12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Горина Любовь60
Россия, Саратовская обл., Ртищево

МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
 

Методическая разработка урока географии

в 8 классе

по теме: «Внутренние воды России»

(итоговый урок)

Автор: Горина Любовь Михайловна,

учитель географии и экологии

МОУ «Макаровская средняя

общеобразовательная школа

Ртищевского района

Саратовской области»

2015-2016 учебный год

 

 

ТЕМА: Итоговый урок по теме «Внутренние воды России»

Цели и задачи урока:

Закрепить и определить уровень знаний по изученной теме: (знание «Особенности вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание»).

Развивать навыки работы с картами (показать на карте реки, озёра, болота, ледники).

Отработать, закрепить и систематизировать знания и умения по теме: «Внутренние воды и водные ресурсы».

Оборудование: физическая карта России, атласы, карточки со схемами, таблицы, контурные карты.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения: урок – соревнование.

Ход урока.

Оргмомент.

Сообщение темы и цели урока.

-Какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? (Внутренние воды России)

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют  в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от   выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше - это внутренние воды.

Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?
( Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота).

И вместе с тем узнали очень много новых понятий.

Урок мы сегодня проведем в форме соревнования. За каждый правильный ответ или верно выполненное задание вы будите получать жетон, а в конце урока подведем итоги.

Задание №1 

  Начнем  мы с игры «термин- понятие»

1.половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

2. падение реки - превышение истока реки над устьем.

3.режим реки - распределение стока реки в течение года

4. наводнение – стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

5. сель – грязекаменные потоки.

6. межень – низкий уровень воды в реке.

7. водные ресурсы- воды суши, пригодные для хозяйственного использования.

8. многолетняя мерзлота –слой горных пород не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет.

9. болото – переувлажненный участок местности

10. водохранилище. - крупные искусственные водоемы созданные на реках.

11. уклон реки- отношение падения к длине реки

12. снеговая линия – уровень, выше которого снег не тает, накапливается и превращается в лед.

Что называется рекой?
Река – поток воды, текущей в выбранном им углублении (русле).
Задание №2 

Следующее задание будет таким (работа по карточке)


 

Покажите реку на карте и назовите ее притоки.

Докажите, что от рельефа зависит скорость и характер течения рек.

3адание №3: работа в контурных картах

Поработаем с контурной картой, откройте страницу 44 в рабочей тетради, я буду называть вам реки и озера, а вы их подписывайте на к\к

I вариант

II вариант

1. Волга

1. Печора

2. Обь

2. Иртыш

3. Енисей

3. Лена

4. Яна

4. Индигирка

5. Онежское озеро

5. Ладожское озеро

6. озеро Байкал

6. Каспийское море-озеро

7. Амур

7. Дон

8. Западная Двина     

8. Северная Двина

9. Кубань

9. озеро Таймыр

10. Колыма

10. Терек

Взаимопроверка, сравнение с атласом.

Задание 4: Практическая работа.

Составьте сравнительную характеристику двух рек, принадлежащих к разным океаническим бассейнам (по выбору) используя план описания реки.

(ВОЛГА. ИРТЫШ)

К бассейну, какого океана относится

исток, устье реки

характер течения реки

конфигурация речного бассейна, основные притоки

источники и режим питания реки

возможное хозяйственные использование, крупнейшие города, искусственные сооружение на реке.

стихийные явления природы, связанные с рекой.

-Замкнутые котловины, заполненные водой, они бывают сточными и бессточными –о чем идет речь?(  Об озёрах.)

-В нашей стране озёр немногим меньше трех миллионов. Самое большое море-озеро – Каспийское, самое глубокое (1620) - Байкал.

Задание 5: Заполните таблицу


Озёра различаются по происхождению

   Типы озерных котловин по происхождению

Название озёр

Тектонические

Байкал

Ледниково-Тектоническое

Ладожское, Онежское, Имандра

Вулканические

Курильские озёра

Термокарстовые

Неджели

Остаточное

Каспийское море

Задание №6: Подпишите озёра изображённые на рисунке, определите сточные или бессточные:
Ответ:   

Ладожское – сточное,

Ханка – бессточное,

Таймыр – сточное,                    

Чудское и Псковское  – сточное,

Онежское – сточное.

Болота – это переувлажненные участки местности.

Назовите необходимые условия образования болот:
Ответ:

избыточные увлажнение (к › 1)

плоский рельеф, замедлений сток;

зарастание озер;

близость грунтовых вод.

близость к поверхности водоупорного слоя (вечная мерзлота, щит платформы).

Вопрос: Почему нельзя осушить все болота?
Ответ:

На болотах идет очистка воды, болото дает начало многим рекам.

На болотах растут ценные ягоды - клюква, морошка, голубика.

В болотах образуется торф, который используется как топливо, и как удобрение.

Болото – места обитания водоплавающих птиц – уток, куликов, гусей и др.

Задание № 7.  Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), который человек использует в быту, в  промышленности, в сельском хозяйстве, без воды человек жить не может.

Заполните схему.

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление
Человек влияет на водные ресурсы.
- рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние. В чем же состоит отрицательное влияние?
(Изменяется качество воды из-за сбросов сточных вод.)

Вопрос: Приведите примеры ухудшения качества воды.
Ответ:
а) сплав древесины (молевой) – часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняет воду     ядовитыми веществами
б) Загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме этого, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затоплений пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни, и даже города.  


 

Вопрос: Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

 

Ответ:

Строит очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом предприятии.

Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить кроссворд по изученной теме

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.