Итоговая проектная работа по внеурочной деятельности «Земли родимый уголок» (5–7 классы)
Филиал МБОУ «СОШ с.Красавка» в селе Полтавка
Итоговая проектная работа
по внеурочной деятельности
учащихся 5-7 классов
по теме
«Земли родной уголок»
Направление:
Цель: Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине.
Подведение итогов проекта «Земли родной уголок».
Задачи
Образовательные: расширить знания учащихся о родном селе через самостоятельный поиск информации.
Развивающие: развивать творческие способности детей через участие в различных видах творческой деятельности.
Воспитательные: способствовать воспитанию патриотических чувств (гордости за свое село, любви к нему).
Здоровьесберегающие: учиться планированию учебной деятельности, совмещению различных видов деятельности.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Познавательные
воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач
Регулятивные
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Коммуникативные
умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию
Личностные
формирование внутренней позиции обучающегося, адекватной мотивации деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение способствовать воспитанию любви к родному селу;
Оборудование: компьютер
На доске записаны пословицы, который учащимся нужно будет «собрать» из двух частей:
Родная сторона – мать, что соловей без песни.
Человек без Родины, расставаясь с Родиной – всю жизнь.
Расставаясь с другом, плачут семь лет; а чужая – мачеха.
Родина – мать, как мать любимую.
Вопросы, направляющие проект: Основополагающий вопрос
Что такое «малая родина»?
Проблемные вопросы
Для чего нужно знать историю родного села?
Сможет ли человек прожить без Родины?
Что значит «любить свою Родину»?
Этапы проекта:
1. Знакомство с темой, постановка цели и задач проекта.
2. Самостоятельный поиск информации - ответов на основные вопросы проекта.
3. Учебная экскурсия (посещение и фотографирование достопримечательностей села).
4. Написание мини-сочинений о своем родном поселке, рисование, разучивание стихов и пословиц о Родине.
5. Защита проекта – открытое мероприятие «Земли родной уголок».
Цель:Подведение итогов проекта «Земли родной уголок».
Задачи:
1) уточнение понятия «малая родина», формирование представлений о значении родины в жизни человека;
2) способствовать воспитанию любви к родному селу;
3) развивать мышление, память, восприятие детей.
Ход мероприятия:
Учитель: Ребята, сегодня мы подводим итоги нашего проекта «Земли родной уголок». Давайте поприветствуем наших гостей: родителей и учителей, которых мы пригласили в наш класс. А посвятим мы наше мероприятие родному поселку.
Все мы живем в огромной прекрасной стране – России. И должны любить ее всем сердцем, потому что, как сказал великий писатель и педагог К. Д. Ушинский, «одна у человека мать, одна у него и Родина». Но любовь к родной стране начинается с любви к своему городу, поселку, к родному лесу и реке. Об этом я и хотела бы с вами поговорить.
Ребята, что же такое «малая родина»? Что вы узнали о своем родном поселке во время работы над проектом? Сейчас у каждого будет возможность поделиться полученными знаниями.
Защита проектов.
Каждому из вас, я думаю дорого все, что связано с его родиной. И купание в реке, и собирание грибов, ягод, и даже игры на детской площадке. И многие поэты писали о том чувстве, которое не проходит с годами. Давайте послушаем стихи, которые приготовили ваши одноклассники.
Дети читают стихи.
Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки –березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И соседней ткацкой фабрики
Громкий утренний гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Ребята, как вы считаете, человек сможет жить без Родины? Почему?
Действительно, человек без Родины жить не сможет. Об этом говорит вековая народная мудрость, отраженная в пословицах русского народа. Давайте «соберем» пословицы о Родине. Как вы понимаете их значение?
(Дети «собирают» пословицы из частей, объясняют их значение.)
Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, многое узнали во время работы над проектом. И каждый из вас уяснил для себя, что такое его малая родина, и как она ему дорога.
А завершит наш разговор песня «С чего начинается Родина?», которую написали В. Баснер и М. Матусовский. Послушайте ее внимательно
Сочинение «Улицы села»
Мое село - это моя родина. Здесь живут мои родные и близкие, здесь мои друзья. Мое село называется Полтавка. Село находится на самом краю Саратовской области. В нем есть три магазина, клуб, медпункт, детская площадка, библиотека и ,конечно, наша школа. В нашем небольшом селе всего несколько улиц. У них есть официальные названия: улица Ленина, улица Набережная, улица Новая. Но есть и другие названия, которые я часто слышал, но не знал, почему так говорят. Я решил провести исследование. Я расспрашивал вначале ребят в школе, но они тоже не знали. Тогда я решил поговорить с бабушкой и дедушкой. От них я узнал все об этих необычных названиях.
