12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белянина Алёна Геннадьевна29
Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск
2

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

А.Г. Белянина,

учитель физики

МБОУ «СОШ №8 имени Бусыгина М.И.», г. Усть-Илимск

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Современный этап развития общества связан с осознанием необходимости смены образовательной парадигмы, так как быстро меняющаяся жизнь требует от выпускников школы не только определенного уровня знаний, определенного объема информации, но и умения, не боясь новизны, быстро адаптироваться и принимать нестандартные решения, используя свой творческий потенциал.

В ближайшее время в России будет принята Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленная на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Современное состояние образовательного процесса в России, испытывающего на себе разноплановые воздействия общественного реформирования, выявляет всё новые проблемы в образовании будущего поколения россиян. Ключевой характеристикой современного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих идей, готовности к переобучению. По словам Президента РФ Медведева ДА, Программа развития российской школы должна включать в себя пять основных направлений. Одним из важных направлений является система поддержки талантливых детей, в которой наряду с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Как известно, сегодня на рынке образовательных услуг все более востребованными становятся творческие личности, умеющие самостоятельно принимать решения, гибко реагировать на изменения окружающей действительности, способные самостоятельно добывать знания и на их основе порождать новые.

В связи с этим, одной из важнейших задач является максимальное развитие творческих задатков, возможностей творческого потенциала человека. Эту задачу невозможно решить в рамках информационно-трансляционного обучения, необходим переход к поисково-творческим технологиям, которые предполагают использование инновационных моделей обучения, обеспечивающих выполнение учеником творческой учебно-познавательной деятельности.

Поэтому нами в процессе обучения достаточно широко используется учебно-исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческой личности.

Учебно-исследовательская работа является одной из перспективных форм активизации и восприятия и углубленного изучения сложных учебных проблем и вопросов в области избранной темы.

Система учебно-исследовательской работы учащихся является одним из важнейших средств повышения качества образования через освоение учащимися в процессе обучения методов, приемов и навыков выполнения исследовательских работ, развитие самостоятельности, инициативы в учебе и в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Исследовательская работа позволяет реализовывать индивидуальный подход в обучении и воспитании учащихся.

Учебно-исследовательская деятельность способствует формированию субъект-субъектных отношений между учителем и учащимися. Сотрудничество в познании, где происходит овладение опытом человечества, Л.С. Выготский считал важнейшим актом
трансформации исторически сложившихся общественных образований в онтогенетическое развитие. Он видел логику перехода общественных образований в индивидуальный опыт ребёнка именно в том, что познание наиболее сложных форм вначале совершается в
сотрудничестве, в решении со взрослыми, где можно видеть зону ближайшего развития, и лишь затем это новое образование входит в фонд актуального развития ребёнка. Учитель выступает как равноправный участник процесса добывания, обработки, анализа и
представления школьниками знаний
приобретения ими исследовательских умений и навыков.

Физика является наиболее фундаментальной наукой о природе. Поэтому необходимо прививать учащимся интерес к изучению физики и посредством содержания учебной дисциплины развивать исследовательские и творческие способности учащихся. Одним из направлений развития творческого потенциала учащихся является учебная исследовательская деятельность школьников.

Важным элементом её качественной и эффективной организации является поддержка юного исследователя со стороны педагогов (учителей - предметников и классного руководителя), администрации школы и родителей, а также взаимодействие с представителями других социальных сфер.

Идея исследования должна «созреть» в головах учащихся, они должны осознать необходимость такого вида деятельности - тогда результат будет получен с большим эмоциональным откликом.

Учебное исследование учащихся организуется поэтапно. Нами разработан дневник юного исследователя и справочник исследователя, в которых содержится алгоритм выполнения исследовательской работы на каждом его этапе. Ученик самостоятельно проводит исследование и делает необходимые записи в дневнике. Учитель проверяет готовый продукт и вносит необходимые поправки.

Результаты учебно-исследовательской работы учащиеся представляют на городских и региональных научно-практических конференциях, участвуют в соревнованиях молодых исследователей «Шаг в будущее».

Подготовка докладов к конференции помогает ученику развивать в себе определенный взгляд на науку, часто помогает ему в дальнейшем личностном и профессиональном самоопределении.

Проводимая учебно-исследовательская работа с учащимися позволила получить следующие результаты:

-увеличилось число учащихся, проявляющих интерес к исследовательской работе по физике;

-имеет место повышение учебной мотивации учащихся к изучению предмета, увеличивается количество учащихся, желающих посещать занятия предметно- ориентированных элективных курсов, индивидуальных консультаций;

-повысилось число учащихся, обучающихся на 4 и 5 по предмету;

-ежегодно учащиеся занимают призовые места на городских и региональных научно-практических конференциях, в соревнованиях молодых исследователей «Шаг в будущее» в Сибирском Федеральном округе;

-успешное участие детей в заочном Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели - вооружению обучающихся, знаниями, навыками, к их развитию и воспитанию. Вот почему перед учителями школы возникает ответственная психолого-

педагогическая задача формирования ученика как активного субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность. Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений по их формированию. При этом образец выполнения этих действий должен демонстрировать сам учитель. Это в свою очередь означает для педагога необходимость усиления диалогичности обучения, специ­альной организации педагогического общения, создания для учащихся условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательном процессе вообще и в ходе учебно-исследовательской деятельности, в частности.

Литература

Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение. 1983. - 160 с.

Лернер ИЛ. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей / Под ред. Микулинского С.Р.- М., 1969.

Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 2001.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.