История любви ИО и ОИ. Роль Ольги Ильинской в духовном преображении Обломова.
Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ 10 класс История любви ИО и ОИ. Роль Ольги Ильинской в духовном преображении Обломова Роман И.А. Гончарова «Обломов»
В романе «Обломов» жизнь все время как будто испытывает главного героя, искушает его различными «соблазнами» - светскими забавами, успешной карьерой, дружбой. Но главное испытание Обломова – это испытание любовью На одной из светских встреч, устроенных Штольцем, Илья Ильич познакомился с Ольгой Сергеевной Ильинской. Эта встреча перевернула его мир, заставив сердце биться чаще. Вспыхнувшая страсть к Ольге затмила все остальные желания. Дни Обломова теперь были наполнены общением с ней. Он проводил с ней каждую свободную минуту, а вскоре арендовал дачу по соседству, чтобы быть ближе к ней Штольц познакомил Обломова с Ольгой для того, чтобы вернуть его к жизни. Девушка с увлечением взялась за работу: оживить Обломова, «поднять его с дивана»
Ольга Сергеевна Ильинская - молодая, веселая, активная девушка. Но она не отличалась красотой или изяществом. «Ольга в строгом смысле не была красавицей…». В романе ей принадлежит главная женская роль. На протяжении повествования происходит личностная трансформация героини — из наивной и неопытной девушки она превращается в сильную, самостоятельную женщину «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. … Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Зато ее и ценил почти один Штольц, зато не одну мазурку просидела она одна, не скрывая скуки; зато, глядя на нее, самые любезные из молодых людей были неразговорчивы, не зная, что и как сказать ей...
Говорящая фамилия. Ильинская Ольга Сергеевна Существует несколько версий о происхождении женского имени Ольга: Образовалось от скандинавского Helga и означает «несущая свет». Для Обломова эта героиня становится тем самым лучом, который пробуждает его к жизни и деятельности. В настоящее время имя Ольга считается одним из самых распространённых в России. Отчество Ольги — Сергеевна (Сергей — «высокий, высокочтимый») — объясняет то обстоятельство, что героиня недосягаема для Обломова Фамилия героини тоже неслучайна: она представляет собой притяжательное местоимение, образованное от имени Илья, что означает, что она была предназначена судьбой Илье … ИО + ОИ
История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Она пела много арий и романсов… «В заключение она запела «Casta diva»: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, – все это уничтожило Обломова: он изнемог...». «Посмотрите в зеркало: глаза блестят, боже мой, слезы в них! Как глубоко вы чувствуете музыку!» – говорила Ольга. Переполненный чувствами, Обломов почти признается Ольге в любви: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь!»
«Casta diva» - ария Нормы из оперы итальянского композитора Винченцо Беллини. Действие происходит в древней Галлии (в 50 г до н.э.), во времена римского владычества. Норма, дочь Оровеза (верховного жреца, главы друидов), друидесса-прорицательница. Она должна подать сигнал к началу восстания против ненавистных римлян. Но душу ее терзают противоречивые чувства: Норма любит врага своего народа - римлянина Поллиона, он отец двоих её сыновей Верховная жрица и прорицательница Норма обращается к богам за поддержкой и, получив их благословение, предсказывает падение римского владычества и освобождение родины.
«Я в самом деле пела тогда, как давно не пела, даже, кажется , никогда… Не просите меня петь, я не спою уже так больше…», – говорила Ольга Обломову. Она опустилась на стул, взяла два – три аккорда и запела… «У него на лице сияла заря пробужденного, со дна души восставшего счастья; наполненный слезами взгляд устремлен был на нее… Она торжествовала, любуясь этим выражением своей силы» Музыкальное переживание пения Любовь возникает как прямое следствие музыкального воздействия на чувства героя: «Только лишь она запела, Обломов – не тот…»
После признания Обломова в любви Ольге, они не видятся несколько дней. Потом случайно встречаются в парке. Он просит у нее прощение за признание. Девушку расстраивает то, что Обломов отказывается от своих слов. Он нравится ей… Она дает ему прочитать отрывок из книги, намекая о своих чувствах и этим дает надежду: "Она как будто нарочно открыла известную страницу книги и позволила прочесть заветное место.– Стало быть, я могу надеяться… – радостно вспыхнув, сказал он..." «– Нет, этого быть не может! – вслух произнес он, встав с дивана. – Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками... Она все смеется надо мной... Он остановился перед зеркалом и долго рассматривал себя. «Этаких не любят!» – думал он.
