Урок русского языка во 2 классе «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по русскому языку
Головиной Ирины Александровны
Предмет: Русский язык.
Тема урока: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: «Школа 2100»
Цель: создать условия для знакомства детей с понятием прямая речь, схематическим ее изображением и с расстановкой знаков препинания в этих предложениях.
Задачи:
Обучающая: введение понятия прямая речь, предложения с прямой речью, обучение детей составлению предложения с прямой речью по схеме.
Развивающая: развитие умения находить предложения с прямой речью, формирование умения находить в прямой речи слова автора и прямую речь.
Воспитательная: воспитание усидчивости, прилежности, воспитание интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты:
1. Личностные: формируют мотивацию к целенаправленной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
2. Метапредметные:
регулятивные: уметь определять и формировать цель на уроке, оценивать учебные действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию.
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, работать в паре, группе, формировать собственное мнение.
3. Предметные: научатся составлять предложения с прямой речью, оформлять их на письме.
Средства обучения: проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1 (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина)
Этапы урока |
Задачи этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы, методы и приемы обучения |
1. Организационно-мотивационный Языковая разминка Словарная работа |
Мотивировать детей на учебную деятельность, создать положительный эмоциональный настрой. Отработать учебно-языковые и правописные умения, систематизировать знания. |
Здравствуйте, сегодня ваш урок русского языка проведу я, меня зовут Ирина Александровна. 1 слайд (Русский язык) Сегодня нас ждет очень много работы, поэтому я желаю вам успехов! На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. Улыбнитесь друг другу, так и начнем наш с вами урок. Прежде чем начать урок, проведем языковую разминку. Открывайте тетради, запишите число, классная работа. Запишем в тетрадях предложение. Записываем с красной строки. Кто запишет предложение на доске? Гл. сущ. В тумане падают листья. Давайте подчеркнем главные члены предложения. Чем выражены главные члены предложения? Запишем характеристику данного предложения. Выполним схему данному предложению. ____________ Как выполняется синтаксический разбор мы повторили, теперь выполним фонетический разбор. Кто выйдет к доске? Листья – л ис т й а – 6 букв, 6 зв, 2 гл, 3 согл, 2 слога. Л л – согласный, мягкий, звонкий И и – гласный, ударный. С с – согласный, мягкий, глухой, парный. Т т – согласный, мягкий, глухой, парный. Ь – Я – й – согласный, мягкий, звонкий. а – гласный, безударный. Проведем словарный диктант «Наоборот». -Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Тревога, десерт, алмазный, фантастический, свобода, традиция. Поменялись тетрадями в паре. Проверьте правильность написания словарных слов. 2 слайд Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Кто сделал 1-2 ошибки? Какой для себя вывод сделаете? |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность Выполняют синтаксический разбор Глаголом, существительным Простое, повествовательное, невосклицательное. Один работает у доски Выполняют фонетический разбор Тревожный, десертный, алмаз, фантастика, свободный, традиционный. Нужно еще немного потренироваться |
Словесный метод – беседа, практический метод– упражнение, фронтальная, индивидуальная формы. |
2. Ориентировочный Выявление новой темы Постановка цели и задач. |
Сформировать первоначальное представление по теме урока. Организовать и направить учащихся к цели, сообщение цели, темы и задач изучения нового материала. |
А о чем мы будем сегодня говорить, вы узнаете, выполнив одно задание. Я буду читать высказывания, а вы должны записать букву, о которой идет речь. Буквы записывайте в своих тетрадях, на следующей строчке. Кто хочет работать у доски? 1. (слово на экране 3 слайд) первое слово ПРОИСШЕСТВИЕ, запишите букву, которая обозначает 1й согласный глухой, твердый звук. 2. (слово на экране 4 слайд) слово ВЫРАЖАТЬ, запишите букву, обозначающую 2 по счету согласный звонкий, твердый. 3. (слово на экране 5 слайд) слово ТРАДИЦИЯ – гласную букву, которая обозначает 2 звука. 4. (слово на экране 6 слайд) выпишите из слова МЕТАЛЛ букву, обозначающую согласный, звонкий, мягкий звук. 5. (слово на экране 7 слайд) выпишите из слова СВОБОДА окончание. 6. (слово на экране 8 слайд) выпишите из слова ТРАДИЦИЯ окончание. 7. (слово на экране 9 слайд) из слова РОЯЛЬ выпишите букву, обозначающий согласный, твердый, звонкий. 8. (слово на экране 10 слайд) выпишите из слова ПРОИСШЕСТВИЕ букву, обозначающий ударный гласный звук. 9. (слово на экране 11 слайд) выпишите из слова МАТЧ букву, обозначающий согласный, всегда мягкий, всегда звонкий звук. 10. (слово на экране 12 слайд) выпишите из слова ВЫРАЖАТЬ букву, не обозначающую звука. Какое словосочетание получилось? 13 слайд Что повторили в ходе данной работы? Итак, получилось словосочетание прямая речь. Попытайтесь сформулировать тему урока. Какие вопросы у вас возникают? Какие задачи поставим перед собой? Давайте попытаемся ответить на поставленные вопросы. |
