Итоговая работа по истории в за I учебное полугодие по теме «Россия и мир в начале XX века»
Итоговая работа по истории в за I учебное полугодие
по теме «Россия и мир в начале XX века».
Пояснение: Работа рассчитана на два академических часа – 90 минут; выполняется в двух вариантах. За каждый правильный ответ выставляется 2 балла.
I вариант.
Назовите не менее трех совпадений процесса формирования монополистического капитализма в России и в странах Западной Европы.
Раскройте понятие:
Экономический уклад ..........................................................................................................................
.............................................................................................................................
.............................................................................................................................
Капиталистическая ( торгово – промышленная ) монополия ..................................... ...........................................................................................................................................................
................................................................................................................................
...................................................................................................................................
Сословие .......................................................................................................................................................
.........................................................................................................................................................
Класс ( социальный) ......................................................................................................................................
.........................................................................................................................................
Самодержавие .................................................................................................................................................
...................................................................................................................................................
Парламентская монархия .................................................................................................. ..........................................................................................................................................................
.................................................................................................................................
Политическая партия ................................................................................................ ..........................................................................................................................................................
.....................................................................................................................................
Профсоюзы .............................................................................................................................. ...........................................................................................................................................................
.........................................................................................................................................................
Революция ( социальная) ................................................................................................................... ...........................................................................................................................................................................................................................................
Почему началась первая Русская революция в России? ( не менее трех причин)
В чем заключались цели и основное содержание Столыпинской аграрной реформы?
Отметьте страны, входившие в состав Антанты в годы I мировой войны:
а) Германия, б) Румыния, в) Сербия, г) Австро – Венгрия, д) Великобритания,
ж) Италия, з) Россия, и) Япония, к) Турция, л) Франция.
Перечислите не менее трех последствий I мировой войны для стран Западной Европы.
Назовите первые декреты Советской власти.
В чем особенности ( не менее трех) индустриализации в СССР в 20 – 30 годы?
Перечислите основные мероприятия «Нового курса» президента США Франклина Д. Рузвельта в 30 – годы.
Причины возникновения фашизма в Италии.
II вариант.
-
Назовите не мене трех отличий процесса формирования монополистического
капитализма в странах Западной Европы и в России.
-
Раскройте понятие:
Экономический уклад ..........................................................................................................................
.............................................................................................................................
.............................................................................................................................
Капиталистическая ( торгово – промышленная ) монополия .............................................. ................................................................................................................................ .................
...................................................................................................................................
Сословие .......................................................................................................................................................
.........................................................................................................................................................
Класс ( социальный) ......................................................................................... ........................... .................. .........................................................................................................................................
Самодержавие .............................................................................................................................. ............................................................................................................................................................
Парламентская монархия ....................................................................................... ................ ....................... .................................................................................................................................
Политическая партия ....................................................................................................................... ..................................................................................................................................................
Профсоюзы ...................................................................................................................................... ................................................................................................................................................................
Революция ( социальная) ................................................................................................................. .............. .....................................................................................................................................................
Какие задачи должна была решить Первая русская революция в России?
Укажите не менее пяти итогов столыпинской аграрной реформы.
Отметьте страны, входившие в состав Тройственного Союза в годы I мировой войны:
а) Германия, б) Румыния, в) Сербия, г) Австро – Венгрия, д) Великобритания,
ж) Италия, з) Россия, и) Япония, к) Турция, л) Франция.
Перечислите не менее трех последствий I мировой войны для России.
Почему Гражданская война в России закончилась победой Советской власти?
( не менее трех причин)
Особенности коллективизации в СССР в 30 – е годы.
В чем заключалась деятельность Национального фронта Франции в 30 –е годы?
Причины возникновения фашизма в Германии.
Возможные ответы:
I вариант.
1вопрос. Ответ: совпадения
-
Страны Западной Европы и Россия находились на этапе модернизации;
Ускоренно шло развитие рынков капитала, труда, товаров и услуг;
Преобладали процессы индустриализации.
II вариант.
1 вопрос. Ответ: отличия
Модернизация России носила «догоняющий» характер;
Огромный сектор экономики России являлся «казенным», т.е. государственным;
Аграрный сектор экономики России находился в стадии феодальных отношений.
2 вопрос.
I, II варианты
А) экономическим укладом называют тип хозяйства, основанный на определенной
форме собственности на средства производства и соответствующие отношения
в ходе этого производства;
Б) сословием принято считать сложившуюся феодальную общественную группу с наследственными правами и обязанностями;
В) капиталистическая монополия – 1) тип фирмы в виде крупного объединения,
которое занимает ведущее положение в определенной отрасли хозяйства,
например, «ЛУКОЙЛ» в Республике Коми: вся нефтедобыча, транспортировка
и переработка нефти принадлежит только этой фирме;
2) это экономическое поведение фирмы, которая производит основную массу
продукции определенного вида.