Улица Набережная по-другому называется Сурочий, иногда – Сорочий. Это название пошло от большого количества сурков, которые всегда жили в той стороне села. Так же стали называть пруд.
Улица Новая получила такое название, потому что была построена в современное время, а остальным улицам уже очень много лет.
Улица Ленина тянется через все село и делится на несколько частей: «Катериновка» (так ее назвали, потому что в одно время на небольшом участке жили сразу несколько женщин по имени Катерина), «Интенхоз» (когда-то было такое слово –интернациональное хозяйство, в шутку так называли часть улицы, где жили рядом люди разных национальностей), «Центр» (это центральная часть села, где всегда был магазин, контора, школа).
Вот так теперь я точно знаю, почему знакомые улицы имеют еще одно название.
Сочинение «Ветераны войны»
Родился Кибкало Лука Моисеевич 2 января 1923 года в селе Мушина, в Полтавской области . В 10 лет остался сиротой . Когда умерли родители , жил с сестрой Соней в селе Полтавке . Ушёл на фронт в 1942 году и прошёл со своими боевыми товарищами через все испытания .Начал он воинскую службу в должности заместителя командира отделения стрелкового полка , затем был назначен командиром отделения . Участвовал в боях на Курской дуге , награждён орденом Красной Звезды, орденом Сталина, орденом Отечественной войны 1 -й степени, медалью " За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." , медалью Жукова , имеет ряд юбилейных медалей .
После войны мой прадед работал председателем сельского Совета , заведующим молочно-товарной фермой , заместителем председателя по культурно - массовой работе ,бригадиром полеводческой бригады , учетчиком, на других работах . В 1948 году прадедушка женился на Матрене Федоровне. Они прожили 53 счастливых года, воспитали дочь Лену и сына Виктора, дождались внуков - Инну , Олесю и Лешу .
К сожалению , 26 июля 2001 года прадедушки не стало. Он похоронен в городе Тольятти . В последние годы он тяжело болел , давали о себе знать старые раны. Мне не довелось его увидеть , но наша семья всегда будет помнить о его трудной судьбе , о честно выполненном долге перед Родиной .
С каждым днём всё меньше становится ветеранов Великой Отечественной войны . Мы свято храним память обо всех , кто принёс нашей стране освобождение и Победы . Я хочу , чтобы больше никогда не было войны !
Сочинение «Люди моего села»
Ряснянский Юрий Алексеевич родился 18 апреля в 1961 году в посёлке Октябрский ,сейчас этого посёлка уже нет . Как всё начиналось. Был он обычным мальчиком , который играл, веселился ,иногда дрался , но в школе был отличником . Но вот он подрос, закончил школу и поступил учиться в сельскохозяйственный институт в городе Саратове, выбрав профессию инженера. В 1982 году он встретил свою судьбу , Ряснянскую Ольгу Васильевну. Молодая семья отправилась в село Крийнички .Здесь Юрий Алексеевич работал инженером в колхозе 9 лет . В 1994 году ему предложили стать председателем колхоза в селе Воронино , Низовке и в Полтавке . Он подумал и решил выбрать Полтавку . Его избрали председателем колхоза на выборах общим собранием колхозников в марте 1994 года . После этого он стал председателем колхоза и переехал жить в Полтавку со своей женой . Раньше не было свободных домов и им пришлось строить дом . Вот они построили дом , а с колхозом дела шли не очень .Не хватало зерна , пшеницы , кукурузы , подсолнуха , гречки , яровой и т .д . Но постепенно дело сдвинулось, стало восстанавливаться хозяйство . Начали приобретать новые оборудование комбайны , машины и т .д . Начали преобретать качественные зерновые культуры .
В Полтавке он живёт уже 21 год и его семья увеличилась :женился сын, родилась внучка. Его сын работает инженером в хозяйстве , а его внучка учится в нашей школе . Для села он делает очень много : помогает школе , помогает устроить праздники , помогает людям села . Юрий Алексеевич очень хороший человек
Сочинение «Национальные религиозные и светские праздники нашего села»
Наше село Полтавка многонациональное. Здесь живут русские, украинцы, белорусы, дагестанцы, чуваши. У каждого народа есть свои религиозные праздники и обряды. Их обязательно соблюдают в семьях и празднуют. Но многие праздники в нашем селе любят и празднуют все семьи. Называются они по-разному, но похожи по сути. Это Новый год, Рождество, Святки, Крещение, Масленица и другие. Есть также праздники светские : день Урожая, Восьмое марта, день Пожилого человека, праздник Победы - 9 Мая. На них приходят все жители села ,независимо от национальности и религии.
