12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максименко Татьяна Владимировна16

Тема урока: Иван Грозный и Избранная Рада:время реформ.

Цель:

Рассмотреть процесс централизации Российского государства,которой способствовали реформы 30-50-х гг.

Задачи:

Образовательные:охарактеризовать Российское государство второй половины16 в.;сформировать представление о первом этапе царствования Ивана Грозного;показать сущность и значение проводимых реформ.

Развивающие:развитие умений анализировать,сравнивать,умений давать собственную оценку историческим событиям;работать с историческим источником.

Воспитательные:формирование активной жизненной гражданской позиции у учащихся.

Оборудование:карта «Образование и расширение Российского государства 15-16вв.;набор первоисточников(документов);учебник :А.Н.Сахаров «Исто-рия России с древнейших времён до конца 16 в.М.,2012;компьютер,проектор

План урока:

1.Орг.момент.

2.Актуализация знаний учащихся,объявление новой темы.

3.Изучение нового материала.

-Правление Елены Глинской.

-Боярское правление и его результаты.

-Венчание на царство.

-Состав и деятельность Избранной Рады.

-Реформы и их значение.

4.Закркпление материала.

5.Подведение итогов урока,рефлексия,дом.задание.

Ход урока.

Орг.момент.Приветствие,отметка в журнале отсутствующих.Подготовка учащихся к уроку.

Актуализация знаний.В первой половине 16 века в России шёл процесс централизации государства и укрепления самодержавной власти.С конца 15 века всё чаще в официальных документах употребляется новое название нашего государства: Россия, Российское государство.

Объявление новой темы.Предлагаю вам самим выявить название темы нашего урока по следующим понятиям:монархия ,царь Всея Руси,Избранная Рада,Земский Собор,опричнина.(Учащиеся выясняют,что тема о правлении Ивана Грозного)

.Сегодня мы приступаем к изучению очень важного этапа в истории России-эрохи Ивана Грозного.

Давайте составим примерный план изучения правления нового главы Рос-сийского государства.(учащиеся отвечают,учитель записывает на доске с последующей систематизацией)

Примерный план:

1.Приход к власти(регенство Елены Глинской).

2.Боярское правление.

3.Внутренняя политика,реформы,результаты.

4.Внешняя политика.

5.Опричнина.

6.Итоги.Роль Ивана Грозного в развитии русской истории.

Эпоху Ивана Грозного мы будем изучать в течение нескольких уроков.Традиционно историки делят правление Ивана 4 на 2 периода: 1 этап-реформаторский(период реформ);2 этап- опричнина(получил противоречи-вую оценку у историков.

Мы постараемся объективно оценить социальные потрясения эпохи Ивана 4,рассмотрим,какую роль в истории играет историческая личность,в частности личность Ивана Грозного.

Рассмотрим первый этап правления Ивана Васильевича.

Тема:Иван Грозный и Избранная Рада:время реформ.

Изучение нового материала.После смерти Василия3(1533г) великим князем стал его сын Иван.Но фактически власть оказалась в руках Елены Глинской – матери Ивана(ей было около 25 лет)(использование учителем во время рассказа изображения исторических персоналий или слайды).

В период её правления был начат ряд реформ,направленных на укрепление великокняжеской власти:

-денежная реформа(введение копейки);

-унификация всех мер;

-укрепление Москвы,строительство стен Китай-города.

В 1538 г. Елена умирает.Иностранцы писали об её отравлении.После смерти Елены Глинской началась борьба за власть боярских группировок: Глинских, Бельских,Шуйских,Воронцовых.

Особенно жестокая борьба разгорелась между боярскими родами Шуйских и Бельских.Одни бояре выступали за ограничение власти наместников и волос-тителей.Другие,наоборот,выступали за усиление феодальной аристократии.

К власти приходят то одни то другие.

Ожесточённая борьба бояр за власть,проходившая на глазах малолетнего Ивана,оказала негативное влияние на формирование его характера.Любознательный,начитанный Иван,видя интриги бояр,зачастую неправый суд и казни,отличался большой впечатлительностью,неуравнове-шенностью,легко переходил от безудержного веселья к глубокой депрессии или гневу.

В годы боярского правления(1538-1547) увеличились поборы с населения,расхищалась казна,раздавались земли.Разбои и расправы стали обычным делом

Вопрос.Как вы думаете,каким образом такая ситуация отразилась на эконо-мике страны?(Ответ:отрицательно,негативное влияние)

Поэтому все слои населения свои надежды возлагали на нового царя Ивана Васильевича.

В 1547г. ,когда Ивану было 16 лет митрополит Макарий венчал его на царс-тво в Успенском соборе Московского Кремля.

Вопрос:кого до этого времени на Руси называли царями?(ответ:императоров Византии и ханов Золотой Орды.

Таким образом,выделим и запишем историческое значение провозглашения Ивана 4 царём.

1.Возвышение Ивана Грозного над другими князьями.

2.Уравнивание русского царя с восточными соседями(ханствами ) и Европой.

3.Принятие царской властью заботы о сохранении прав и привилегий церкви.

В том же 1547 г.в Москве был сильный пожар.По столице поползли слухи, что город спалили колдовством,а виной всему-Глинские.После пожара начались волнения,разгорелось восстание.

Вопрос:почему жители Москвы так легко в это поверили?(Ответ:устали от бесчинства боярских группировок.)

Иван 4 побежал из Москвы в село Воробьёво,а дворы Глинских были сожже-ны и разграблены.Едва опасность миновала,царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.

Но сам факт оставил в душе царя неизгладимое впечатление.Именно это восстание поддтолкнуло Ивана Грозного к реформам.

К концу 40-х гг. вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему лю-дей,позднее названный князем Андреем Курбским Избранной Радой.

(О составе Избранной Рады-заранее подготовленное сообщение учеников)

Состав записываем:представитель незнатных,но богатых землевладельцев Алексей Адашев,князь Андрей Курбский,священник Сильвестр,дьяк Иван Висковатый.Близок к царю оставался и митрополит Макарий.

В 1549 г. Был созван Земский собор( вспомним состав:высшее духовенство, московское и городовое дворянство,купцы,посадские люди,служилые люди по прибору,черносошные крестьяне)

На основании его решений был проведён ряд реформ.(работа с документами,заполнение таблицы.

Реформы Содержание

Военная -введение уложения о службе 1556г.

-создание Избранной тысячи

-создание стрелецкого войска 1550г.

Правовая -принятие Судебника 1550г.

Церковная -принятие Стоглава 1551г.

Реформы центрального и местного управления

-создание приказной системы управления

-отмена кормлений 1555г.

-губная реформа.

Вопрос:на что были направлены реформы? (ответ:на создание единого централизованного государства)

Вопрос: были ли достигнуты цели?( Ответ:да,укрепление управления,военной системы.

Дом.задание(дифференцированное)

Подведение итогов.

Итак,1-й этап правления Ивана Грозного- период реформ,способствовал укреплению царской власти,централизации и укреплению государства в целом.

Литература.

1.Анисимов Е.В. Московское царство .Середина 16-17 век.СПб.,2009.

2.Ишимова А.О.История России для детей.М.,2010г.

3.Валишевский К.Иван Грозный.М.,2010

4Ланник Л.В.Царь Иван Грозный.М.,2012

5Преображенский А.А.История раскрывает тайны.М.,2011

6.СахаровА.Н.,БугановВ.И.История России с древнейших времён до конца 17 века.,М.,2012

7.Сборник документов по истории России с древнейших времён до конца 18 века.,М..2010

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.