Проверочная работа по истории в 6 классе «Универсальные учебные действия»

17
4
Материал опубликован 23 May 2017
Универсальные учебные действия.

Вариант 1.

1. Дайте определение понятиям.

Барщина-

Полюдье-

Князь-

Крестьянин-

Ярлык-

2. По какому признаку объединены ряды?

Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Красное Солнышко.

Перун, Сварог, Ярило, Макошь.

3. Из представленных слов составьте схему:

Закуп, зависимое население, рядович, холоп.

4. Представьте текст в виде схемы.

Древние славяне занимались земледелием. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему, а в степной зоне залежную или переложную систему земледелия. Славяне выращивали коз, лошадей, коров. Так как славяне селились по берегам рек, то мужчины занимались рыболовством. В лесах собирали ягоды, грибы, орехи. Очень ценили мед диких пчел, поэтому занимались бортничеством. Было развито и ремесло: занимались кузнечным делом, ткачеством, изготавливали посуду.

5. Работа с текстом.

Недобрая это дань, княже

        После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих, в лесах и сказали:

        - Платите нам дань.  

Посовещались поляне, и дали от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:

- Вот, нашли мы новую дань.

Те же спросили:

- Откуда?

Они же ответили:

- В лесу, на горах, над рекою Днепром.

Опять спросили старцы хазарские:

-А что дали?

Они же показали мечи.

И сказали старцы:

- Недобрая это  дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель.

        И сбылось все: сперва властвовали, после же над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.

  1. Почему дань полян показалась хазарам недоброй?
  2. Кем является летописец Нестор в данном случае6 современником события или потомком?
  3. Попробуй по проговоркам летописца и по его версиям событий определить, на чьей стороне он находится, кому симпатизирует.


 

Универсальные учебные действия.

Вариант 2.

1. Дайте определение понятиям.

Оброк-

Повоз-

Воевода-

Ремесленник-

Баскак-

2. По какому признаку объединены ряды?

Чингисхан, Батый, Мамай, Ахмат.

Земледелие, бортничество, скотоводство, ткачество.

3. Из представленных слов составьте схему:

Летопись, былина, жанры древнерусской литературы, поучение, житие.

4. Представьте текст в виде схемы.

Основная масса жителей Руси была свободной. Их называли людьми. Часть населения была зависимой. В древнерусских источниках упоминаются смерды – зависимые от князя крестьяне. Лично зависимыми были закупы – люди, задолжавшие знатным людям и обязанные отработать долг. Были и рядовичи, заключившие договор со знатными людьми. На положении рабов находились холопы.

5. Работа с текстом.

Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо

        И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.

        В лето 6453 (945). Сказала дружина Игорю:

- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги.  Пойдем, княже, с нами за данью, и ты добудешь, и мы.

        И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.

        Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:

- Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.

И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая больше богатства.

        Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:

- Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его.

Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.

        И послали к нему, говоря:

-Почто идешь опять? Забрал уже всю дань.

И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в древлянской земле, и до сего дня.

  1. Что можно сказать по этому легендарному рассказу об отношениях между славянскими племенами?
  2. Попробуй извлечь из этого текста то, что относится к версии летописца.
  3. Как относится летописец к князю Игорю?

 

Тексты для работы в п.5 взяты с сайта http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/04/04/rabota-s-tekstovoy-informatsiey-na-urokah-istorii-rus-drevnyaya

№ 1 проверяется умение давать определение понятиям.

№ 2 проверяется умение делать обобщение.

№ 3 проверяется умение составлять схемы и выделять обобщающее слово.

№ 4 проверяется умение составлять конспект в виде схемы.

№ 5 умение работать с текстом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мне понравились формулировки заданий 4 и 3. Попробую применить.

23 May 2017

Это шажок к карте понятия. Если можно, совет: Схема - это определенным образом выстроенные понятия, соединенные стрелками. Стрелки заменяют глаголы. Если это сказать детям, количество понимающих, что делать, увеличивается. ))))

24 May 2017

Спасибо за совет.

24 May 2017

Мне все задания понравились! Самой было интересно ответить! Спасибо большое.

29 May 2017