Урок-обобщение на тему "Внутренние воды России" по географии 8 класс
Урок-обобщение по теме “ Внутренние воды России»
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было»
Академик А.А.Карпинский.
«Вода является самым важным минералом на Земле,
без которого нет жизни».
Геохимик А.Е. Ферсман
IЦели урока:
- обобщить полученные знания по теме;
-показать большое значение внутренних вод в жизни всего живого на Земле, используя знания по географии, литературе, истории;
- развивать интерес к изучению географии России.
Задачи урока:
- в игровой форме провести проверку знаний учащихся по теме;
- определить уровень усвоения основных понятий;
-проверить уровень умений работы с картами России.
Оборудование: физическая, климатическая карты России, карта водных ресурсов, таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся делится на 3 команды, дают ей название (обязательное условие название должно быть из «водной тематики»), выбирают капитана.
Правила игры:
За каждый правильный ответ на 1- 4 этапе игры команде присваивается – 1 балл.
Критерии оценки на 5- 9 этапе:
3 балла – за правильный, развёрнутый ответ.
2 балла – за полный правильный ответ, но в котором есть небольшие недочёты.
1 бал – за неполный ответ.
В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
При выполнении этой работы по усмотрению учителя можно разрешить:
Использование собственных контурных карт с выполненным домашним заданием.
Оказание помощи товарищу по команде, но при этом необходимо следить за тем, чтобы «помощь» не звучала слишком громко.
Предупредить учащихся о системе штрафов : предупреждение – жёлтая карточка, замечание –красная карточка
Использование географического атласа для 8 класса.
Вся работа команды рассчитана на один урок.
1 конкурс
Географическая разминка.
На данном этапе участие принимают капитаны команд.
Показать объекты на карте:
Самые крупные реки в Европейской части России;
Самые крупные реки в Азиатской части России;
Самые крупные озёра России.
2 конкурс «Пятый лишний»
Задание: необходимо найти «пятый лишний» объект.
Болото, море, река, термальные воды, озеро.
Лена, Ишим, Ханка, Ока, Дон.
Байкал, Чудское, Онежское, Каспийское, Белое.
3 конкурс «А знаешь ли ты»
Не пользуясь картой, назвать города расположенные на реках Волга, Обь, Лена.
4 конкурс «Получи задание»
Задание каждой команде:( вручается карточка с заданием
Какие условия образования болот?
Какие условия образования вечной мерзлоты?
Какие условия образования озёр?
5 конкурс «Найдите соответствие между термином и понятием»
Понятие | термин |
Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке. Превышение истока реки над устьем. Поведение реки в течение года. Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности. Грязекаменные потоки. Низкий уровень воды в реке. Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках. Время, когда реки покрыты льдом. Воды, пригодные для хозяйственного использования Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет. | А) Водохранилище Б) Водные ресурсы В) Межень Г) Половодье Д) Падение реки Е) Режим реки Ж) Наводнение З) Сель И) Ледостав К) Многолетняя мерзлота
|
Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К
2 вариант
Понятие | Термин |
Отношение падения реки (в см) к её длине (в км). Воды, расположенные в верхней части земной коры. Скважина, по которой поступает на поверхность межпластовая вода. Внезапный подъём уровня воды в реке. Начало реки Свод сведений о водных ресурсах России. Переувлажнённый участок местности. Уровень, выше которого в горах сохраняется нетающий снег, превращающийся постепенно в лёд. Переносимый рекой материал: песок, ил. Скопление льда на суше.
| А) Болото Б) Уклон реки В) Ледник Г) Снеговая линия Д) Подземные воды Е) Артезианский колодец Ж) Твёрдый сток З) Паводок И) Исток К) Водный кадастр |
Ответы: 1- Б, 2-Д, 3-Е, 4-З, 5-И, 6-К, 7-А, 8-Г, 9-Ж, 10-В.
