Смысловое чтение как показатель сформированности метапредметных учебных действий

6
5
Материал опубликован 18 May 2016 в группе
Терехова Я.И., учитель начальных классов

МБОУ лицей №81 г. Новосибирска

С введением ФГОС появилась новая цель в образовании. В связи с этим изменились и требования, и содержание. Конечно же, в алфавите не стало больше букв и таблицу умножения по-прежнему изучают… Но изменилось значение этих знаний. Теперь не так важно, что ребенок знает, важно, что он умеет с этим делать, умеет ли он применять эти знания. Соответственно изменились или появились новые технологии, новые средства обучения. Все это предполагает достижение новых результатов (не только предметных, но и личностных и метапредметных).

Обратимся к системе оценки качества образования. Она ориентирована на три блока:

  • Оценка достижения планируемых результатов (предметных, метапредметных и личностных);
  • Оценка деятельности педагогических кадров;
  • И оценка деятельности системы образования.

Мы остановимся только на метапредметных результатах.

Система оценки в течение 3-х лет разрабатывалась при участии 33-х регионов страны. Результатом стала модель в соответствии с ФГОС «Основные особенности новой системы оценки образовательных достижений»:

Комплексная оценка достижения планируемых результатов (впервые обязательны все три направления оценки, не только предметные);

Характеристика заданий (на что они ориентированы: не на проверку освоения знаний и умений, а на способность применять полученные знания и умения на уроках для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач);

Третье направление – это использование стандартизированных измерительных материалов (апробированных, обладающих надежными характеристиками). Текущий контроль может осуществляться на основе измерительных материалов, которые определяет для своего класса сам учитель. Но на этапе итогового контроля (когда определяется индивидуальная траектория развития ребенка при переходе с одной ступени на другую, при переходе в класс с углубленным изучением предметов, в профильный класс, при поступлении в ВУЗ и т.д.) необходимо использовать только стандартизированные измерительные материалы;

Ориентация полученных результатов на управление качеством образования.

Существует три подхода, реализуемых системой оценки в соответствии с ФГОС

Системно-деятельностный (оценка в трех направлениях – личностный, метапредметный, предметный – важно показать, применить на практике полученные знания, например, не просто знать правила поведения, но и вести себя в соответствии с этими правилами)

Уровневый (служит основой для организации индивидуальной работы с ребенком,

реализуется за счет фиксации различных уровней достижения учащимися планируемых результатов (базового, ниже базового, выше базового)(Слайд 8)

Комплексный (учитель использует комплекс оценочных процедур – стартовую оценку, промежуточную, текущую, тематическую, что является основой оценки динамики индивидуальных образовательных достижений, а также для итоговой оценки (в начальной школе в конце 4 класса) ).

Оценка может осуществляться в процессе выполнения метапредметных действий (планирование, способ действия каждого ученика в группе, коммуникация при взаимодействии) или по результатам (выполнение проекта, его продукт, результат исследования или результат письменной работы). Это диктует необходимость создания, осуществления двух процедур: оценки по результатам и оценки в процессе (например, смысловое чтение и работа с информацией и проектная деятельность).

Объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:

-способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

-способность работать с информацией;

-способность к сотрудничеству и коммуникации;

-способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

-способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

-способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Наиболее адекватные формы оценки метапредметных результатов:

- оценка читательной грамотности – письменная работа на межпредметной основе;

- оценка ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной

(компьютеризованной) частью;

- оценка сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.

(+ все профессиональные психолого-педагогические исследования).

Если о проектной деятельности в целом и о проектных задачах в частности мы довольно часто слышим в последние годы, внедряем, используем, оцениваем результаты этой деятельности (метапредметные), то, напротив, очень редко говорим о значимости смыслового чтения, о формировании типа правильной читательской деятельности, читательской грамотности, об оценке этих умений. Ведь именно эти умения являются одним из важнейших показателей сформированности метапредметных учебных действий.

Оценка читательской грамотности, чтения и понимания текстов:

с опорой на текст (умение найти и извлечь информацию; интегрировать и интерпретировать сообщения текста) – эти умения у учащихся должны быть сформированы к концу 4 класса. Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход обучения чтению к чтению для обучения. («Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» ч.1, с.167 М. Просвещение 2011 г.)

опора на внетекстовое знание (умение осмыслить и оценить): 1) содержание текста, 2) форму текста) – формируются в основной школе.

Однако, сравнительные результаты учащихся 4, 6, 9 классов (по стране) показали, что 4 и 6 класс практическими не отличаются результатами, т.е. при переходе из начальной школы в среднее звено развитие читательской деятельности учащихся остановилось, а по некоторым показателям в 6 классах даже снизилось. В 9 классе мы видим некоторое развитие, но оно незначительное, около 10% и, по данным психологов, обусловлено физиологическими изменениями и развитием учащихся.

Но ведь именно при переходе в 5 класс ребята сталкиваются с большим объемом информации, представленным текстами учебников. Текстами совершенно разными: сжатыми, с большим количеством формул, схем, таблиц, карт, наполненных терминологией, со ссылками на дополнительные источники информации (словари, атласы, чертежи и т.д.). И необходимо понимать, что работать с такими текстами нужно по-разному, а значит мы, учителя, должны учить добывать информацию из разного вида текстов школьных учебников. Ведь тексты в учебнике по физике отличаются от текстов в учебнике по географии или истории.

Основой итоговой работы за курс начальной школы является текст.

Смысловое чтение и работа с текстом в итоговой работе оценивается по трем шкалам

Общее понимание, ориентация в тексте

Детальное понимание содержания и формы текста

Выход за рамки текста, его использование для решения разнообразных задач

Группа 1. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает в себя поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной идеи).

Группа 2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает в себя анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений, например, определить, с какой целью написан текст.)

Группа 3. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.)

Только осуществляя преемственность, выполняя все требования ФГОС, меняя подходы к обучению по новым стандартам, мы дадим возможность учащимся овладеть более высокими читательскими способностями и, соответственно, повысить качество образования.

Комментарии

Спасибо! Везде по крупицам собираю эту информацию!

20 May 2016

Я тоже, пока не увидела вебинар,где все ясно и понятно объяснили что это и зачем это надо. Другой вопрос как добиться понимания текста учащимися? Как научить их работать с разными видами текста,ведь тексты учебников истории и физики- это большая разница... Одни учителя практикуют пересказ параграфа учащимися,а другие вообще не используют текст учебника,преподносят готовую информацию... И что делать ученику,оставшись один на один с учебником или диагностической работой,в основе которой- текст...

20 May 2016

Людмила Васильевна! Очень приятно,что Вы оценили мою статью! Поделитесь,пожалуйста,опытом,как Вы с детками работаете над текстом?

25 May 2016

Случайно в дискуссии перешла на Вашу страницу. Как филолог всегда внимательно прочитываю статьи, посвящённые работе с текстами. Не знаю, помогут ли мои советы?.. Сейчас я в началке (Из 23 8-ой год). Всегда читают с карандашом! Если стих-е - выделяют худ.средства ("необычные слова"), если рассказ - ключевые слова. Обязательна работа со словарём (ответственный за словарь - по очереди). Обязательно - 3 вопроса соседу по содержанию. Перечислять можно долго, но уже поздно - пошла читать любимую книгу.

18 October 2018

Похожие публикации