Ученик записывает буквы на доске П Р Я М А Я Р Е Ч Ь Прямая речь Характеристику звуков, окончание существительных, словарные слова. Познакомиться с понятием прямая речь, для чего нужна прямая речь, из чего состоит прямая речь. |
Словесный - беседа, наглядный – демонстрация ИКТ, фронтальная, индивидуальная |
3. Поисково-исследовательский 1.Нахождение прямой речи и слов автора. 2. Чтение определения 3. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. |
Добиться от учащихся осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. Формировать умение сравнивать Научить детей правильно оформлять предложения с прямой речью на письме. |
Сегодня на уроке мы познакомимся с прямой речью и из чего состоит предложения с прямой речью. Это и будет темой нашего урока. (на экране тема) 14 слайд Откройте учебники на стр. 83. 1.Нахождение прямой речи и слов автора. Прочитайте про себя отрывки из стихотворений, попытайтесь определить, из каких сказок даны строки. Кто автор этих стихотворных отрывков? Прочитайте выразительно первый отрывок. Кто прочитает? Сколько предложений в первом отрывке? Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? Прочитайте второй отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Как вы это поняли? Следующий отрывок кто прочитает? Сколько тут предложений? Кому принадлежат выделенные слова? Как догадались? - Прочитайте в предложениях только прямую речь. - посмотрев на предложения, можете сказать, что такое прямая речь? - Что еще есть в предложениях с прямой речью? Такие слова называются словами автора. Давайте сделаем общий вывод: из чего состоят предложения с прямой речью? 15 слайд. Молодцы! Давайте сравним наши предположения с учебником. 2. Чтение определения. Прочитайте определение в рамке на стр. 84. Назовите ключевые слова. Какие сокращения вводятся для них? В какой из частей правила содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? Правильно, молодцы! 3. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. Давайте посмотрим, как оформляются на письме предложения с прямой речью. Вернитесь снова к упр.83. Как выделена прямая речь? Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? Какой еще знак «сигнализирует», предупреждает, что дальше идет прямая речь. Итак, сравним свой вывод с авторским. Откройте 85 страницу. Прочитайте правило. О чем еще, не отмеченном вами, здесь говорится? В конце предложений с прямой речью ставится точка, вопросительный, восклицательный знак, многоточие. Как вы думаете, от чего зависит выбор знака? Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли занимают одинаковое положение? Прямая речь может стоять после или до слов автора. Прочитайте правило на стр. 88. Что нового узнали? Правильно, после прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак. А после любого из этих знаков – тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы. Вижу, уже устали, давайте немножко отдохнем. Физкультминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. 2 раза |
«Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне». А.С.Пушкин Один ученик читает Одно Царю Салтану Золотой рыбке Царице Дети читают. Ответы детей. Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи. Из слов автора и прямой речи. Буква А-слова автора и П-прямая речь. Во второй Жирный шрифт, кавычки. Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы прямой речи. Двоеточие. О знаках в конце прямой речи. От содержания прямой речи, цели высказывания, интонации. В конце прямой речи. Нет, точка стоит после последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками. Ответы детей. Выполняют физкультминутку. |
Наглядный – демонстрация ИКТ, словесный – беседа, рассказ, практический - упражнения, фронтальная, индивидуальная |
4. Практический |
Закрепить у детей знания и умения по данной теме, Выработать умения оперировать ранее полученными знаниями, выполнять упражнения, использование разнообразных форм закрепления знаний. |
Давайте закрепим наши знания. Найдите в учебнике упр. 85. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Вам нужно списать предложения и поставить знаки препинания. Кроме этого, не забудьте после каждого предложения сделать ей схему. Давайте первое предложение выполним вместе. Кто прочитает 1 предложение? Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным». Как вы понимаете данное предложение? Смысл такой, что врать, обманывать нельзя. Правду все равно когда-нибудь узнают. Давайте найдем слова автора и прямую речь. Где слова автора? Где прямая речь? Как оформим это предложение на письме? Какая будет схема? Кто нарисует схему на доске? Молодцы! Остальное выполняем самостоятельно в своих тетрадях. Кто напишет на доске схему 2 предложения? 