12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск
Универсальные учебные действия.

Вариант 1.

1. Дайте определение понятиям.

Барщина-

Полюдье-

Князь-

Крестьянин-

Ярлык-

2. По какому признаку объединены ряды?

Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Красное Солнышко.

Перун, Сварог, Ярило, Макошь.

3. Из представленных слов составьте схему:

Закуп, зависимое население, рядович, холоп.

4. Представьте текст в виде схемы.

Древние славяне занимались земледелием. В лесной зоне использовали подсечно-огневую систему, а в степной зоне залежную или переложную систему земледелия. Славяне выращивали коз, лошадей, коров. Так как славяне селились по берегам рек, то мужчины занимались рыболовством. В лесах собирали ягоды, грибы, орехи. Очень ценили мед диких пчел, поэтому занимались бортничеством. Было развито и ремесло: занимались кузнечным делом, ткачеством, изготавливали посуду.

5. Работа с текстом.

Недобрая это дань, княже

        После смерти трех братьев стали обижать полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары на горах этих, в лесах и сказали:

        - Платите нам дань.  

Посовещались поляне, и дали от дыма по мечу. И отнесли хазары мечи к князю своему и к старейшинам своим и сказали им:

- Вот, нашли мы новую дань.

Те же спросили:

- Откуда?

Они же ответили:

- В лесу, на горах, над рекою Днепром.

Опять спросили старцы хазарские:

-А что дали?

Они же показали мечи.

И сказали старцы:

- Недобрая это  дань, княже. Мы доискались ее оружием, острым с одной стороны, - саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Придет день, когда они будут собирать дань и с нас и с иных земель.

        И сбылось все: сперва властвовали, после же над самими властвуют, ибо владеют русские князья хазарами и до нынешнего дня.

  1. Почему дань полян показалась хазарам недоброй?
  2. Кем является летописец Нестор в данном случае6 современником события или потомком?
  3. Попробуй по проговоркам летописца и по его версиям событий определить, на чьей стороне он находится, кому симпатизирует.


 

Универсальные учебные действия.

Вариант 2.

1. Дайте определение понятиям.

Оброк-

Повоз-

Воевода-

Ремесленник-

Баскак-

2. По какому признаку объединены ряды?

Чингисхан, Батый, Мамай, Ахмат.

Земледелие, бортничество, скотоводство, ткачество.

3. Из представленных слов составьте схему:

Летопись, былина, жанры древнерусской литературы, поучение, житие.

4. Представьте текст в виде схемы.

Основная масса жителей Руси была свободной. Их называли людьми. Часть населения была зависимой. В древнерусских источниках упоминаются смерды – зависимые от князя крестьяне. Лично зависимыми были закупы – люди, задолжавшие знатным людям и обязанные отработать долг. Были и рядовичи, заключившие договор со знатными людьми. На положении рабов находились холопы.

5. Работа с текстом.

Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо

        И стал Игорь замышлять поход на древлян, желая взять с них больше дани.

        В лето 6453 (945). Сказала дружина Игорю:

- Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги.  Пойдем, княже, с нами за данью, и ты добудешь, и мы.

        И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его.

        Взяв дань, пошел Игорь в свой город. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал дружине своей:

- Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще.

И отпустил дружину свою домой, а сам с малой дружиной возвратился, желая больше богатства.

        Древляне же, услышав, что идет опять, держали совет с князем своим Малом:

- Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо, пока не убьют его.

Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит.

        И послали к нему, говоря:

-Почто идешь опять? Забрал уже всю дань.

И не послушал их Игорь. И, выйдя из города Искоростеня, древляне убили Игоря и дружину его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня, в древлянской земле, и до сего дня.

  1. Что можно сказать по этому легендарному рассказу об отношениях между славянскими племенами?
  2. Попробуй извлечь из этого текста то, что относится к версии летописца.
  3. Как относится летописец к князю Игорю?

 

Тексты для работы в п.5 взяты с сайта http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2016/04/04/rabota-s-tekstovoy-informatsiey-na-urokah-istorii-rus-drevnyaya

№ 1 проверяется умение давать определение понятиям.

№ 2 проверяется умение делать обобщение.

№ 3 проверяется умение составлять схемы и выделять обобщающее слово.

№ 4 проверяется умение составлять конспект в виде схемы.

№ 5 умение работать с текстом.

Опубликовано


Комментарии (4)

власова Наталья Николаевна, 23.05.17 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Мне понравились формулировки заданий 4 и 3. Попробую применить.
Лихина Елена Викторовна, 24.05.17 в 02:12 1Ответить Пожаловаться
Это шажок к карте понятия. Если можно, совет: Схема - это определенным образом выстроенные понятия, соединенные стрелками. Стрелки заменяют глаголы. Если это сказать детям, количество понимающих, что делать, увеличивается. ))))
Осипова Ольга Васильевна, 29.05.17 в 19:16 1Ответить Пожаловаться
Мне все задания понравились! Самой было интересно ответить! Спасибо большое.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.