Проведение урока географии «Внутренние воды Евразии»
Тема урока:Внутренние воды Евразии
Цели урока: называть и показывать основные речные бассейны, озёрные системы; определять питание и режим рек, описывать реки и озёра; раскрывать причины различия рек в зависимости от типа их питания и режима; развивать навыки работы с картой; воспитывать бережное отношение к воде.
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями климата и климатическими областями Евразии; рассмотреть особенности распределения температур и осадков на материке и объяснять причины этих особенностей, продолжить совершенствовать умение анализировать климатические диаграммы; познакомиться с особенностями размещения внутренних вод материка и рассмотреть их зависимость от климата и рельефа.
Развивающие:развивать умения работать с географической картой, сравнивать, делать вывод; развивать интерес предмету, развивать умения оценивать собственные способности, умения работать с учебником, диаграммой, контурной картой и атласом.
Воспитательные:воспитывать культуру речи, умение взаимодействовать с другими учащимися, самостоятельность при решении поставленных задач.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, критического мышления, исследования.
Оборудование: физ.карта Евразии, атласы, контурные карты, компьютер.
Ход урока:
Организационный момент урока.
Географическая разминка: учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы.
Контроль домашнего задания.
Климат Евразии очень разнообразен, чем это объяснить?
Климатические условия в Евразии изменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Какими причинами это можно объяснить?
Мы путешествуем по Евразии с севера на юг, в каких климатических поясах мы побываем?
Определите тип климата:
Зима мягкая, средняя температура января выше 0 гр., лето прохладное – от +10 до +18гр. Осадки выпадают постоянно, их много – до 1000мм в год и более. Преобладает облачная, пасмурная погода, характерны летние и зимние дожди. Снег выпадает редко и тает быстро. (Морской климат умеренного пояса)
Воздух над сильно нагретой летом поверхностью приобретает высокую температуру, зато зимой он остывает до -30гр. и ниже. Воздух с Атлантического океана осадков сюда почти не приносит. Зимой снега бывает мало, и поверхность промерзает на большую глубину. (Континентальный климат умеренного пояса)
Воздух над сильно нагретой летом поверхностью приобретает высокую температуру, зато
5. Установите соответствие:
Средиземноморский равномерное распределение осадков в течение года
Экваториальный летний максимум осадков
Субэкваториальный зимний максимум Осадков
II. Изучение новой темы:
Кластер «Внутренние воды»;
Заполнение таблицы ЗУХ 1 графы: Знаю.
Работа учащихся, учащиеся исследуют реки Евразии.
Карточки с заданиями:
Какие реки относятся к бассейну СЛО океана, покажите, опишите реку Лену по плану.
Какие реки относятся к бассейну Атлантического океана, покажите, опишите реку Дунай по плану
Какие реки относятся к бассейну Тихого океана, покажите, опишите реку Янцзы по плану.
Какие реки относятся к бассейну Индийского океана, покажите, опишите реку Ганг по плану
Какие реки относятся к бассейну внутреннего стока, покажите, опишите реку Волга по плану.
(всем) Определите типы питания рек (каждая команда свои реки)
Вследствие резких климатических различий и особенностей рельефа, распределение внутренних вод Европы отличается крайней неравномерностью.
В Европе большинство рек относится к бассейну Атлантического океана. Самая длинная из них - река Дунай (2550 км). Более центральной части Евразии принадлежит бассейнам рек, впадающих в Северный Ледовитый океан. Большие площади относятся к бассейнам рек внутреннего стока (Каспий, Арал, Балхаш и др.) Остальная часть Азии имеет речной сток в Тихий и Индийский океаны.Крупнейшими реками в Зарубежной Азии являются:
Янцзы - длина 5 800 км;
Хуанхэ - длина 4 845 км;
Меконг - длина 4 500 км;
Ганг - длина 2 700 км;
Инд - длина 3 180 км.
Неоднородность климатических условий, свойственная территории Евразии, находит свое отражение в режиме рек. К основным типам рек Евразии относятся:
1. Реки преимущественно ледникового питания с летним максимумом расхода. Они характерны для крайних северных районов материка (Исландия, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля и др.)
2. Реки снегового питания с различными типами режимов. Они имеют значительное распространение. Половодье на этих реках совпадает с обильными дождями в разные сезоны года в том или ином регионе:
с летним муссоном на Индостане, в Индокитае;
с осенне-зимним сезоном на реках Средиземноморья.
