Урок «История появления юбки. Стиль в одежде. Снятие мерок и запись результатов» (Технология, 6 класс)
Тема урока: «История появления юбки. Стиль в одежде.
Снятие мерок и запись результатов».
Цель: научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.
Задачи: ознакомить, с разновидностью юбок.
Образовательные:
Ознакомить учащихся с историей возникновения юбок ,их видами, с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;
Научить правильному измерению фигуры человека;
Развивающие:
Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;
Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
Развитие навыков работы в группах.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;
Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы, интерес к предмету « Технология», истории моды.
Оборудование: компьютер(презентация), учебники, тетради, см. ленты.
Тип урока: комбинированный
Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.
Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.
Виды и формы контроля знаний: выполнение кроссворда, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.
Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).
Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Приветствие.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Отметка явки.
Проверка готовности к уроку.
Проверка организации рабочих мест.
II.Актуализация знаний.Постановка учебной задачи
«Карандаш», «Баллон», «Тюльпан», «Колокол», «Солнце», «Купол», «Пачка»…
О чем идет речь?
Это различные юбки. А чем они отличаются друг от друга. Покроем, конструкцией, фасоном. А что такое фасон? Обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Фасон-покрой, образец по которому сшито что-либо. Именно об этом мы будем сегодня говорить. Тема нашего урока: конструирование юбок. Сформулируем задачи для сегодняшнего урока.
Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня на уроке.
Сегодня мы начинаем новую тему «Конструирование юбки»
III. Открытие нового знания.
Давайте с вами покопаемся в копилке нашей памяти. Попробуйте ответить на вопрос: для чего нам нужна одежда?
Учитель подводит итог ответов:
1.1 Одежда - это совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений. Конечно, прежде всего, человек придумал одежду из чувства стыдливости, но и также из желания украсить себя.
Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Все это необходимо учитывать при проектировании новых видов одежды.
Проектирование - это создание нового образца изделия, включающее исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовка эскиза модели, а также построение чертежей изделия и его деталей. При проектировании одежды необходимо учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека, а также основные направления моды в данный период.
Работа творческих групп
1 группа «Разновидности юбок». Более подробно останавливаемся на характеристике юбок, используя для этого презентацию (как наглядный материал). Приглашаю группу учащихся, подготовивших проект «Разновидности юбок».
Исследование №1 «Нужна ли юбка в гардеробе девушки?» Приглашаю девочек, проводивших исследование.
1. Нравятся ли вам юбки?
2. Есть ли у вас в гардеробе юбка?
3. Почему вам (не)нравится юбка?
1.2 История юбки или как появилась юбка?
Одежда не имеет своей собственной жизни и истории. Она живет вместе с человеком, изменяется вместе с ним, его обычаями, понятиями о красоте и стандартах фигуры человека. Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь. Несколько тысячелетий люди даже не думали разделять одежду на женскую и мужскую. Нашим предкам набедренная повязка, фартук, подобие юбки служили прикрытием независимо от их пола, возраста и социального положения. Однако, со временем представления об одежде менялись.
В древних цивилизациях юбка была частью мужской одежды, причем, у представителей знати она было более длинной, чем у простых юношей. То есть, с помощью юбки мужчины старались подчеркнуть свою значимость и социальный статус. Женщины же носили еще более длинные юбки. А в Древней Греции и Древнем Риме женщины вообще обходились без юбок – основу их гардероба составляли туники и плащи. Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща.
XVI век – в моде модели юбок, необъятной ширины, которая достигалась за счет фасонов в несколько ярусов, или же набивалась конским волосом. Большим недостатком этих юбок было то, что они были невероятно тяжелыми, женщинам было очень тяжело их носить, поэтому вполне закономерным стало изобретение каркаса из обручей. Прежде чем надеть такую юбку, ее ставили на пол, потом просто «входили» в нее и пристегивали ее к корсету.
