История в числительных (Урок русского языка в 6 классе)
Тема урока: «История в числительных». Употребление количественных и порядковых числительных.
Класс: 6
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели: Систематизировать знания о числительном как части речи.
Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о морфологических признаках имени числительного.
2. Развивать умения определять синтаксическую роль числительных.
3. Формировать понятие о русском языке как об одной из самых важных национально-культурных ценностей.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: 1. Правильно употреблять в речи количественные и порядковые числительные.
2. Научиться склонять числительные.
3. Расширять свой кругозор знаниями о важнейших событиях нашей страны.
Метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников: из учебников, мультимедийных презентаций, из сообщений учащихся.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, элементы исследования, индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: учебники русского языка для 6 класса автора Т.А. Ладыженской, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. Сообщение темы и цели урока, затем задачи урока. | 1. Беседа с учащимися. 1 слайд: Тема нашего урока: «История в числительных», то есть мы попытаемся с вами увидеть, как числительные связаны с историей нашего народа и как эта связь отражена в произведениях искусства. - Каковы же цели и задачи нашего урока? | Ответы на вопросы учителя.
Формулируют цели и задачи урока. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения |
2. Актуализация ранее изученных знаний. | 2.1. 2 слайд: Беседа: - Что мы знаем о числительных? - Посмотрите в тетради кластер по теме «Имя числительное», который мы уже с вами составили, и попробуйте рассказать о числительных, приводя примеры. - Давайте сформулируем задачи для себя. 3 слайд. 2.2. 4 слайд: Устанавливает связь между историей и использование числительных на содержании материала о Великой Отечественной войне. - Итак, история и числительные. - О чём говорят эти даты? (22 июня 1941 года, 1418 дней, 9 мая 1945 года) - Давайте составим предложения, употребив эти числительные; все числительные записываем словами; затем укажите их разряд: количественные или порядковые. - Как по-другому в истории называют эти годы? (сороковые) 5 слайд: 2.3. Анализ картин о В.О.в. | Работа с кластером Составление и запись предложений с числительными, их анализ. | Метапредметные УУД Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. |
3. Систематизация знаний. | 3.1. Предлагает разнообразные виды работ по употреблению числительных в речи. 3.2. Исправляет орфографические и грамматические ошибки в речи учащихся при употреблении числительных в речи. 6 слайд: - Скоро ко Дню Победы вам предстоит учить это стихотворение наизусть. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! (Давид Самойлов) - Назовите числительные. Какое оно: (порядковое) - Какое существительное вы бы добавили к этому числительному? (годы) - Каким членом предложения является числительное? (определение) - Какие ещё определения использует автор и почему? (рисует военные годы) - А теперь послушаем известную всем песню «Священная война» 7 слайд – Что вы видите на этой картине? - Как она согласуется с содержанием песни «Священная война»? - Зачитайте, запишите это предложение, написав все числительные словами. - Каким членом предложения является это числительное? (обстоятельство) 8 слайд – Прочитайте воспоминания о первом исполнении песни «Священная война» Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение… Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены». - Почему так нужна была солдатам песня? - Зачитать предложение: За первые годы войны было создано 100 песен. - Просклонять словосочетание сто песен. - Что нужно помнить при склонении числительного сто? (учебник – с. 53 – правило: у числит. 40, 90, 100 – только две формы). 9 слайд: Война была общим горем, и на войну уходили совсем молодые, только что окончившие школу мальчики. Григорий Бакланов, ставший после войны известным писателем, вспоминает: «В нашем классе мальчиков было столько же, сколько девочек, примерно двадцать человек. После войны осталось только трое, но двое не воевали, а из тех, кто был на фронте, в живых остался я один. В нашей стране я отношусь к одному из тех поколений, где из десятков в живых остались единицы… Честные, чистые мальчики, такие, как брат мой, как мои погибшие товарищи, в 41-м году жизнями своими преградили фашистам путь к Москве». - И опять мы видим, что воспоминания о войне не обходятся без числительных. - О чём говорят нам эти числительные? (Они необходимы здесь, чтобы показать трагедию целого поколения). 10 слайд: Зачитать заголовок. Что вы знаете о героях-панфиловцах? (У села Дубосеково на Волоколамском шоссе панфиловцы преградили путь фашистам к Москве, уничтожив 18 танков врага.) В стихотворении Марка Лисянского «Дорогая моя столица», ставшего песней-гимном Москвы, есть строки о подвиге панфиловцев: «И в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов…» - Запишите эти слова. Найдите грамматическую основу предложения. 11 слайд – Зачитать: 21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 12 слайд: Звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» было самым высоким в военные годы. - Чьи имена здесь представлены? Прочитайте. 13 слайд: Историческая справка: В годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза заслужили 11 603 воина. А дважды Героями стали 104 воина. Замечательные лётчики-истребители Иван Кожедуб и Александр Покрышкин стали трижды Героями Советского Союза. Кожедуб участвовал в 120 воздушных боях и сбил 62 фашистских самолёта, последний - в небе над Берлином. Покрышкин в 156 боях сбил 59 самолётов врага. - Зачитать, правильно проговаривая числительные. - О чём говорят эти сведения, выраженные числительными? Запишите эти предложения, используя таблицу склонения числи-тельных на странице 54, укажите падеж числительных. 14 слайд: Во время Великой Отечественной войны известных и безымянных героев было немало, также немало было и безымянных высот, которые необходимо было взять во что бы то ни стало. В художественном фильме «Тишина» рассказывается об этом. Специально для этого фильма поэтом Михаилом Матусовским написана песня «На безымянной высоте». В ней есть такие строчки: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят». - Запишите их. - А теперь послушайте эту песню. - Оказывается, у этой песни есть продолжение. - Послушайте кадетов. - А теперь в предложении укажите, к какой группе количественных числительных относятся данные (целые числа и собирательные). 15 слайд: Запишите: До Дня Победы осталось … дня. | Упражняются в различении количественных и порядковых числительных, употреблении их в речи. Выступают с самостоятельно приготовленными сообщениями. Анализируют, составляют высказывания, делают выводы. Читают строки из стихов и записывают предложения, анализируют числительные. Слушают песню, отвечают на вопросы. Работа по картине: рассматривают, составляют предложения по картине, связывая с песней «Священная война». Отвечают на вопросы, склоняют числительные, повторив правило. Учащиеся осмысливают информацию, ведут диалог с учителем. Слушают 1 куплет песни на стихи М. Лисянского. Записывают предложение, делают разбор, определяют синтаксическую роль числительных в предложении. Правильно прочитать числительные и записать их словами в предложениях, употребив в нужном падеже. Слушают учителя, записывают предложения, определяют синтаксическую роль числительных.
Зачитывают сведения, правильно употребляя числительные в речи. Сообщения кадетов о героях В.О. войны. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Развитие учебно-языковых и правописных умений 4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 5. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД 1.Выстраивать последовательность действий. 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Соотносить информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД 1. Развитие учебно-языковых и правописных умений 2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
4. Домашнее задание. | 1. Найти цифровые данные о Сталинградской битве 1942-1943 годов. 2. Упр. 617 (с.151) – озаглавить, списать, выделить грамматическую основу предложения (по выбору). | 11. Определяют выбор д/з самостоятельно, уточняют детали. | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
|
5. Итог урока | Предлагает предложения, которые надо дописать, вставив числительные. | 12. Осуществляют рефлексию. | Регулятивные УУД 1. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |