Урок музыки в 5 классе «Из чего состоит опера?»
Разработка урока музыки в 5-м классе "Из чего состоит опера?"
Цель: развитие творческого потенциала учащихся средствами музыки; ознакомление с построением интродукции, и её моделирование.
Задачи:
- обучающие - сформировать представление об интродукции как части оперы, об основных темах интродукции из оперы "Пиковая Дама", их построении; формирование творческих навыков учащихся.
- развивающие - развивать самостоятельность интонационно-музыкального мышления, развивать способности к продуктивному мышлению (умение слушать, наблюдать, сравнивать, фиксировать зёрна-интонации); развивать способности к воображению, фантазии, интуиции, музыкально-слуховым представлениям;
- воспитывающие - воспитывать уважение и любовь к классической музыке; воспитывать коммуникативные умения.
Формы проведения урока: урок - ролевая игра, диалог учащихся и учителя.
Деятельность учащихся: слушание, исполнение.
Технологии: ИКТ, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение.
Ход урока
Музыкальное привествие.
I. Вводная беседа с показом слайдов.
- Кто из вас был в оперном театре?
- А чем оперный театр отличатся от кинотеатра? (Слайд 2)
- Что есть в оперном театре, и нет в кинотеатре?
- Для чего нужна оркестровая яма? (Слайд 3)
- Посмотрите насколько благородное, помпезное, величественное убранство оперного зала. Да это и неспроста. Ведь люди приходят, чтобы окунуться в таинственный, красивый, волшебный мир музыки.
Мы с вами сегодня не только соприкоснёмся с этим миром, но и будем творцами его.
Итак, опера. Что это такое? (Слайд 4)
- Это сложный синтез искусств: Сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации), балетные сцены.
- Опера, как правило, начинается с интродукции или увертюры. Это вступление, вводящее в круг идей и настроений предстоящего зрелища. В увертюре или интродукции звучат все основные темы произведения. Это как бы краткий план всей оперы. Так вот мы с вами сегодня будем моделировать интродукцию к опере "Пиковая Дама". Мы будем соавторами Петра Ильича Чайковского. Он уже сочинил все основные темы. Нам нужно логически выстроить их друг за другом.
II. Изучение нового материала.
1. Ознакомление с содержанием "Пиковой дамы" А.С. Пушкина.
ПИКОВАЯ ДАМА (1890) Либретто Модеста Чайковского
1. «Пиковая дама» — одна из вершин мировой оперной классики, поздний шедевр Чайковского, в котором воплощены величайшие достижения европейской оперной драматургии XIX в. и открыты многие пути в будущее.
2. Сюжет повести Пушкина, положенный в основу оперы, подвергся кардинальному переосмыслению. Возникли две разные идейно-художественные концепции. Повесть и опера лишь условно связаны мотивами сюжета. Изменения коснулись как внешней стороны, (перенесение времени действия на 50 лет назад, в екатерининскую эпоху,), так и сути драмы, и, прежде всего, образа главного героя, Германа. Из педантичного, расчетливого и корыстолюбивого человека, каким он был у Пушкина, Герман превратился в романтического героя — страстного, одержимого чувством любви. В опере — между героями социальная пропасть, которой не было у Пушкина: Лиза — богатая наследница, у которой, к тому же есть прекрасный жених— Елецкий. Т.о, изменяются мотивы драмы. Для Германа Пушкина богатство — единственная цель, для Германа Чаковского — средство для достижения любви Лизы. Различны и финалы обоих произведений: сумасшествие Германа у Пушкина и гибель героев у Чайковского. Интересно, что переосмысление Чайкоским сюжета повести во многом определило сценическую судьбу оперы.
Краткое содержание
Действие I Картина 1
Петербург. Гуляя по Летнему саду, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда всю ночь около игорного стола провел Герман, мрачно наблюдая за игрой, но не принимая в ней участия.
В сад приходят Герман и граф Томский. Герман признается, что влюблен в девушку, имени которой не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.
Князь Елецкий сообщает друзьям, что женится. Герман расспрашивает его о невесте. «Вот она», — говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую старую графиню. Герман потрясен. Лиза — та девушка, в которую он влюблен. «Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман.
Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды в Париже проигралась дотла. Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что она умрет от руки того, кто, «пылкою страстью горя», придет к ней узнать эти карты. Рассказ Томского поражает Германа.
Летний сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему, иначе он умрет.
Картина 2
Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Веселье прервано строгой гувернанткой — графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Оставшись одна, Лиза поверяет «царице-ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа.
В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в любви. Тут же раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе узнать причину шума, нарушившего ее покой. Успевший укрыться в глубине балкона, Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновение любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну выигрыша. Графиня уходит, и Герман снова говорит Лизе о своей любви. Она умоляет его уйти, но затем, покоренная силой его чувства, произносит слова ответного признания.
Действие II Картина 3
Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и настойчиво расспрашивает ее о причинах грусти. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, к которому она равнодушна.
Лиза отдает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню старухи. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.
Картина 4
Спальня графини. Здесь все напоминает о далекой молодости «Венеры московской», и он забывает о цели своего прихода. Одержимый желанием узнать тайну трех карт, Герман решает остаться в спальне и добиться от графини ответа.
Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.
Внезапно появившись перед ней, Герман просит открыть ему тайну. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать заветные карты. Графиня умирает...
Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!»
Действие III Картина 5
Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы, в котором она просит его придти на набережную для объяснения.
Мысли об умершей графине преследуют Германа. В бреду, под вой ветра и бушующей за окном метели, ему является призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и называет ему три выигрышные карты — тройку, семерку, туз...
Картина 6
Набережная Зимней канавки. Близится ночь. Лиза ждет Германа, надеясь, что он рассеет ее подозрения в умышленном убийстве графини. Но его все нет. Когда Лиза, теряя надежду, уже готова поверить в злодейство Германа, он приходит и на мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что все страданья позади. Но, одержимый мыслью о трех картах, полубезумный Герман отталкивает Лизу и убегает... Лиза бросается в воду.
Картина 7
В игорном доме карточная игра в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту — тройку, и выигрывает. Ставка удвоена. Вторая карта — семерка — снова приносит ему удачу.
Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов, предлагая сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. В безумии он стреляется.
Просмотр оперы Чайковского « Пиковая дама»