Первая половина XIX века - одна из нижних юбок делается из волоса, чтобы остальные юбки держались на ней колоколом. Уже точно определено количество нижних юбок - к элегантному платью полагается 6 штук. Юбки были белые, цветные считались неэлегантными и даже аморальнымиК 1870 году дамы обзавелись турнюром - валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины. Юбка с турнюром - сзади от пояса отстающая юбка, снизу посаженная на каркас из проволочных обручей, китового уса и др. Сверху пышно декорирована воланами или лентамиИнтересна история появления современной мини-юбки. В 1964 г. молодая англичанка Линда Квайзин делала дома генеральную уборку. Чтобы удобнее было мыть полы, она облачилась в старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку. Именно в это время к ней зашла её лучшая подруга – Мери Куант, начинающий лондонский модельер. Мери была поражена, как сногсшибательно выглядит её хорошенькая подружка с точёными ножками в этой нестандартной обстановке. Мини-юбка завоевала бешеную популярность в Англии. Весь мир носил мини целых восемь лет! Ещё никогда мода не была так постоянна!
Меняются времена, формы, детали, но присутствие юбки в гардеробе современной женщины остается неизменным.
По своей конструкции юбки делятся на 3 основных вида. Конические, клиньевые, прямые.
Исследование №2
«Какая должна быть юбка?».
1.Какие фасоны юбок вы знаете? (клеш, прямая, клиньевая)
2. Какая длина должна быть у юбки? (длинная, короткая, офисная – по колено) Почему?
3. В каком возрасте обычно носят юбки? В какое время года?
Какие выводы можно сделать? Юбка может быть разной – модной, классической, длинной, короткой, расклешенной, узкой, широкой, из различной ткани, теплой, легкой и т.д. Самое главное - юбка должна быть, красивой, удобной, хорошо сидеть на фигуре, не стеснять движений.
IV. Первичное закрепление.
Мы поговорим об одежде и требованиях к ней.
Одежда – это изделие (или несколько изделий), надеваемое человеком и несущее утилитарные или эстетические функции.
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.
Бытовая одежда предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях. К бытовой одежде относятся: повседневная, торжественная, домашняя, рабочая (для работы в бытовых условиях), спортивная, национальная.
Производственная одежда предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности. К производственной одежде относятся: специальная одежда - предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов; и санитарная одежда – для защиты одежды человека от загрязнении
Комплект одежды – это одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта.
Назовите части комплекта, входящие в мужской костюм? костюм-тройку?
Назовите части комплекта, входящие в женский костюм?
1.3 К одежде предъявляются определенные требования:
1. Гигиенические требования ( защита от внешних воздействий среды – жары, холода, механических и химических. повреждений; обеспечивает нормальную жизнедеятельность – воздухообмен, гигроскопичность; чистота, правильный уход).
2. Эксплуатационные требования (надежность, удобная конструкция, повышение
прочности изделия за счет пропитки ткани, укрепления отдельных узлов, устойчивость к деформации).
3. Эстетические требования (красивая, соответствует направлению моды, учитывает и индивидуальные особенности телосложения, возраста и телосложения человека).
4. Экономические требования (доступная, недорогая по стоимости).
Ассортимент (набор) женской одежды включает бельё, легкую и верхнюю одежду.
Белье – это все то, что надевают на тело (ночные сорочки, майки, трусы).
Легкое платье – это изделия, которые надевают поверх белья (блузки, юбки, платья, брюки, свитера).
Верхняя одежда – это все то, что надевают поверх легкого платья (пальто, плащи, куртки, шубы).
По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые.
Плечевые – это изделия, которые держатся на плечах.
- Назовите изделия плечевой группы?
Поясные – это изделия, которые держатся на талии, там, где должен быть поясок.
- Назовите изделия поясной группы?
Самым распространенным предметом поясной одежды является юбка.
Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.
На экран вывожу слайды по истории развития юбки и предлагаю ученикам записывать новые незнакомые термины. По окончании рассказа предлагаю для закрепления полученного материала заполнить кроссворд. Девочки работают парами. Через 5-7 минут начинаем заполнять форму кроссворда – каждая пара девочек называет по одному отгаданному слову.
По горизонтали:
Деталь, с помощью которой юбка держится на фигуре.
Нижняя каркасная юбка.
Расширенная к низу юбка.
Эпоха, во время которой появились отрезные юбки.
Часть юбки, подобранная вокруг талии с помощью небольших каркасиков.