Г) классом принято называть часть общества, которая характеризуется отношением к собственности на средства производства и участием в общественном разделении труда;
Д) самодержавие – в дореволюционной России форма правления, при которой неограниченная верховная власть царя опиралась на господствующее сословие
помещиков – дворян;
Д) ограниченная монархия – особая разновидность монархической власти, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный
( представительный) орган власти – парламент и независимые суды;
Ж) политическая партия – организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и действующая для завоевания государственной власти или для участия в ее осуществлении;
З) профсоюзы – независимые от государства и от работодателей организации рабочих
для защиты своих экономических и социальных прав;
И) революция – это переход к более прогрессивному способу производства, который
может осуществиться вооруженным путем.
Третий вопрос
I вариант.
Ответ: 1) существующее и нерешенное противоречие между помещичьим
землевладением и малоземельем основной крестьян,
2) противоречие между трудом и капиталом,
3) катастрофический ход русско – японской войны,
4) противоречие между развитым центром и отсталыми национальными
окраинами,
5)нерешенность национального вопроса,
6)отсутствие законодательства о всеобщем начальном образовании;
II вариант.
Ответ: 1) свержение самодержавия и установление буржуазно – демократической
республики,
2) предоставление политических и гражданских прав всему народу,
3) принятие развитого фабрично – заводского законодательства,
4) упразднение сословий,
5) решение национального вопроса на демократической основе,
6) принятие закона о всеобщем начальном образовании.
4 вопрос.
I вариант. Ответ: 1) укрепить социальную базу существующей монархии,
2) помещичье землевладение оставить в неприкосновенности,
3) разрушить общину через появление хозяина – собственника
на земле.
II вариант. Ответ: 1) сельская община сохранилась,
2) усилилось расслоение в деревне,
3) в западных и южных губерниях расширилась прослойка
крестьян – собственников и хуторян,
4) в Сибири появились сотни новых сел и поселков,
5) появилась аграрная кооперация,
6) увеличился экспорт зерна и другой сельхозпродукции
5 вопрос.
1 вариант. Ответ: д, з, л.
II вариант. Ответ: а, г, ж.
6 вопрос.
I вариант. Ответ: 1) распад Австро – Венгерской империи,
2) революция в Германии и свержение императорской власти,
3) укрепление американской экономики.
II вариант. Ответ: 1) ликвидация самодержавия,
2) начало буржуазно – демократических реформ,
3) установление пролетарской диктатуры.
7 вопрос.
I вариант. Ответ: декрет «О мире», декрет «О земле», декрет «О власти».
II вариант. Ответ: 1) единое руководство страной и Красной Армией,
2) крестьяне поддержали Советскую власть, ее декрет «О земле»,
3) население страны в большинстве поддержали борьбу Красной Армии
против иностранной интервенции.
8 вопрос.
I вариант. Ответ: 1) из села взяли основные средства для индустриализации,
2) индустриализация проводилась высокими темпами,
3) привлекался труд дореволюционных и иностранных специалистов.
II вариант. Ответ: 1) коллективизация была массовой, принудительной, безальтернативной,
2) практически полностью уничтожили зажиточных крестьян,
3) плоды индустриализации пришли на село только после 1935 года.
9 вопрос.
I вариант. Ответ: 1) стабилизация банковской системы и финансов, страхование вкладов,
2) программа помощи нуждающимся,
3) организация работ общественного назначения для безработных,
4) закон о регулировании сельского хозяйства,
5) разрешение предпринимателям договариваться об условиях конкуренции,
6) закон о трудовых отношениях ( закон Вагнера), который закрепил
право работников на создание прфсоюзов и участие в забастовках,
7) повышение ставки налогов на свердоходы, наследство и дарение.
II вариант. Ответ: 1) в 1934 – 1935 во Франции был создан антифашистский Народный
фронт, в который вошли социалисты, коммунисты, часть радикальной
партии и антифашисты. Народный фронт через парламент Франции
провел в действие 133 закона, которые изменили общественную жизнь
страны,
2) были запрещены фашистские лиги ( полувоенные организации),
3) рабочие получили право на создание профсоюзов,
4) рабочие могли избрать своего представителя в парламент,
5) рабочая неделя стала 40-часовой,
6) ежегодный оплачиваемый отпуск работнику стал равен 2 неделям,
7) увеличены заработная плата и пособия по безработице,
8) часть продукции фермеров стало покупать правительство
по твердым повышенным ценам,
9) правительство взяло под контроль железные дороги и деятельность
Французского банка.
10 вопрос.
I, II варианты. Ответ:
-
уязвленность национальных чувств итальянцев и немцев после Первой мировой войны,
национализм,
фашисты требовали преобразований в интересах народа: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, пособий и пенсий, ограничение
крупного капитала, участие рабочих в управлении предприятиями ит.д.
к экономическому кризису присоединился – политический: либерально – демократическая власть не ммогла решить ни одну серьезную проблему общества.
Нормы оценивания:
Оценка «5» - 19 – 20 баллов;
Оценка «4» - 16 – 18 баллов;
Оценка «3» - 13 – 15 баллов;
Оценка «2» - меньше 13 баллов.
Источники итоговой работы:
В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков. История. Часть 2. М., Издательство «Академия»,
2015 год;
А.А.левандовский, Ю.Н.Щетинов. История России XX- начале XXI, 11. М., «Просвещение»,
2005 год;
Л.Н.Алексашкина и др. Россия и мир в XX- начале XXI в. М., «Просвещение», 2007.
Покутняя Роза Михайловна