Библиотекарь: В центре Москвы, на Красной площади перед храмом Василия Блаженного вот уже двести лет стоит памятник. На нем надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Этот монумент посвящен предводителям Второго народного ополчения, освободившего в 1612 году Москву от польско-литовских оккупантов. С именами освободителей Москвы связана и история государственного праздника Дня народного единства, который отмечается 4 ноября.
Почему праздник назван именно так? От нашествия иноземных захватчиков и гражданской войны страну спасли не цари и бояре, а народное ополчение. В нем объединились крестьяне и простые горожане, купцы и мастеровые люди, священнослужители. Это единственный пример в нашей истории, когда судьбу Отечества решил сам народ, без участия верховной власти. В этом уникальность победы 1612 года.
Мы расскажем об основных событиях того времени и главных участниках этих событий.
Историк: В начале XVII века на Российское государство обрушились многие беды. В России разрушилась государственная власть – один за другим сменяли на престоле друг друга цари, но власть их не распространялась дальше Москвы. В Русские земли вторглись поляки и шведы, которые хотели посадить на московский престол своих царей, заменить православную веру католической. Началось «брожение умов». Период конца XVI – начала XVII века печально известен в истории как Смутное время.
В 1598 году новым государем был избран Борис Федорович Годунов. Царствование его было недолгим и неудачным, а сам Годунов не пользовался авторитетом среди придворных и в народе.
К тому же в то время в стране разразился страшный голод, от которого погибло много людей. Обреченные на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды, грабившие и разорявшие целые округи. В таких бедственных условиях стали появляться цари-самозванцы.
Библиотекарь: В 1601 году в Польше объявился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича – сына Ивана Грозного, чудесным образом спасшегося от подосланных убийц. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия I.
Кем он был на самом деле – неизвестно до сих пор. По наиболее популярной версии, это был беглый дьякон Чудова монастыря в Московском Кремле Григорий Отрепьев. Самозванец воспользовался тайной помощью польского короля Сигизмунда III, набрал небольшое войско и в октябре 1604 года перешел границу Московского государства. Многие русские люди поверили в чудесное спасение царевича Дмитрия, а другим выгодно было так считать, сражаясь под его знаменами с войском Годунова.
После неожиданной смерти Бориса Годунова к Лжедмитрию I перешло все русское войско. Лжедмитрий I торжественно вступил в Москву 20 июня 1605 года и занял царский трон. Правление самозванца тоже было недолгим. Лжедмитрий I открыто пренебрегал старорусскими обычаями, при нем поляки чувствовали себя в Москве полными хозяевами. Кроме того, всеобщее негодование в Москве вызвала пышная свадьба Лжедмитрия I и знатной полячки Марины Мнишек, которая была объявлена русской царицей. 17 мая 1606 года Москва восстала, и Лжедмитрий I был убит.
Историк: Прямо на Красной площади 19 мая 1606 года царем был выбран знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский. Однако прекратить раздоры в Московском государстве новый царь не смог. Цари-самозванцы появлялись в разное время в разных районах страны.
В 1606 – 1607 годах против войск царя Василия Шуйского сражались отряды донского казака Ивана Болотникова. Началось восстание казаков на юге страны, центром стал город Путивль. Отсюда отряды Болотникова двинулись к Москве. По пути к ним присоединились крестьяне, отряды служилых людей, дворяне, недовольные царской властью. Но под Москвой повстанцы были разбиты. Остатки армии Болотникова отступили. Четыре месяца отряды Болотникова обороняли город Тулу, но в октябре 1607 года были вынуждены сдаться, выдав царю вождей восстания.
Библиотекарь: В 1607 году в городе Стародубе объявился еще один вновь воскресший «царь Дмитрий», которого прозвали Лжедмитрий II. Его поддерживали и строго контролировали во всем литовские и польские паны, а также казачий атаман Иван Мартынович Заруцкий.
В мае 1608 года польско-казацкое войско Лжедмитрия II разбило высланную против них московскую рать и подошло к Москве. «Столицей» нового самозванца стало подмосковное село Тушино. Лжедмитрия II прозвали также Тушинским вором.
Василий Шуйский обратился за помощью к Швеции, пообещав передать шведам ряд пограничных городов. Швеция предоставила 15-тысячный воинский корпус, который возглавил воевода М.В. Скопин-Шуйский. В ответ на заключение русско-шведского союза войну России объявил польский король Сигизмунд III. В конце сентября 1609 года его войска осадили крепость Смоленск.
