Урок технологии в 4 классе «История создания одежды»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Учитель: Карпинская Т.Н. |
Презентация |
Предмет: технология |
Тема занятия: История создания одежды |
Класс: 4 |
Цели урока: создание условий для знакомства с историей возникновения и преобразования одежды, особенностями материалов одежды разных времен; формирование умений различать виды тканей натурального и искусственного происхождения; их свойства; совершенствование умения работать по алгоритму; закрепление навыков выполнения шва «вперёд иголкой». |
Дата: 05.02.2018 |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); компьютерная презентация/data/files/i1518201567.ppt (Технология 4 класс. История создания одежды.), образцы тканей (марля, мешковина), таблицы и карточки, бумажные силуэты балерин, полоски фатина, нитки, иглы, ножницы, аудиозапись «Вальс цветов». |
Основные этапы организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||
познавательная |
коммуникативная |
регулятивная |
|||
1.Мотивация учебной деятельности |
Привлечение внимания обучающихся, |
Дети заранее поделены на 3 группы. Каждая группа за отдельным столом. Приветствие Чтобы определить, какова тема сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать загадки слайд 1 (нумерация слайдов начинается со второго) Сзади, спереди, Я из хлопка, льна и кожи, Ответы детей. Слайд 2 (показ картинок одежды) – Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»? (ответы) |
На основе признаков определяют понятие, отгадывают загадку. |
Чётко строят речевое высказывание, выслушивают ответы одноклассников |
контролируют себя, поднимают руку, не выкрикивают с места. |
2.Актуализация знаний. Постановка цели урока |
Актуализация прежних знаний, навыков и умений непосредственно связанных с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке. |
Слайд 2 (щелчок) Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. (Словарь Ожегова) Вы, наверное, уже поняли, что тема нашего сегодняшнего урока «История одежды» слайд 3 Попробуйте определить цели урока. Познакомиться с историей создания одежды, с материалами, из которых она создавалась. |
Формулируют цели урока. Обсуждают тему урока. Пытаются дать определение понятия «одежда». |
Чётко строят речевое высказывание |
Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. |
3.Проблемное объяснение нового материала |
Изучение оптимального объема материала. Формирование умения пользоваться приобретенными знаниями на практике |
Сейчас я хочу предложить вам стать историками моды, чтобы проследить какой путь прошла одежда, которую мы сейчас носим. Рассмотрите в учебнике (с. 68) иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда? Одежда появилась еще во времена первобытного человека. слайд 4 Из курса окружающего мира мы с вами знаем, что первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. слайд 4 (щелчок) Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. слайд 4 (2 щелчок) – А почему делали одежду из шкур животных? – С какой целью люди заворачивались в шкуры? (ответы детей) На доске строим кластер (Одежда – защита…) – Первое назначение одежды – защита. Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань. Давайте посмотрим, из чего состоит ткань. Посмотрите на образцы ткани: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это чётко видно. У вас на партах – образцы тканей. Рассмотрите их.(Рассматривают образцы марли, мешковины, которые лежат на столах) – А кто же переплел эти нити? Слайд 5. Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки. Слайд 5 (щелчок) – Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Слайд 5 (2 щелчок) Итак, постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была еще не та одежда, к которой мы привыкли. Такую одежду носили в Древней Греции. Слайд 6. Менялись времена, менялась и одежда. Слайд 6 (щелчок). Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью. Слайд 6 (2 щелчок). Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. Слайд 6 (3 щелчок). – Как вы думаете, отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем? – Для чего люди всё это делали? Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в XVIII веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения. Слайд 6 (4 щелчок). Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами. На доске продолжают строить кластер (Одежда – защита – украшение…) – Второе назначение одежды – украшение Какую одежду носит современный человек? Слайд 7 – Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? Слайд 7 (щелчок) – Отличается ли одежда по временам года? – Для чего современному человеку нужна разная одежда? слайд 7 (2 щелчок) Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность». На доске заканчивают строить кластер (Одежда – защита – украшение – функциональность) Третье назначение одежды – функциональность. – На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? Ответы. Слайд 8 Из предложенных карточек, на которых изображены предметы одежды вам нужно постараться выбрать: 1 группе – только спортивную, 2 группе – только деловую, 3 группе – только специальную. (Группы получают одинаковые наборы карточек с изображениями предметов одежды. Их задача – выбрать только ту одежду, которая подходят к их классификации) Давайте проверим. – Что относится к «деловой одежде»? (К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.) – Что относится к «спортивной одежде»? (К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки) – Что относится к «рабочей одежде»? (К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.) – Что относится к «домашней одежде»? (К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта.) – Что относится к «специальной одежде»? (Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.) В создании современной одежды участвуют люди разных профессий: модельеры, закройщики, швеи, декораторы, костюмеры. Слайд 9. Модельер - специалист по изготовлению моделей реальной одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль. Закройщик - мастер в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам. Декоратор – это специалист, в обязанности которого входит художественное оформление. Костюмер - шьющий костюмы для актеров, сообразно той эпохе, в которую происходит действие |
Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, с таблицей, со схемой на доске. Отвечают на вопросы, строят логические цепочки, выстраивают причинно-следственные связи (Назначение одежды). Знакомятся с новыми словами, понятиями, определениями. Классифицируют предметы одежды по функциональности. Словарная работа: одежда, ткань, ткач, модельер, закройщик, декоратор, костюмер.