3,4,5 предложений? У вас на партах лежат листы с изображением лесенки. Если вам было сложно оформлять предложения с прямой речью на письме поставьте + на первой ступени, если встретились некоторые трудности, то на второй, если все было понятно и с заданием вы справились, поставьте + на третьей ступени. Кто поставил + на третью ступень? Молодцы! Кто поставил на 2? Нужно еще немного потренироваться. А кто поставил на 1 ступень не расстраивайтесь, у вас обязательно все получится, главное, не бойтесь ошибаться. Сейчас посмотрите все на экран, вы видите схему. Сейчас каждый из вас должен придумать предложение с прямой речью по данной схеме. А: «П?» на доске Молодцы! Теперь найдите упр.90. Вам нужно правильно поставить знаки препинания и составить схему. Будем читать по цепочке, начинаем с 1 ряда. 1) «П», - а. 2) «П!» - а. 3) «П?» - а. 1 предложение - «П!» - а. 2 предложение - «П», - а. «П!» - а. 3 предложение - «П?» - а. 4 предложение – А: «П!» 5 предложение – «П», - а. 6 предложение – «П?» - а. Я хочу проверить, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. У вас на партах лежат карточки, вам нужно выполнить тест по теме «Предложения с прямой речью». Выполняем в парах. 1. Прямая речь в предложении передает: А) примерный смысл сказанного Б) дословно то, что было сказано В) искаженный смысл сказанного 2. Первое слово прямой речи пишется: А) с большой буквы всегда Б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения 3. Прямая речь заключается: А) в скобки Б) в кавычки В) в квадратные скобки 4. Если сначала стоят слова автора, то после них: А) ставится тире Б) ставится двоеточие В) ставится запятая 5. Отметь предложение с прямой речью, составь схему: А) Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на вопрос, а только сильно надул щеки. ____________ Б) Чечевицын поднял глаза на Катю и сказал: «Когда стадо бизонов бежит через пампасы (степи), то дрожит земля». _______ В) Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него и сказала в раздумье, что вчера у них готовили чечевицу. ____________ 6. Найдите в схемах предложений ошибку: А) А: «П!» Б) «П?» - а. В) А – «П» Ответы: 1. б 2. а 3. б 4. б 5. б 6. в |
Открывают учебники, читают задание. Один ученик читает Ответы детей Я услышал, как мама сказала кому-то в коридоре: «Тайное всегда становится явным» А: «П». Выполняют самостоятельно упражнение. Пишут на доске схему каждого предложения. Выполняют тесты в парах. |
Словесный – беседа, рассказ, наглядный – демонстрация ИКТ, практический - упражнения, фронтальная, индивидуальная, парная – выполнение теста в парах. |
5. Рефлексивно-оценочный 9.26-9.30 Дом. задание Итог урока Рефлексия Итог работы класса |
Проанализировать деятельность учащихся на уроке Дать анализ и оценку успешно сти достижения цели |
Запишите домашнее задание: стр. 86, упр.86. Наш урок подходит к концу, давайте сделаем небольшой вывод. С какой темой вы сегодня познакомились? Решили ли мы те задачи, которые мы ставили перед собой в самом начале урока? Что было сложно? Что было особенно интересно? За что можете себя похвалить? Если вы считаете, что вы на уроке работали активно и поняли тему поднимите большой палец вверх, если были трудности, и на уроке вы работали не активно – опустите палец вниз . Вы все сегодня очень хорошо поработали, и я думаю, что мы закончим урок с хорошим настроением. |
Записывают домашнее задание, выполняют рефлексию. |
Словесный – беседа, фронтальная, индивидуальная |
Тест по теме «Предложения с прямой речью». 1. Прямая речь в предложении передает: А) примерный смысл сказанного Б) дословно то, что было сказано В) искаженный смысл сказанного 2. Первое слово прямой речи пишется: А) с большой буквы всегда Б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения 3. Прямая речь заключается: А) в скобки Б) в кавычки В) в квадратные скобки 4. Если сначала стоят слова автора, то после них: А) ставится тире Б) ставится двоеточие В) ставится запятая 5. Отметь предложение с прямой речью, составь схему: А) Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на вопрос, а только сильно надул щеки. _____________ Б) Чечевицын поднял глаза на Катю и сказал: «Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля». ___________ В) Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него и сказала в раздумье, что вчера у них готовили чечевицу. ____________ 6. Найдите в схемах предложений ошибку: А) А: «П!» Б) «П?» - а. В) А – «П» |
Тест по теме «Предложения с прямой речью». 1. Прямая речь в предложении передает: А) примерный смысл сказанного Б) дословно то, что было сказано В) искаженный смысл сказанного 2. Первое слово прямой речи пишется: А) с большой буквы всегда Б) с большой буквы, если прямая речь стоит в начале предложения 3. Прямая речь заключается: А) в скобки Б) в кавычки В) в квадратные скобки 4. Если сначала стоят слова автора, то после них: А) ставится тире Б) ставится двоеточие В) ставится запятая 5. Отметь предложение с прямой речью, составь схему: А) Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на вопрос, а только сильно надул щеки. Б) Чечевицын поднял глаза на Катю и сказал: «Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля». В) Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него и сказала в раздумье, что вчера у них готовили чечевицу. 6. Найдите в схемах предложений ошибку: А) А: «П!» Б) «П?» - а. В) А – «П» |