По окончании работы учащимся задаются вопросы:
Как распределены реки по территории материка?
К бассейнам, каких океанов относятся реки Евразии?
Назовите реки бассейна Атлантического океана?
Назовите реки бассейна Тихого океана?
Назовите реки бассейна Индийского океана?
Назовите реки бассейна Северного Ледовитого океана?
Назовите реки бассейна внутреннего стока?
Каковы особенности режима и питания рек?
А теперь нам представят творческие работы по рекам Евразии учащиеся.
4. Работа по схеме: «Озёра»
Озера Евразии по происхождению впадин подразделяются на:
тектонические (отличаются значительными размерами и глубиной:Байкал, Иссык-Куль, Севан);
вулканические (приурочены к складчатоглыбовым структурам.В Японии составляют 42 % от всех озер); ледниковые (озера Ладожское и Онежское имеют смешанное ледниково-тектоническое происхождение); карстовые (находятся в районах с мощными отложениями известняков).
Творческая работа по озёрам.
Учитель: Станция «Озеро»: Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.
В какой части Евразии особенно велика численность озёр? ( на С-З)
Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озеро»
Карточки с заданиями:
1:Опишите озера Ладожское, Онежское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Ладожское –самое крупное озеро Европы, Онежское – второе по величине в Европе, чистая вода; происхождение -ледник, опуск 3к)
2: Опишите озера Каспийское, Аральское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? ( Каспий – самое большое бессточное море-озеро планеты, Арал – бессточное, соленое исчезнувшее, происхождение- остатки древнего океана)
Опишите озера Байкал, Женевское. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Байкал- самое глубокое и чистое, Женевское – самое большое, спокойное озеро в Европе )
Опишите озера Балхаш, Иссык-куль. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность? (Балхаш – бессточное, западная часть – пресная вода, восточная – соленая; Иссык-куль – одно из крупных горных озер Средней Азии)
Опишите озера Эльтон и Таймыр. Определите местоположение озер, их происхождение. В чем их уникальность?(Эльтон- озеро-впадина – соленое, добывают соль, бессточное, самосадочное; Таймыр- самое северное озеро в мире за Полярным кругом)
Современное оледенение, многолетняя мерзлота.
Что вы можете сказать об оледенении;
Вечной мерзлоте?
Учитель: Современное оледенение
Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.
Многолетняя мерзлота. На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.
Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ.
Проблема: Чем объяснить наличие многолетней мерзлоты?
На причины возникновения многолетней мерзлоты существует несколько точек зрения. Одни считают, что причиной многолетней мерзлоты являются зимние низкие температуры, тонкий снеговой покров. Другие утверждают, это древнее оледенение, ведь многолетняя мерзлота существует с давних пор. Находки останков мамонтов подтверждают это. Поднимите руки, кто присоединился к первой точке зрения. Есть ли у кого другая точка зрения? (Ответ: Причин образования многолетней мерзлоты две. Низкие температуры и древнее оледенение. Поэтому, многолетнюю мерзлоту называют «вечной»)
7. Отгадаем загадки:
Я стою на живописном берегу реки, поросшим бамбуком, которая впадает в Жёлтое море и имеет мутную воду. (Хуанхэ)
А теперь вы придумайте свои загадки и загадайте друг другу.
Работа с картой. Учащиеся наносят на контурную карту реки, озёра Евразии.
8. Итог урока:
Заполнение таблицы 2 и 3 графы: «Узнал», «Хочу узнать».
Составление синквейна;
Беседа по вопросам.
Научился…
Было интересно…
Было трудно…
Мне показалось важным…
Я понял, что…
Урок…
Привлек меня тем…
Навел на размышление…
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, в дальнейшей жизни?
Что можно запомнить?
Над чем поработать?
Заключительный этап урока:
Оценивание учащихся; Оценка «5» ставится учащимся, которые самостоятельно получали необходимую информацию для решения географических задач, в работе по карточкам, правильно и живо отвечали на вопросы.
Оценка «4» ставится учащимся, которые активно работали в группах, свободно ориентировались по картам и учебнику, обладали коммуникативной компетенцией, но допускали неточности в выводах и определениях.
Оценки «3» и «2» на этом уроке не ставятся
Домашнее задание.§63
2