12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Вылекжанина64

Тема урока: «История в числительных». Употребление количественных и порядковых числительных.

Класс: 6

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели: Систематизировать знания о числительном как части речи.

Задачи: 1. Закрепить знания учащихся о морфологических признаках имени числительного.

2. Развивать умения определять синтаксическую роль числительных.

3. Формировать понятие о русском языке как об одной из самых важных национально-культурных ценностей.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 1. Правильно употреблять в речи количественные и порядковые числительные.

2. Научиться склонять числительные.

3. Расширять свой кругозор знаниями о важнейших событиях нашей страны.

Метапредметные: развивать способность извлекать информацию из различных источников: из учебников, мультимедийных презентаций, из сообщений учащихся.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей, моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, элементы исследования, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебники русского языка для 6 класса автора Т.А. Ладыженской, компьютер, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

1. Сообщение темы и цели урока, затем задачи урока.

1. Беседа с учащимися.

1 слайд: Тема нашего урока: «История в числительных», то есть мы попытаемся с вами увидеть, как числительные связаны с историей нашего народа и как эта связь отражена в произведениях искусства.


- Каковы же цели и задачи нашего урока?

Ответы на вопросы учителя.








Формулируют цели и задачи урока.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения


2. Актуализация ранее изученных знаний.

2.1. 2 слайд: Беседа:

- Что мы знаем о числительных?

- Посмотрите в тетради кластер по теме «Имя числительное», который мы уже с вами составили, и попробуйте рассказать о числительных, приводя примеры.

- Давайте сформулируем задачи для себя. 3 слайд.

2.2. 4 слайд: Устанавливает связь между историей и использование числительных на содержании материала о Великой Отечественной войне.

- Итак, история и числительные.

- О чём говорят эти даты? (22 июня 1941 года, 1418 дней, 9 мая 1945 года)

- Давайте составим предложения, употребив эти числительные;

все числительные записываем словами; затем укажите их разряд: количественные или порядковые.

- Как по-другому в истории называют эти годы? (сороковые)

5 слайд: 2.3. Анализ картин о В.О.в.

Работа с кластером















Составление и запись предложений с числительными, их анализ.


Метапредметные УУД

 Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах.

Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.




3. Систематизация знаний.

3.1. Предлагает разнообразные виды работ по употреблению числительных в речи.

3.2. Исправляет орфографические и грамматические ошибки в речи учащихся при употреблении числительных в речи.


6 слайд:

- Скоро ко Дню Победы вам предстоит учить это стихотворение наизусть.

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

(Давид Самойлов)

- Назовите числительные. Какое оно: (порядковое)

- Какое существительное вы бы добавили к этому числительному? (годы)

- Каким членом предложения является числительное? (определение)

- Какие ещё определения использует автор и почему? (рисует военные годы)

- А теперь послушаем известную всем песню «Священная война»



7 слайд – Что вы видите на этой картине?

- Как она согласуется с содержанием песни «Священная война»?

- Зачитайте, запишите это предложение, написав все числительные словами.

- Каким членом предложения является это числительное? (обстоятельство)

8 слайд – Прочитайте воспоминания о первом исполнении песни «Священная война»


Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение…

Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены».

- Почему так нужна была солдатам песня?

- Зачитать предложение: За первые годы войны было создано 100 песен.

- Просклонять словосочетание сто песен.

- Что нужно помнить при склонении числительного сто? (учебник – с. 53 – правило: у числит. 40, 90, 100 – только две формы).


9 слайд: Война была общим горем, и на войну уходили совсем молодые, только что окончившие школу мальчики. Григорий Бакланов, ставший после войны известным писателем, вспоминает:

«В нашем классе мальчиков было столько же, сколько девочек, примерно двадцать человек. После войны осталось только трое, но двое не воевали, а из тех, кто был на фронте, в живых остался я один.

В нашей стране я отношусь к одному из тех поколений, где из десятков в живых остались единицы… Честные, чистые мальчики, такие, как брат мой, как мои погибшие товарищи, в 41-м году жизнями своими преградили фашистам путь к Москве».

- И опять мы видим, что воспоминания о войне не обходятся без числительных.

- О чём говорят нам эти числительные?

(Они необходимы здесь, чтобы показать трагедию целого поколения).


10 слайд: Зачитать заголовок. Что вы знаете о героях-панфиловцах?

(У села Дубосеково на Волоколамском шоссе панфиловцы преградили путь фашистам к Москве, уничтожив 18 танков врага.)

В стихотворении Марка Лисянского «Дорогая моя столица», ставшего песней-гимном Москвы, есть строки о подвиге панфиловцев:

«И в сердцах будут жить 28 самых храбрых твоих сынов…»

- Запишите эти слова. Найдите грамматическую основу предложения.


11 слайд – Зачитать:

21 июля 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР всем участникам этого боя было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).


12 слайд: Звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая звезда» было самым высоким в военные годы.

- Чьи имена здесь представлены? Прочитайте.


13 слайд: Историческая справка: В годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза заслужили 11 603 воина. А дважды Героями стали 104 воина. Замечательные лётчики-истребители Иван Кожедуб и Александр Покрышкин стали трижды Героями Советского Союза. Кожедуб участвовал в 120 воздушных боях и сбил 62 фашистских самолёта, последний - в небе над Берлином. Покрышкин в 156 боях сбил 59 самолётов врага.

- Зачитать, правильно проговаривая числительные.

- О чём говорят эти сведения, выраженные числительными?

Запишите эти предложения, используя таблицу склонения числи-тельных на странице 54, укажите падеж числительных.



14 слайд: Во время Великой Отечественной войны известных и безымянных героев было немало, также немало было и безымянных высот, которые необходимо было взять во что бы то ни стало. В художественном фильме «Тишина» рассказывается об этом. Специально для этого фильма поэтом Михаилом Матусовским написана песня «На безымянной высоте». В ней есть такие строчки: «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят».

- Запишите их.

- А теперь послушайте эту песню.

- Оказывается, у этой песни есть продолжение.

- Послушайте кадетов.

- А теперь в предложении укажите, к какой группе количественных числительных относятся данные (целые числа и собирательные).


15 слайд:

Запишите: До Дня Победы осталось … дня.

Упражняются в различении количественных и порядковых числительных, употреблении их в речи.

Выступают с самостоятельно приготовленными сообщениями.

Анализируют, составляют высказывания, делают выводы.










Читают строки из стихов и записывают предложения, анализируют числительные.









Слушают песню, отвечают на вопросы.




Работа по картине: рассматривают, составляют предложения по картине, связывая с песней «Священная война».






























Отвечают на вопросы, склоняют числительные, повторив правило.



































Учащиеся осмысливают информацию, ведут диалог с учителем.







Слушают 1 куплет песни на стихи М. Лисянского.















Записывают предложение, делают разбор, определяют синтаксическую роль числительных в предложении.

















Правильно прочитать числительные и записать их словами в предложениях, употребив в нужном падеже.























Слушают учителя, записывают предложения, определяют синтаксическую роль числительных.




Зачитывают сведения, правильно употребляя числительные в речи.

Сообщения кадетов о героях В.О. войны.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Развитие учебно-языковых и правописных умений

4. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



Познавательные УУД 1.Выстраивать последовательность действий.

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах.

































Коммуникативные УУД

1.  Развитие учебно-языковых и правописных умений

2. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.




































4. Домашнее задание.

1. Найти цифровые данные о Сталинградской битве 1942-1943 годов.

2. Упр. 617 (с.151) – озаглавить, списать, выделить грамматическую основу предложения (по выбору).

11. Определяют выбор д/з самостоятельно, уточняют детали.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 


5. Итог урока

Предлагает предложения, которые надо дописать, вставив числительные.

12. Осуществляют рефлексию.

Регулятивные УУД 1. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.