Делают выводы, обобщают полученные знания. |
Чётко строят речевое высказывание. Пополняют словарный запас. Работают в группах, обсуждают информацию, приходят к единому мнению. |
Планируют действия следуют инструкции, прогнозируют результат. |
4. Закрепление |
Организация самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий по эталону. |
Сейчас я хочу предложить вам стать костюмерами Большого театра. Нам с вами предстоит подготовить костюмы для балерин, которые будут танцевать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. Слайд 11. Скажите, как называется юбка балерины? (пачка). Ткань с какими свойствами нам нужно использовать, чтобы изготовить такую юбку? (не мнётся, хорошо держит форму, жесткая, красивая). У меня сегодня есть ткань с такими свойствами. Она называется фатин. Фатин – ткань из легкой сетки. Бывает различной жесткости. Материал изготавливают из синтетической полиамидной нити — нейлона. Это полупрозрачная воздушная материя с блестящей либо матовой поверхностью. Именно из него мы будем сегодня творить. Я выбрала наиболее подходящую по цветам ткань для нашей работы. Но сначала я должна напомнить вам правила ТБ. Правила работы со швейной иглой Храни иглу всегда в игольнице. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой. Не бери иглу в рот и не играй с иглой. Не втыкай иглу в одежду. До и после работы проверь количество игл. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте. 8. Не отвлекайся во время работы с иглой. У вас на столах лежать заготовки – силуэты балерин, полоски ткани, ножницы, игла, нитки. Давайте определим алгоритм выполнения работы. Нужно вдеть нитку в иглу. Закрепить на конце узелок. Проложить по краю полоски фатина шов «вперёд иголкой». Стянуть получившееся изделие за оба конца нити. Обернуть его вокруг талии бумажной балерины, закрепить на узел концы нити, обрезать лишнее. Юбка-пачка готова! |
Узнают новую информацию (знакомятся с новой тканью, характеризуют её) Выстраивают связи «свойства – назначение» Словарная работа: «пачка», фатин. |
Чётко строят речевое высказывание. Обсуждают ход работы, проговаривают дальнейшие шаги. Пополняют словарный запас |
Следуют инструкции, соблюдают технику безопасности, работают по алгоритму. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении практической работы. Сравнивают результат с образцом. |
5. Итог урока. Рефлексия |
Вспомнить, осознать, обобщить изученное на уроке. Самооценка своих действий. |
Наш урок подходит к завершению. Какой вывод мы можем сделать? Одежда была разная. Она зависела от времени, в котором жили люди. Для пошива какой-либо вещи используют ткань с определёнными свойствами, в зависимости от того, какую функцию будет выполнять вещь. Наши костюмы готовы. Балерины вышли на сцену, выстроились в ряд. Приглашаю вас на балет. Слайд 12 (музыка) Я думаю, наши балерины и мы с вами заслужили бурные аплодисменты. Приберите свои рабочие места. Домашнее задание: рассмотрите вещи из своего гардероба, Из каких тканей они изготовлены? |
Знакомятся с музыкальным произведением «Вальс цветов» П.И.Чайковского |
Самооценка своих действий |
Оценивают результаты своей работы (самооценка и взаимооценка) |