Из опыта организации и реализации творческих проектов учащихся
Зуев Евгений Владимирович,
учитель истории и обществознания,
МАОУ «Лицей № 8» города Перми
Из опыта организации и реализации творческих проектов учащихся
Достижения в области информационных технологий приводят к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно учиться: ставить учебные цели, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, задача школы - формирование умения учиться.
Современные люди погружены в среду визуальной культуры. Важно искать новые способы формирования уважительного отношения к своей малой Родине в образовательном процессе в школе с учетом новых информационных реалий и тех возможностей, которые они предоставляют. Одним из таких способов и средств и является продукты мультимедиа, в том числе видеоролик.
В конце 1 четверти 2017-2018 учебного года учащимся моего класса было предложено создать комплект своих фотографий на фоне знаменитых памятников города Перми. Причем главным условием было то, что на фотографиях должна быть команда в полном составе.
Цель: создание видеоролика и получение знаний о памятниках города Перми
Метапредметные цели:
развитие умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
развитие умения самостоятельного поиска информации;
развитие умения самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
умение проектировать процесс (изделие);
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов);
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
Личностные цели:
Способствовать формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
Способствовать формированию эстетического вкуса;
Способствовать формированию умению взаимодействия в коллективе.
Класс был разделен на 4 команды по 6 человек. Родителям учащихся своего класса было предложено оказать посильную помощь.
За осенние каникулы ребята сделали эти фотографии. На первой встрече (в начале 2 четверти) ребятам было предложено создать любой продукт (видеоролик, коллаж, презентацию и др.)
Модель реализации мультимедиа проектов
Этап проекта | Программные средства | Результат деятельности | Формируемые компетенции |
Организационно-установочный этап | MS Word MS Publisher MS Ехсеl | Определение направления, разработка плана действий | 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Учебно-познавательные компетенции 3. Информационные компетенции. 4. Компетенции личностного самосовершенствования. |
Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта, организация работы | MS Word MS Publisher MS Ехсеl | Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта) | |
Работа над проектом. | InternetExplorer, PageMaker, MS FrontPage редакторы | Создание комплекта фотографий, отбор самых удачный и их компоновка, | 1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции. 3. Учебно-познавательные компетенции. 4. Информационные компетенции. 5. Коммуникативные компетенции. 6. Социально-трудовые компетенции. 7. Компетенции личностного самосовершенствования. |
Подведение итогов, оформление результатов. | InternetExplorer PageMaker, MSFrontPage Графические, аудиовидеоредакторы | создание продуктов мультимедиа (презентаций, видеороликов) | |
Презентация проекта. | | Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение сертификатов | |
Рефлексия результатов проекта | MS Рaint, MSWord | Заполнение шаблонов рефлексии |
На этапе рефлексии были выявлены целый ряд проблем. Для их решения необходимо разработать методику создания видеороликов.
.
Рис. 1. Этапы создания учебного интерактивного кеинг-видео.
Опишем подробнее каждый этап нашей работы.
1 этап. Постановка образовательных цели и задач.
Цель и задачи создаваемого образовательного продукта определяются конкретной педагогической ситуацией.
2 этап. Написать сценарий.
А. Идея. Изложение замысла фильма: формирование содержания в одном предложении (примерно 20-25 слов). Это краткое изложение смысла создаваемого фильма.
Б. Структура сценария. Составление структуры сценария: разбивание идеи на сюжетные точки.
В. Доводка сценария. Редактирование текста. Проработка написанного сценария. На данном этапе убеждаемся, что результат соответствует первоначальному замыслу; проверка логики повествования; исправление языковых недочетов. После этого демонстрация сценария рецензенту – мнение со стороны всегда более объективно. В зависимости от цели конечного продукта (видеоряд) продумывается композиция, ракурсы съемки, одежда (отличные от фона цвета), элементы композиции кадров, подбираются фоновая музыка, пакеты вспомогательных анимационных элементов (футажей) и т.д.