Особенно любят в нашем селе праздник Масленица. Это весёлый, дружный, весенний праздник. В селе его отмечают в последний день недели перед Великим постом. Провожают зиму. Все веселятся, радуются, играют в разные игры , выигрывают призы. Все друг друга поздравляют с Масленицей. Люди ходят друг к другу в гости. На Масленицу всегда бывает концерт. Многие люди выступают: поют, танцуют, рассказывают стихи, выступают в смешных сценках. Все люди нашего села радуются и веселятся. Всем нравится праздник Масленица. Он объединяет всех нас
Сочинение «Человек без роду – что дерево без корней»
На внеурочных занятиях « Моя малая Родина» мы узнавали о том, как возникло наше село ,об истории названия улиц села . Рисовали различные иллюстрации : улиц , праздников , достопримечательности, интересные здания . Узнавали о солдатах ,ушедших на войну из нашего села во время Великой Отечественной войны, искали биографию солдат , тружеников тыла , детей войны. Собирали информацию о реликвиях семей . Писали о учителях, работавших и работающих в нашей школе.
Эти занятия помогли мне посмотреть на родное село по- другому. Я понял, что важно знать и помнить историю села, семьи и передавать свои знания потом своим детям. Я решил попробовать построить родословное дерево нашей семьи. Когда я начал собирать сведения, то оказалось, что это не так просто: родители и дедушки- бабушки многое не могли вспомнить. Но все – таки мне удалось узнать кое-что новое для себя и построить родословное древо нашей семьи.
Сочинение « Наша школа»
В нашем селе есть школа, в которой я учусь. Она небольшая. В школе меня многому учили и ещё многому научат. В нашей школе учились мои родители, многие знакомые и родители моих друзей. Наша школа и её территория очень красивая. Все праздники мы отмечаем в школе, выступаем на сцене. Учителя школы очень добрые, весёлые, но требовательные и всегда на позитиве. Я очень люблю свою школу. Но я никогда не задумывался о том, какой была школа много лет назад. Когда я получил задание узнать историю школы, то я подумал, кто мне может помочь. Я решил поговорить с учителями, родителями, старшими братьями. Из их рассказов я узнал очень много нового для себя.
Школа, в которой мы сейчас учимся, была построена в 1985 году, а до этого дети учились в старом маленьком здании. Конечно, все были рады учиться в новой школе. За эти годы в школе работало очень много разных учителей. Некоторые проработали совсем немного и уехали, а кто-то прожил здесь всю жизнь. Я составил список всех учителей, которые здесь работали и работают, а так же узнал, есть в нашем селе ветераны
Конечно, все уважают учителей в селе, ведь они научили свех, кто сейчас работает в нашем селе.
Учителя , работавшие в школе с.Полтавка,
с 1986 по 2016 год
Сочинение «Сохраним свой край»
Я родилась и живу в селе Полтавка. Это моя малая Родина. Здесь росту, учусь, здесь все мои самые близкие люди. Наше село небольшое. Появилось оно в 1809 году, когда сюда приехали переселенцы с Украины. Им понравились эти места : широкие поля, глубокие чистые пруды, простор. С тех пор прошло много лет, все изменилось, все стало другим. Поля обрабатывают современные машины, построены новые красивые дома и люди с удовольствием здесь живут, трудятся, отдыхают. Конечно, есть много проблем, которые надо решать. Например, когда- то глубокие пруды обмелели и требуют очистки. Нужен ремонт дорог, хорошо бы добавить зеленых насаждений. Ведь все это нужно, чтобы наше село было живым еще много-много лет. Нам есть что сохранять : в наших местах живу птицы, занесенные в « Красную книгу» - дрофы, на прудах из года в год гнездятся лебеди, наши пруды любят рыбаки не только села, района, но и других мест. Я очень хочу, чтобы наше село сохранилось и буду делать все, что смогу для этого сама.
Результативность: проект реализуется в рамках программы внеурочной деятельности и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса к своей малой родине, развитие творческих способностей детей. Проект расширил знания учащихся о своем селе, помог узнать больше о его истории, обратил внимание на красоту родной местности. В процессе работы учащиеся познакомились с традициями и национальным составом жителей села, нарисовали рисунки на тему «Село мое родное», разучили стихи и пословицы о Родине, написали сочинения о своей малой родине, составили родословную семьи, изучили историю школы, подробно познакомились с жизнью уважаемых односельчан, учились исследовать, общаться с людьми различных возрастов, собирать самостоятельно информацию и обобщать ее.
Литература: «Красная книга» Саратовской области;
«Книга памяти»;