Ольгу от других девушек отличает простота и благородство, самостоятельность суждений, естественность, жажда знаний, деятельности. Встретившись с Обломовым, она загорается желанием возродить его, стать ему «путеводной звездой», «зажечь луч света над этим стоячим болотом». Мы видим, как Обломов преображается
«Встает он в семь часов, читает, носит куда – то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности. Халата не видать на нем…». « У него теперь «чернильница полна чернил, на столе лежат письма, бумага, даже гербовая, притом исписанная его рукой». На диван он только присаживается… История зарождения любви Обломова дается на фоне пробуждающейся весенней природы. Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от них, а продиктованное волей высших сил. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени — нежный, трепетный цветок весны и рождения любви
Ветка сирени — символ цвета жизни и любви Обломова. Она расцветает, когда герой счастлив, и увядает, когда его отношениям приходит конец. Этот сквозной образ позволяет отследить динамику развития чувств в душе героя. Сирень — это первое робкое признание, намек о любви. Ольга, сорвавшая в парке цветущую ветвь, предлагает ее Обломову вовсе не из вежливости: это молчаливый вопрос и желание убедиться в его намерениях Слово «сиринкс» пришло из греческого языка, что означает тростниковая трубка, свирель. Это указывает на трубчатость ствола растения На Востоке, откуда происходит сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее обыкновенно возлюбленной только тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда. Это восприятие сирени передалось и европейской, и русской культуре.
Образ сирени часто встречается в фольклорных произведениях и художественной литературе, в легендах, приметах, обрядах и гаданиях В легендах сирень - эмблема грустного расставания, а в стихотворениях - средство для выражения любви к своей родной природе. В приметах сирень с тремя лепестками – к горю, а в стихотворениях – символ счастья, нежности и радости. На Руси есть такой обычай: когда сирень расцветала, девушки разыскивали в кустах свое сиреневое счастье - цветки в пять или шесть лепестков - и, положив в рот, проглатывали. Во время прогулки с Обломовым Ольга сорвала ветку сирени. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестником конца их
Обломов, который говорит: «…Ни резеды, ни роз не люблю»,- и не предполагает, что он отказывается от тех цветов, которые являются символами любви и любовного влечения, и вместе с Ольгой предпочитает им сирень, которая уже в самом начале их отношений пророчит разлуку. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная Обломовым, им обоим помогает понять чувства друг друга. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Обломов после объяснения с Ольгой, пристыжен и просит прощения: «Ну если не хотите сказать, дайте знак какой – нибудь… ветку сирени…». «Сирени… отошли, пропали. Вон, видите, какие остались: поблеклые», - отвечала она. «В самом деле, сирени вянут», - подумал он. Сирень как символе одиночества и ушедшего счастья: «Ветки сирени… дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…»
Обломов и Ольга знакомы уже месяц. Они все время видятся в парке. Ольга всячески борется с апатией Обломова и «тормошит» его: она возит его на прогулки, заставляет читать и т.д. Обломову тяжело дается такая насыщенная жизнь, но он старается не огорчать возлюбленную. Ольга сидела на холме, слышала зов и, сдерживая смех, молчала. Ей хотелось заставить его взойти на гору. «– Ольга Сергеевна! – взывал он, пробравшись между кустами до половины горы и заглядывая наверх». «Как он любит меня!» – твердила она в эти минуты, любуясь им. Ольга назначает Обломову свидание на холме, чтобы заставить его подняться наверх.
Однажды утром Обломов встает мрачный и грустный. Он не верит, что Ольга может любить его таким, какой он есть. Он пишет письмо Ольге, в котором говорит о том, что разрывает с ней отношения. Написать письмо послужило откровенное признание в любви Ольги к Обломову. Он размышляет над этим и приходит к решению, что Ольга заблуждается в своих чувствах, она не может любить такого человека, как он. Обломов понимает, что не достоин этой женщины, что с ним она не будет счастлива, он не сможет дать ей того, что она заслуживает
Отправив письмо, Обломов стал представлять, какое лицо будет у Ольги, когда она его прочтет. В это время ему доложили, что Ольга гуляет в парке и ждет его во втором часу. Обломов поспешил к ней и увидел, что она шла по дороге, утирая слезы «– Простите, Ольга, – бормотал он»
Увидев, как письмо расстроило Ольгу, Обломов просит у нее прощение «Никогда! Никогда! Не подходите, - с испугом, почти с ужасом сказала она, вытянув обе руки и зонтик между ним и собой» «Все изгадил! Вот настоящая ошибка! «Никогда!» Боже! Сирени поблекли, – думал он, глядя на висящие сирени, – вчера поблекло, письмо тоже поблекло, и этот миг, лучший в моей жизни, когда женщина в первый раз сказала мне, как голос с неба, что есть во мне хорошего, и он поблек!..» Он распахнул было широко объятия и хотел заключить ее в них. «Бездна разверзается, молнии блещут… Осторожнее! – лукаво сказала она, ловко ускользая от объятий и устраняя руки его зонтиком»
Ольга остановилась, положила ему руку на плечо, долго глядела на нег и вдруг, отбросив зонтик в сторону, быстро и жарко обвила его шею руками, поцеловала… Лето в самом разгаре; июль проходит; погода отличная. С Ольгой Обломов почти не расстается. В ясный день он в парке, в жаркий полдень теряется с ней в роще, между сосен, сидит у ее ног, читает ей; она вышивает … – для него.
В одну из встреч с Ольгой Обломов сказал, что встречаться тайком нехорошо. И замялся… Чтобы подтолкнуть его, она пригрозила уйти, после чего Обломов сделал ей предложение. Он ждал смущения, «стыдливого согласия», но Ольга была спокойна Ольга уверена в чувствах и «честных намерениях» Обломова с самого начала романа с ним. Поэтому, когда он предлагает ей руку и сердце, она остается спокойной, «потому что давно предвидела это и привыкла к мысли» Ни порывистых слез от неожиданного счастья, ни стыдливого согласия?! Как это понять? «В сердце у него проснулась и завозилась змея сомнения…». Обломов мечтает о свадьбе, о венчании в церкви
У него шевельнулась странная мысль: ему хотелось бы в эту минуту не гордости и твердости, а слез, страсти, охмеляющего счастья, хоть на одну минуту… А потом уже пусть потекла бы жизнь невозмутимого покоя! «Что это такое? – печально думал Обломов, - ни продолжительного шепота, ни таинственного уговора слить обе жизни в одну!» Любит она или только выходит замуж? Илья Ильич Обломов начинает сомневаться в ее чувствах… Обломов делится своими мечтами с Ольгой о семье, детях, однако она сразу же «возвращает его на землю», напоминая о необходимости оформления нужных бумаг на Обломовку, письма Штольцу и поисков квартиры
Конец августа. Ольга переезжает с дачи в город, а Обломов заселяется на Выборгскую сторону в дом Пшеницыной. Он хочет объявить всем о планах жениться на Ольге. Но девушка против: она хочет, чтобы Илья Ильич сначала уладил дела в Обломовке. Август Конец августа Мечты Обломова о семейной жизни Дожди. Дачи опустели Обломов хочет объявить всем о планах жениться на Ольге «Скажем тетке, - настаивал Обломов» «Никому ни слова! – сказала она. – Еще не пора!» «А ты в палате был?» Обломов: «Первый шаг идти в палату: ведь надо какую – то бумагу писать. Потом ехать в Обломовку…» Ольга: «А говорил с братом хозяйки? Квартиру приискал?» Какая странная эта Ольга! Она не задумывается сладко над поэтической минутой…
Образ Невы в романе Река – преграда Река – граница Река - разлучница Обломов и Ольга живут на разных берегах Невы. Все три моста через реку были настланными на плоских лодках с разводными частями, через которые ночью проходили суда. Появляется в романе образ Невы – разлучницы
Встречи становятся редкими. Обломов старается ездить к Ольге только по воскресеньям. Наступает зима. Обломов так и не появляется у Ольги. Он пишет ей записку о том, что он якобы простудился и ждет, когда на Неве наведут мосты, чтобы можно было ездить в город. Проходит неделя. Мосты на Неве навели, но Обломов все равно не решается ехать к Ольге Зима Мост = Связь = Соединение
Обломов решил, что до получения известий из деревни он не будет видеться с Ольгой. Вечером следующего дня он получил письмо из поместья. Сосед писал, что дела в Обломовке идут плохо, крестьяне отбились от рук, староста мошенничает, дом непригоден для жизни. Сам сосед отказался вести с Обломовым дела и присматривать за его поместьем. Обломов показал Ольге письмо и рассказал, что нанял нового управляющего. Ольга удивилась: как можно доверять дела незнакомому человеку без рекомендаций? Обломов отказался ехать в поместье, потому что в сельском хозяйстве не разбирается. Свадьбу предложил отложить на год, а встречаться реже, чтобы не пошли слухи
От этих новостей Ольга на несколько минут лишилась чувств, а потом ушла к себе в комнату. Дожидаясь её, твёрдо решил поехать в Обломовку с новым управляющим и занять денег на свадьбу. Когда Ольга вошла, Обломов по её бледному, напряжённому лицу понял, что она решила разорвать отношения «Так ли я понял? – спросил он ее. Она медленно наклонила в знак согласия голову» «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей...
Обломов весь день после разговора с Ольгой бродил по городу и домой вернулся поздно ночью. Захар накинул ему на плечи выстиранный и зашитый Пшеницыной халат, Обломов сел в кресло и «утонул в хаосе безобразных, неясных мыслей». Всю ночь он просидел, окружённый мраком, не чувствуя усталости и голода, пытаясь смириться с судьбой. Утром у него началась горячка. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали
Ольга Ильинская и Илья Обломов расстались из-за разности характеров, несоответствия жизненных ценностей и представления о счастливой семейной жизни. Ольга мечтала изменить Илью Обломова, «подогнать» его под себя, под свой идеал мужчины. Ей импонировала доброта и душевная чуткость её избранника, но не хватало деятельности и твёрдости характера Поначалу Обломов с готовностью старался соответствовать образу идеального возлюбленного, но спустя полгода стал заметно уставать от прикладываемых усилий. Он стал считать любовь службой, повинностью, которая уже совсем не радовала его Главные герои смогли вовремя это понять и отпустить друг друга. Каждый из них сделал соответствующие выводы и в итоге построил те отношения, которые приносили искреннюю радость
Ольга и Штольц встречаются за границей. Ольга рассказывает Андрею несчастную историю любви с Обломовым. Вскоре Штольц делает Ольге предложение Прошёл год. Обломов наконец приходит в себя после расставания с Ольгой. Постепенно он сближается со своей хозяйкой Агафьей Пшеницыной. Женщина влюблена в Обломова, она окружает жильца заботой и уютом. Обломову удобно и уютно с ней
Колышкина Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Суслопарова Людмила Юрьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Лещёва Светлана Николаевна
Ирина Владимировна Казарцева
Шишкина Людмила Николаевна
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Потамошнева Наталья Алексеевна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Владимировна
Ирина Владимировна Казарцева
Кияйкина Наталья Федоровна
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Гаврииловна Гончарова