3 этап. Оборудовать съемочную площадку.
А. Экран (Зеленый фон). Экран лучше выбрать зеленого цвета, оттенок роли не играет.
Б. Освещение. Освещение - важнейшее условие качественной съемки. Если снимаете в помещении, используйте мощный осветительный прибор. Свет не должен быть прямым, только отраженным, поэтому направляйте свет на потолок или противоположную от объекта съемки стену (при условии, что стена светлая). Освещение экрана должно быть ровным, без теней.
В. Видеооборудование. Видеокамера (или фотоаппарат) видео в HD разрешении (1280 х 720 пикселей). Штатив для съемки, видео должно быть стабильным и без тряски. От вышеперечисленных качеств очень сильно зависит время обработки и монтажа кадров.
4 этап. Обработка и монтаж видеоряда.
5 этап. Создание и внедрение интерактивных элементов управления.
6этап. Сохранение видеоряда в видеоформате.
Для создания видеофайла выполняем обычные действия - идём во вкладку меню Файл --> Создать и опубликовать (File --> Produce and share), либо нажать на кнопку в сервис-панели. После чего открывается окно мастера создания фильма (Production Wizard), где мы выбираем раздел "Пользовательские настройки проекта" (Custom production settings).
Жмём "Далее", где выбираем MP4/FLV/SWF - вывод Flash (MP4/FLV/SWF - Flash outputs). В следующем окне выбираем формат видео SWF - это главное, остальные настройки по вкусу, в следующем окне мастера - определимся, будем ли использовать водяной знак, а также в разделе HTML, при установке галочки у строки "Вложить видео в HTML" программа создаст файл с HTML-кодом для публикации видео на сайте.
В последнем окне выбираем название ролика, также, для удобства следует проставить галку у "Упорядочить созданные файлы во вложенных папках", чтобы потом не искать файлы по всей папке. Жмём Готово. Через некоторое время программа создаст готовое видео, которое будет находится в папке C:\Users\ИмяПользователя\Documents\Camtasia Studio\НазваниеВидео.
Файл самого видео - это НазваниеВидео.swf, а файл, с помощью которого можно предварительно посмотреть воспроизведение видео на сайте, будет называться НазваниеВидео.html, для просмотра видео в браузере надо лишь дважды кликнуть по этому файлу.
Сегодняшним школьникам предлагается освоить (подразумеваем «выучить») такой огромный объём знаний, знаний, накопленных веками, что рассчитывать на абсолютный успех в этом деле просто не приходится. На мой взгляд, гораздо важнее научить их работать с информацией и уметь представить результаты свой работы, используя современные средства информационных технологий и свои умения овладевать новыми знаниями самостоятельно.
Таким образом, важно использовать видеоролик как средство обучения и воспитания. Он полезен в привлечении обучающихся к истории родного края. Видеоролик является эффективным и запоминающимся средством обучения, формирует у учеников многогранное представление о предмете изучения и помогает полноценно погрузиться в образовательный процесс. Видеоролик как дидактическое средство оказывает сильный обучающий эффект, т.к. одновременно обеспечивает как образное восприятие изучаемого материала, так и его наглядную конкретизацию в наиболее доступной форме для восприятия и запоминания. Как и любое другое аудиовизуальное средство, видеоролик обладает рядом полезных особенностей. Например: он имеет высокую информационную насыщенность, рационально преподносит учебную информацию, показом изучаемых явлений в динамике и развитии.
Использование видеороликов на уроках с использованием краеведческого материала поможет повысить интерес и приобщить к чтению дополнительной литературы. Видеоролик способствует популяризации знаний у учащихся школ, чего пытаются добиться многие учителя по разным предметам и что является необходимым условием гармоничного развития личности ребёнка.
Список литературы
Буймов А.С., Антонов П.Ю. СОЗДАНИЕ УЧЕБНОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ВИДЕО В ТЕХНОЛОГИИ СHROMAKEY // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 2.;