Итоговый урок по географии на тему «Внутренние воды России» (8 класс)
МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Методическая разработка урока географии
в 8 классе
по теме: «Внутренние воды России»
(итоговый урок)
Автор: Горина Любовь Михайловна,
учитель географии и экологии
МОУ «Макаровская средняя
общеобразовательная школа
Ртищевского района
Саратовской области»
2015-2016 учебный год
ТЕМА: Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»
Цели и задачи урока:
Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).
Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).
Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».
Оборудование: физическая карта России, атласы, карточки со схемами, таблицы, контурные карты.
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма проведения: урок – соревнование.
Ход урока.
Оргмомент.
Сообщение темы и цели урока.
-Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? (Внутренние воды России)
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.
Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).
И вместе с тем узнали очень много новых понятий.
Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.
Задание №1
Начнем мы с игры «термин- понятие»
1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
2. падение реки - превышение истока реки над устьем.
3.режим реки - распределение стока реки в течение года
4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.
5. сель – грязекаменные потоки.
6. межень – низкий уровень воды в реке.
7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.
8. многолетняя мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.
9. болото – переувлажненный участок местности
10. водохранилище. - крупные искусственные водоемы созданные на реках.
11. уклон реки- отношение падения к длине реки
12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.
Что называется рекой?
Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание №2
Следующее задание будет таким (работа по карточке)
Покажите реку на карте и назовите ее притоки.
Докажите, что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.
3адание №3: работа в контурных картах
Поработаем с контурной картой, откройте страницу 44 в рабочей тетради, я буду называть вам реки и озера, а вы их подписывайте на к\к
I вариант |
II вариант |
1. Волга |
1. Печора |
2. Обь |
2. Иртыш |
3. Енисей |
3. Лена |
4. Яна |
4. Индигирка |
5. Онежское озеро |
5. Ладожское озеро |
6. озеро Байкал |
6. Каспийское море-озеро |
7. Амур |
7. Дон |
8. Западная Двина |
8. Северная Двина |
9. Кубань |
9. озеро Таймыр |
10. Колыма |
10. Терек |
Взаимопроверка, сравнение с атласом.
Задание 4: Практическая работа.
Составьте сравнительную характеристику двух рек, принадлежащих к разным океаническим бассейнам (по выбору) используя план описания реки.
(ВОЛГА. ИРТЫШ)
К бассейну, какого океана относится
исток, устье реки
характер течения реки
конфигурация речного бассейна, основные притоки
источники и режим питания реки
возможное хозяйственные использование, крупнейшие города, искусственные сооружение на реке.
стихийные явления природы, связанные с рекой.
-Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными –о чем идет речь?( Об озёрах.)
-В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.
Задание 5: Заполните таблицу
Озёра различаются по происхождению
Типы озерных котловин по происхождению |
Название озёр |
Тектонические |
Байкал |
Ледниково-Тектоническое |
Ладожское, Онежское, Имандра |
Вулканические |
Курильские озёра |
Термокарстовые |
Неджели |
Остаточное |
Каспийское море |
Задание №6: Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные:
Ответ:
Ладожское – сточное,
Ханка – бессточное,
Таймыр – сточное,
Чудское и Псковское – сточное,
Онежское – сточное.
Болота – это переувлажненные участки местности.
Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:
избыточные увлажнение (к › 1)
плоский рельеф, замедлений сток;
зарастание озер;
близость грунтовых вод.
близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).
Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?
Ответ:
На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.
На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.
В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.
Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.
Задание № 7. Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.
Заполните схему.
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)
Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затоплений пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.
Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
Ответ:
Строит очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.
Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме