Урок географии в 7 классе «Внутренние воды Евразии»
Нечаева Татьяна Александровна – учитель географии и биологии МБОУ «Долгощельская средняя школа Мезенского района» (филиал Соянская средняя школа Мезенского района)
Сценарий урока по теме «Внутренние воды Евразии» с применением образовательных головоломок.
Технологическая карта изучения темы
Предмет |
География |
Класс |
7 |
Тип урока |
Урок получения новых знаний |
Технология построения урока |
Игровая (урок – поиск) |
Методы |
Частично-поисковый |
Тема |
«Внутренние воды Евразии». |
Цель: |
Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, направленную на приобретение новых знаний и их первичное закрепление. Закрепить навыки работы с ИЛ (инструктивными листами), с картами атласа, с контурными картами. |
Основное содержание |
Информация о многообразии речных систем и озёр Евразии, закрепление понятий исток, устье, правый и левый приток. |
Образовательные ресурсы |
Литература: Коринская, В.А. География: География материков и океанов. 7 кл.: учебник / В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев – 5-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2017. – 335, [1]с.: ил., карт. Раздаточный материал: инструктивные листы (ИЛ) заданий, «таблицы – головоломки» для поиска информации, кроссворды, викторины. |
ФОПД |
Индивидуальная, работа в парах. |
Планируемые результаты
|
Предметные: уметь читать физическую карту, изучить крупные речные системы и озёра материка Евразии, применять на практике ранее полученные знания, уметь владеть мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение. Личностные УУД: развитие памяти, мышления, внимания у обучающихся, развитие эмоционально-ценностного отношения к природе материка, на котором живёшь, осознание важности и значимости изучаемого материала. Регулятивные УУД: определять цели и задачи, использовать различные средства достижения цели учебной деятельности, работать по инструктивному листу, планировать свою деятельность, оценивать степень достижения цели урока, оценивать качество и уровень выполнения заданий. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы в различных источниках информации, проводить анализ и синтез учебного материала, формулирование выводов. Коммуникативные УУД: организовывать свою работу по инструктивному листу, организовывать свою работу в паре, использовать разные источники информации для достижения цели. |
Инструктивный лист (ИЛ)
к изучению темы «Внутренние воды Евразии».
Цель: В ходе самостоятельной работы с картой атласа «Физическая карта Евразии» и инструктивными листами ты сможешь изучить крупные речные системы и озёра материка Евразия.
Задание 1 (актуализация ранее полученных знаний). Работа в парах. Изучите физическую карту Евразии. Вспомните, как обозначаются на ней реки и озёра? Вспомните, что такое устье, исток реки, как определить правые и левые притоки реки? Сделайте вывод: много ли в Евразии рек и озёр?
Задание 2. (поиск новых знаний). Индивидуальная работа. Используя физическую карту Евразии, заполни таблицу – головоломку «Крупнейшие реки Евразии»: вместо знаков вопросов впиши ответы. Оцени свою работу.
Название реки |
Исток | Устье |
Крупный правый приток |
Крупный левый приток |
1. Дунай |
? |
Чёрное море |
Драва |
Тиса |
2. ?
|
Памир |
? |
- |
- |
3. Янцзы
|
? |
? |
- |
- |
4. ? |
? |
Жёлтое море |
- |
- |
5. ? |
Гималаи |
Аравийское море |
- |
Сатледж |
6. Ганг
|
? |
? |
- |
? |
7. ? 8.? |
Армянское нагорье |
Персидский залив |
- |
- |
9.Меконг
|
? |
? |
- |
- |
10. ? |
Валдайская возвышенность |
Каспийское море |
- |
- |
11. Обь |
?
|
? |
- |
Иртыш |
12. ?
|
Саяны |
? |
Ангара |
- |
13. ? |
Байкальский хребет |
? |
Алдан |
? |
14. ? |
Слияние двух рек Шилка и Аргунь |
? |
Сунгари |
- |
Моя оценка:
Задание 3. (поиск новых знаний). Индивидуальная работа. Используя физическую карту Евразии, текст учебника, реши кроссворд «Реки и озёра Евразии».
Оцени свою работу.
Кроссворд «Внутренние воды Евразии»
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
5 |
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
--- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моя оценка:
По горизонтали:
Название какого озера означает «тёплое озеро».
Река, впадающая в Аральское море. Самая крупная река Средней Азии.
По вертикали:
Левый приток Оби.
Самая многоводная река Сибири.
Озеро на северо-западе Евразии.
Озеро в Альпах, известное своей красотой.
Самое глубокое озеро мира.
Река Зарубежной Европы, впадающая в Чёрное море.
Приток реки Ганг.
Самая длинная река в Евразии.
Задание 4. (обобщение и систематизация знаний). Работа в парах. Подготовься к отчёту по самостоятельной работе. Найди и покажи однокласснику по карте реки и озёра, загаданные в таблице и кроссворде. Твою работу оценить одноклассник.
Оценка одноклассника:
Задание 5. (работа с контурной картой). Индивидуальная работа. Используя ручки синего цвета, нанесите на контурную карту изученные речные системы и озёра Евразии. Можно это задание выполнить дома!
Задание 6. (первичное применение полученных знаний). Индивидуальная работа. Взаимопроверка в парах. Закрой атлас и контурную карту, ответь на вопросы викторины по теме «Внутренние воды Евразии». Обменяйтесь работой с одноклассником. Проверь работу. Оцени работу одноклассника.
Викторина: допиши следующие предложения.
Река, берущая начало в Саянах, впадающая в Карское море, имеющая приток – реку Ангару……………………………………………………….
Какие две реки берут начало в Гималаях?.....................................................................................................
Крупнейшая река Зарубежной Европы, берущая начало в Альпах……………………………………………………………….
Какие две реки берут начало на Тибете?.....................................................................................................
Река, берущая начало при слиянии рек Шилка и Аргунь, впадающая в Охотское море………………………………………………………………
Самая крупная река европейской части России, берущая начало на Валдайской возвышенности…………………………………………………
Река, имеющая крупный левый приток – Иртыш…………………
Какие две реки, соединяясь, впадают в Персидский залив…………………………. ………………………………………………..
Оценка одноклассника:
Задание 7. (Подведение итогов, постановка ДЗ). Удалось ли тебе решить головоломки? Удалось ли достичь цели урока? Оцени свою работу на уроке. Определись с домашним заданием.
Моя оценка за урок: