12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ива Маряхина33 |
Итоговая контрольная работа за курс 5 класса по теме: «Цивилизации древнего мира»
Маряхина Ива Петровна, учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № 128» г. Барнаул, Алтайский край
Методическая разработка «Итоговая контрольная работа за курс 5 класса по теме: «Цивилизации древнего мира»
Контрольная работа носит письменный характер, проводится без использования каких бы то ни было источников. Такой способ обеспечивает выявление закрепившихся в памяти знаний учащихся. Обучающимся заранее сообщается тема итоговой работы и разделы ранее изученного материала для повторения. Итоговая работа рассчитана на один урок.
Педагогические цели:
- выявление и оценка уровня общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 класса;
- диагностика достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Цели контрольной работы:
- углубить, систематизировать и закрепить теоретические знания обучающихся по предмету;
- проверить степень усвоения предметной линии «Всеобщая история»;
- выработать умения и навыки поиска и отбора необходимой дополнительной информации в ходе подготовки к проверке знаний, самостоятельного обобщения и краткого, систематизированного изложения материала.
Контрольная работа включает в себя как одно, так и несколько заданий следующего характера:
вопросы на информационную осведомленность (назовите, перечислите, определите, дайте характеристику и т.п.);
вопросы и задания на логическое осмысление информации, конкретизация и оценочные суждения (объясните, поясните, определите, сделайте вывод и т.п.);
задания на практическое применение изучаемой информации (соотнесите, укажите, опишите, составьте и т.п.);
овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
При оценке предметных результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуации и овладение определенными способами действия.
Все задания в итоговой контрольной разработаны в соответствии с видами деятельности, которые применялись на уроках истории в течение учебного года, и, позволяют проверить не только уровень знаний детей, но и степень овладения учащихся новыми видами учебной работы.
Годовая итоговая контрольная работа по теме: «Цивилизации древнего мира»
Вариант 1
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древней Греции.
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Ашшурбанапал, Апеннинский п-ов, г.Ниневия, библиотека, г.Рим, Гай Юлий Цезарь, победа над галлами, Ассирийская держава, р.Евфрат, Италия.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | событие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Оазис, клинопись, демократия, атом, раджа, конфуцианство, патриций, провинция.
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
1792-1750г. до н.э. | Возникновение древних городов в Индии | |
334г. до н.э. | Правление Октавиана Августа | |
30г. до н.э.-14г. н.э. | Начало походов Александра Македонского | |
525г. до н.э. | Правление царя Хаммурапи | |
3 тыс. летие до н.э. | Захват Египта персами |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты).
5. Опишите одно из сражений Первой греко-персидской войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Вариант 2
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древней Индии.
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Дарий I, Царская дорога, Солон, г. Персеполь, г.Афины, Персидская держава, Древняя Греция, реформы, Балканский п-ов, Средняя Азия.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | открытие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Фараон, зиккурат, философия, эллины, варна, фарфор, республика, «вето».
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
X век до н.э. | Народное восстание в Египте | |
около 1750г. до н.э. | Появление первых государств в Китае | |
II тыс.лет до н.э. | Изгнание царя, установление республики в Риме | |
323г.до н.э. | Царство Давидаи Соломона | |
509г. до н.э. | Смерть Александра Македонского |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты)
5. Опишите одно из сражений Первой Пунической войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Вариант 3
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древнем Китае.
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Хаммурапи, г.Спарта, Эврибиад, г.Вавилон, Пелопоннес, лаконичная речь, р.Тигр, законы на камне, Междуречье, Древняя Греция.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | открытие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Иероглиф, сатрапия, акрополь, триера, брахман, Великая стена, империя, Сенат.
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
II тыс.летие до н.э. | Захват Рима галлами | |
221г. до н.э. | Завоевания Тутмоса III | |
539г. до н.э. | Появление первых государств на о-ве Крит | |
XV век до н.э. | Взятие Вавилона персами | |
390г. до н.э. | Объединение Китая при Цинь Шихуане |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты).
5. Опишите одно из сражений Второй Пунической войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Вариант 4
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древнем Риме.
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Индия, Хеопс, р.Ганг, г.Паталипутра, Египет, шахматы, пирамиды, Ашока, р.Нил, г.Мемфис.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | открытие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Папирус, Царская дорога, олигархия, остракизм, рупия, гунны, плебей, консул.
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
IX век до н.э. | Объединение Китая в единое государства | |
146г. до н.э. | Переселение дорийцев | |
XII век до н.э. | Преобразования фараона Эхнатона | |
XIV век до н.э. | Основание Карфагена финикийцами | |
221г. до н.э. | Разрушение римлянами Коринфа и Карфагена |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты).
5. Опишите одно из сражений Второй греко-персидской войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Вариант 5
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древнем Египте.
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Финикия, компас, Мелькарт, Китай, г.Сидон, Ливанские горы, алфавит, Конфуций, р.Янцзы, г.Саньян.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | открытие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Вельможа, ассирийцы, тиран, гимнасий, буддизм, «ли», диктатор, форум.
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
около 1200г. до н.э. | Возникновение державы Маурьев | |
1600г. до н.э. | Взятие Иерусалима Навуходоносором | |
330г. н.э. | Троянская война | |
III век до н.э. | Перенесение столицы в Константинополь | |
587г. до н.э. | Освобождение Египта от гиксосов |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты).
5. Опишите одно из сражений Третьей Пунической войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Вариант 6
1. Поясните, как повлияли природно-климатические условия на занятия людей в Древней Вавилонии (Месопотамия, Междуречье).
2. Соотнесите слова в соответствие со столбцами таблицы:
Италия, ФилиппII, земельный закон, Тиберий Гракх, «Гордиев узел», Македония, г.Иссы, Балканский п-ов, г.Карфаген, Западное Средиземноморье.
№ | страна | геогр.объект | город | личность | открытие |
1 | |||||
2 |
3. Объясните (дайте определения) терминам, с указанием государства, в котором он впервые был употреблен:
Саркофаг, дарик, Ареопаг, стратег, джунгли, арбалет, народный трибун, италики.
4. Соотнесите даты и события, выстроив их в хронологическом порядке.
№ п/п | дата | событие |
VIII-VII века до н.э. | Народное восстание в Египте | |
594г. до н.э. | Реформы Солона в Афинах | |
753г. до н.э. | Ассирийская военная держава | |
1750г. до н.э. | Объединение Индии в единое государство | |
III век до н.э. | Основание Рима |
*(Доп.балл: начертите линию времени и укажите на ней перечисленные даты).
5. Опишите одно из сражений Пелопоннесской войны по плану:
- Дата (год), название битвы;
- Исторические личности (противники);
- Где происходило;
- Итог.
Результативность
Разноуровневые задания позволяют обучающимся не только показать свои знания, но и проявить свои аналитические способности, логику, а также новые умения: ориентироваться в историко-географическом пространстве, обобщать, соотносить и систематизировать исторические данные, соблюдать принцип хронологизации, работать с «лентой времени», делать выводы, находить причинно-следственные связи.
Критерии оценки
За пять заданий итоговой работы учащийся может набрать 25 баллов.
1-е задание – 4 балла (правильное описание природно-климатических условий, названы основные занятия людей);
2-е задание – 4 балла (верно соотнесены объекты обеих стран);
3-е задание – 4 балла (даны все определения, верно указаны цивилизации, где впервые термин был использован);
4-е задание – 5 баллов + 1 балл за выполнение дополнительного пункта (верно соотнесены все даты и события и произведена расстановка номера по порядку в соответствие с хронологией);
5-е задание - 7 баллов (по баллу за каждый правильный ответ в пунктах);
Выставление оценок
Оценка «5» (отлично) – 22-25 баллов;
Оценка «4» (хорошо) – 18-21 балл;
Оценка «3» (удовлетворительно) – 13-17 баллов;
Оценка «2» (неудовлетворительно) – 12 баллов и ниже.