Тем временем войска Скопина-Шуйского подошли к Москве. В тушинском лагере начался разброд – часть служивших самозванцу ушла в королевский лагерь под Смоленск, а оставшиеся требовали от Лжедмитрия II обещанного им жалованья. Тушинский «царь» бежал в Калугу, а его лагерь распался окончательно. 12 марта 1610 года войска Скопина-Шуйского вступили в Москву.
Воевода М.В. Скопин-Шуйский стал готовить поход к осажденному поляками Смоленску. Но 23 апреля 1610 года молодой талантливый воевода неожиданно умер. Войска, двинувшиеся на Смоленск, были наголову разбиты у деревни Клушино небольшой польской армией. После Клушинского поражения Василий Шуйский был свергнут с престола, пострижен в монахи и выдан полякам (он умер в Польше, в заточении).
Власть в Москве захватило состоящее из семи бояр боярское правительство – «Семибоярщина». Это правительство признало русским царем польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III, и в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска в Москву и Кремль. Тогда же шведы, нарушив союз с Россией, захватили Новгород. Над Российским государством нависла угроза полной гибели.
Историк: На освобождение Москвы и государства поднялась вся страна. К спасению Российского государства воззвал патриарх Гермоген, уморенный за это поляками. За свой подвиг патриарх Гермоген был позднее причислен к лику святых.
По всем городам и весям стали формироваться земские ополчения – народ сам брался за оружие. Самым известным из них было Нижегородское ополчение, вождями которого стали земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Разгромив в открытом бою поляков, ополчение Минина и Пожарского начало осаду Москвы. Китай-город был взят штурмом 22 октября 1612 года, польский гарнизон Кремля сдался 26 октября, а 27 октября русская рать торжественно вступила в полусожженную и разоренную столицу.
Библиотекарь: В рядах ополчения Минина и Пожарского находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. Эта икона, по преданию, была чудесно обретена в 1579 году в Казани. В 1612 году накануне решающего сражения русское воинство три дня постилось и молило Богородицу о милости. Победа, одержанная в этом сражении, была расценена как чудо, и возникло народное почитание иконы – воины ополчения «уставиша праздник торжественный празновати о таковой дивной победе». Празднование в честь иконы совершается 21 июля и 4 ноября – в один день с Днем народного единства.
В 1636 году, при царе Михаиле Федоровиче Романове, на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор.
Историк: В начале марта 1613 года поляки решили захватить Ипатьевский монастырь, где в это время находился юный царь Михаил Романов. Костромской крестьянин Иван Осипович Сусанин завел иноземцев в лесное болото, и они замерзли в непроходимой чаще. Подвиг Сусанина, погибшего за родную землю, стал примеров для русских патриотов.
В январе 1613 года в Москве собрались участники Земского собора для выбора царя. Почти месяц они обсуждали различные кандидатуры. Большинство выступало за 16-летнего Михаила Романова. Этот выбор поддержала церковь. Михаил Федорович венчался на царство в Успенском соборе Кремля 11 июня 1613 года.
Войны с Польшей и Швецией продолжались до 1618 года. Шведы осаждали Псков, а осенью 1618 года польское войско вновь подошло к Москве. Однако шведы и поляки были разбиты и вынуждены начать переговоры о мире.
Библиотекарь: В нашей стране, а в Нижнем Новгороде особенно, чтут память о народном ополчении и его великих предводителях. В этом старинном городе вы можете прогуляться по площади Минина и Пожарского, площади Народного единства, поклониться праху Кузьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе, возложить цветы к памятникам, установленным в историческом центре города.
Праздник День народного единства важен и нужен. Мы должны помнить, как наш народ, объединившись, спасся от внутренней смуты и внешнего врага. Только преодолев разделение, единой силой можно достичь великой цели.
День народного единства
PPTX / 5.27 Мб
Использованные источники
Московское государство / авт. Сергей Перевезенцев ; ред. Владимир Поляков // Детская энциклопедия. – 2012. - №3. – С. 41 – 47.
1612. Год народного единства / авт. Виктор Феклушин ; ред. Владимир Поляков // Детская энциклопедия. – 2012. - №11. – 64 с.
Праздники России. Начальная школа / сост. И.Ф. Яценко. – 3-е изд., перераб. – Москва : ВАКО, 2016. – 96 с. – (Школьный словарик).