Подушечка или каркас, подкладываемые сзади, ниже талии.
По вертикали:
Старинное название русской распашной юбки.
Что придает кринолину круглую форму.
Нижняя часть платья
Удлиненный конец юбки, волочащийся по земле.
1 |
п |
о |
я |
с |
||||||||||||||||||
о |
9 |
|||||||||||||||||||||
2 |
к |
р |
и |
н |
о |
л |
и |
н |
3 |
к |
л |
ё |
ш |
|||||||||
е |
7 |
л |
||||||||||||||||||||
4 |
в |
о |
з |
р |
о |
ж |
д |
е |
н |
и |
е |
|||||||||||
а |
б |
й |
||||||||||||||||||||
р |
8 |
5 |
ф |
и |
ж |
м |
ы |
|||||||||||||||
6 |
т |
у |
р |
н |
ю |
р |
||||||||||||||||
ч |
б |
|||||||||||||||||||||
к |
||||||||||||||||||||||
а |
Текущий инструктаж
При снятии мерок нужно помнить следующее.
Правила снятия мерок
Мерки снимают по правой стороне фигуры.
Талию предварительно опоясывают пояском.
При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.
Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.
Все величины записывают в сантиметрах.
Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.
Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).
Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.
Практическая работа.
«Снятие мерок для конструирования юбки» .
Снятие мерок с фигуры человека.
Запишем в тетрадь таблицу:
№ пп/п |
Наименование мерки |
Буквенное обозначение |
Величина мерки |
|
типовая фигура в см. |
на себя, см. |
|||
11 |
Полуобхват талии |
Ст |
33 |
|
22 |
Полуобхват бедер |
Сб |
43 |
|
33 |
Длина спины до талии |
Дтс |
35 |
|
44 |
Длина изделия |
Ди |
50 |
|
55 5 |
Прибавки: к полуобхвату талии |
Пт |
1,0 |
|
6 |
к полуобхвату бедер |
Пб |
3,0 |
|
С мерками Ст, Сб и Ди девочки познакомились в прошлом году. Вместе вспоминаем, как они снимаются и для чего предназначены (для расчета длины пояса, ширины юбки, длины юбки). Неизвестная только одна мерка – Дтс. Показываю, как она снимается – от
линии талии (шнурок на талии) по позвоночнику до 7-го шейного позвонка (снизу вверх). Она нужна для расчета расстояния от линии талии до линии бедер.
Вызываю к доске 2-х девочек, которые показывают приемы снятия мерок. Еще раз уточняем, какие мерки записываются полностью, а какие в половинном размере.
Далее предлагаю девочкам сыграть в ателье в ролях заказчика и закройщика. Закройщик снимает мерки с заказчика, а затем девочки меняются ролями. Девочки разбиваются по парам и снимают мерки друг с друга и записывают их в тетрадь.
Целевой обход учителя.
Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия. По мере завершения работы девочки подходят на проверку. Проверяю их мерки и выставляю оценки за практическую работу.
V. Подведение итогов урока.
В оставшееся до конца урока время провожу закрепление пройденного материала.
- С какой целью делается обмер фигуры? (для более точного изготовления выкройки будущего изделия)
- Какие мерки необходимы при изготовлении выкройки юбки? (Ст, Сб, Дтс, Дю)
- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (для точного местоположения линии талии опоясать талию тесьмой или поясом)
- Как измерить окружность талии? (по линии талии)
- Как измерить длину юбки? (от линии талии до желаемой длины юбки)
- Как измерить длину спины до талии? (от талии по позвоночнику вверх до 7-го шейного позвонка)
-Найдите соответствия между названиями требований и пояснениями к ним.
VI. Рефлексия
Вспомним сформулированные задачи к уроку. Достигли ли мы их? Кто испытывал трудности на уроке? Как их преодолеть? Где в жизни пригодятся эти навыки?
Оцените свою работу на уроке и урок в целом в оценочных листах.
Подведение итогов урока. Оценка работы обучающихся на уроке.
VII. Организация домашнего задания
Приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика.
Я благодарю всех за урок, за то, что вы работали добросовестно, аккуратно, на уроке была доброжелательная обстановка, взаимовыручка, взаимопонимание. Все молодцы!