6 конкурс « Мне нравится эта река»
Задание каждой команде:
Дать характеристику реки (на выбор) по плану:
Где река берёт начало;
Куда впадает;
Характер течения в зависимости от рельефа;
Характер питания в зависимости от климата;
Левые и правые притоки;
Падение реки;
Уклон реки;
Крупные населённые пункты по берегам рек;
Хозяйственное использование;
Экологические проблемы реки.
Игра «Третий лишний».
Печора, Волга, Енисей.
Днепр, Дон, Амур.
Обь, Енисей, Иртыш.
Западная Двина, Лена, Колыма.
7 конкурс «Угадай по описанию озеро»
1. Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Ответ: Чудское озеро.)
2. Озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. Во время Великой Отечественной войны по льду проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город. (Ответ: Ладожское озеро.)
3. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Ответ: Каспийское).
4. Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия.
(Ответ: Телецкое)
5. Еще при Петре 1 проложили русские люди «государеву дорогу» от Студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 690 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых.
(Ответ: Онежское)
6. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки.
(Ответ: Таймыр)
7. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зелёные беспанцирные черепахи.
(Ответ: Ханка)
8. Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемики, т.е. встречаются только здесь.
(Ответ: Байкал).
8 конкурс «Ледники и многолетняя (вечная) мерзлота».
1) Что такое ледник? (Подвижные скопления льда на поверхности суши.)
2) Назовите самые крупные горные ледники России. (Ответ: Богдановича - в Ключевской группе вулканов — самый большой по площади (37,8 км2); Безенги - в верховьях Терека -самый длинный (длина 17,6 км, площадь 36,2 км2.)
3) Что такое вечная мерзлота? (Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет).
4) Какой толщины достигает многолетняя мерзлота в России? (1500м в Якутии).
5) Какое влияние оказывает мерзлота на природу и на хозяйственную деятельность человека?
- Тормозит развитие растений и процессы почвообразования;
- Является водоупорным слоем, задерживает влагу в верхних слоях земли, способствует заболачиванию территорий;
- Зимой лишает подземного питания рек, и они промерзают до дна; Взрывается лед на реках, и образуются наледи - тарыны;
- Формирует мерзлотные формы рельефа – булгунняхи, бугры вспучивания)
- Значительно осложняет строительство зданий, дорог, прокладку трубопроводов, добычу полезных ископаемых;
- Мерзлота – естественный холодильник, где можно хранить продукты.
6) Как человек приспособился к жизни в условиях вечной мерзлоты? Расскажите об этом используя текст учебника с. 119
9 конкурс «Болота, искусственные сооружения».
1) Назовите два типа болот в зависимости от питания (Верховые и низинные).
2) Как они отличаются по источникам питания, где обычно расположены?
(Низинные болота непроходимы, при накоплении торфа отрываются от питающих их грунтовых вод и становятся верховыми. Для верховых болот необходимо главное условие – избыточное увлажнение)
3) Надо ли осушать все болота? Ваши предложения (небольшая дискуссия).
(На болотах идет очистка воды, болота дают начало многим рекам; на болотах растут ценные ягоды; образуется торф; места обитания птиц).
4) Какие стихийные явления, связанные с внутренними водами, вы знаете?
(наводнения, сели, цунами, гололед, ливни, лавины)
5) Обеспечена ли наша страна водными ресурсами? Есть ли проблемы?
(Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины – озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток воды. Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.)
6) Объясните пословицу «Без воды нет жизни», возникшую у наших далёких предков, с позиций современных условий жизни. Докажите её справедливость.
Что объединяет высказывания академика А.А.Карпинского
«Вода – это живая кровь, которая создает жизнь, где её не было», геохимика А.Е. Ферсмана «Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни» и пословицу наших предков?
10. Рефлексия:
Закончи предложения:
- Я знаю, что…..
- Я умею….
- Мне понравилось …
11. Подведение итогов урока. Оценки.
- Итак, сегодня на уроке показали себя самыми эрудированными …..
Панкова Ирина Николаевна
Ирина Михайловна
Макарова Ирина Михайловна