Предварительный просмотр презентации

Учитель русского языка и литературы ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ШКОЛА № 25 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Припачкина Наталия Викторовна История создания поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Презентация к уроку по литературе для 10 класса

Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг… Н.А. Некрасов

Цель: познакомить с историей создания поэмы; создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства; пробудить интерес к поэме.

Я задумал изложить в связном рассказе всё, что знаю о народе, всё, что пришлось мне услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея народной жизни. (Н. А. Некрасов)

Приступая к работе над поэмой, Некрасов поставил перед собой сложную задачу – показать в поэме состояние Руси в пореформенный период, а также прошлое и настоящее народа и заявить о путях возможного преобразования существующего положения.

Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы. Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год, т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции.

До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания. «Пролог» и 1 часть - 1868 г. «Последыш» - 1872 г. «Крестьянка» -1873 «Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.

«Пролог» и 1 часть весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка)‏ Почти былинный зачин, «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие – спор и странствие, и именно тут уже появляется рефрен «кому живётся весело, вольготно на Руси», который пройдёт через всю поэму.

В каком году - рассчитывай, В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков: ... Сошлись – и заспорили: Кому живется весело, Вольготно на Руси? Так начинается поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Основной вопрос поэмы: «Кому живется весело, вольготно на Руси»? Роман сказал: помещику, Демьян сказал: чиновнику, Лука сказал: попу. Купчине толстопузому! - Сказали братья Губины, Иван и Митродор. Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю...

За спором мужики не замечают. Что дали крюк в тридцать верст. Домой возвращаться поздно, они разводят костер и продолжают спор, который перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий вопрос.

«Последыш» «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос»(12 июля)‏ Тема духовного рабства – центральная в главе «Последыш». Страшную «комедь» разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено. Это доказывает, что никакая реформа не делает вчерашних рабов свободными, духовно полноценными людьми.

«Крестьянка» жатва Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин, где они надеются встретится со счастливой крестьянкой. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой «счастливой» женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею.

Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Она чаще поёт, чем рассказывает, поёт народные песни. «Крестьянка» - самая фольклорная часть поэмы, она почти полностью построена на народно-поэтических образах и мотивах. Вся история жизни Матрёны Тимофеевны – это цепь непрерывных несчастий и страданий. Недаром она говорит о себе: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» Она убеждена: «Не дело между бабами счастливую искать».

Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная Лет тридцати осьми. Красива: волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо. … Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!

«Пир на весь мир» сенокос кончается (ранняя осень)‏ Этот образ был для Некрасова ключевым. Некрасов ведёт к мысли, что народное счастье реально и возможно, если народ поднимется на борьбу за него. Однако протест одиночек останется безрезультатным.

Стихийная крестьянская борьба должна быть освещена политическим сознанием, должна быть организована революционной интеллигенцией, которая просветит крестьян и политически грамотно оформит их протест.

Мужики сливаются с широкой народной средой, наряду с другими участвуют в споре «кто всех грешней, кто всех святей», внимательно прислушиваются ко всему новому, вместе с вахлаками и проезжими мужиками обсуждают различные стороны народной жизни. Судьбы крестьянства становятся общим вопросом, они волнуют не только семь странников, но и вахлаков и всех многочисленных участников спора, собравшихся на берегу Волги у перевоза.

Приключения странников не заканчиваются в этой части, но в конце один из пирующих - Гриша Добросклонов, сын попа, на следующее утро после пира, прогуливаясь по берегу реки, находит, в чём секрет русского счастья, и выражает его в короткой песенке «Русь» Гриша Добросклонов

Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается, - Русь не шелохнется, Русь – как убитая! Не загорелась в ней Искра сокрытая, - Встали - небужены, Вышли - непрошены, Жита по зернышку Горы наношены!

Краше прежней песенка в полусне слагалася; Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного - Пел он воплощение счастия народного!..

Заплатово Разутово Горелово Дырявино Знобишино Неелово Неурожайка Столбовая дорога село Кузьминское «Сельская ярмонка» «Пир на весь мир» Вахлаки «Последыш» Наготино Клин «Крестьянка» Маршрут путешествия

«Кому живется весело, вольготно на Руси»? Прямой ответ, какой искали крестьяне, они не получили. У попа есть свои претензии к новой жизни, у помещика и купца - свои. Никто не хвалит новое время, все вспоминают о старом. Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася, Одним концом по барину, Другим по мужику.

Н.А. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории. Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое значение народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. Такая неожиданная концовка возникла, потому что автор перед близкой кончиной желал закончить произведение, и логически завершил поэму в четвёртой части, хоть задумывалось восемь частей.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.