Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся начальных классов.Из опыта работы
Сегодня мы понимаем, что умения и навыки исследовательского характера жизненно необходимы каждому современному человеку в любой сфере деятельности. А обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей и для начальной школы.
Проведение учебных исследований и проектов с младшими школьниками –это особое направление в работе учителя. Оно тесно связано с основным учебным процессом, ориентировано на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Важно то, что в этой работе меняется роль учителя. Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Если учитель сможет увлечь детей, показать значимость их деятельности, то у ребят раскрываются способности, познавательная потребность со временем станет основой его успешного обучения в школе.
Необходимо понимать и отличия исследования от проекта. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. А проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.
Метод проектов приобрел особую популярность, так как ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый ученик вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, становится более самостоятельным и ответственным. Тема работы для ученика должна быть интересна, оригинальна, должна увлекать. Работа над темой должна принести реальную пользу. Выбирая тему необходимо учитывать: возможный уровень решения проблемы, желания ребенка, класса, возможности исследовательской базы. Я придерживаюсь следующей технологии организации исследовательской деятельности :
Подготовительная стадия.
1 этап. Определение участников и темы исследования, проекта. Отбор литературы.
2 этап. Утверждение темы исследования, проекта. Закрепление консультантов.
Основная стадия.
3 этап. Сбор и обработка материала. Корректировка задач проекта.
4 этап. Независимая экспертиза результатов исследования.
Завершающая стадия.
5 этап. Представление результатов исследования, проекта.
6 этап. Подведение итогов. Выявление лучших работ.
Приступая к организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. И поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо пока не угас интерес. Успешность во многом зависит от правильно спланированной работы. Цель работы над проектами в начальной школе - развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. В работе использую разные виды проектов.
Практико-ориентированный проект. Он нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, села и т.д. (рисунок, поделка, пособие и т.д.);
Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов (исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования);
Информационный проект. Он направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории;
Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.);
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей (деловые ролевые игры).
В своей работе я чаще использую краткосрочные групповые или индивидуальные проекты. Так в этом учебном году были выполнены проекты по темам: «Моя родословная», «Моё любимое дерево», «Красная книга Краснодарского края». Исследовательский семейный проект «Чудесное превращение яйца в цыплёнка» занял 2 место в краевом конкурсе «Семейные экологические проекты» в номинации «Малыши и взрослые». Исследовательский проект Назаренко Татьяны по теме «Исследование динамики роста и развития болотной(европейской) черепахи в домашних условиях» занял 1 место в конкурсе учебно-исследовательских проектов школьников «Эврика. Юниор» на муниципальном уровне.
Во внеурочной деятельности, на занятиях кружка учащиеся выполняли мини-проекты по темам «Занимательные задачки», «Математические ребусы и шарады», «Фигуры из танграма ».
Работа над проектами сплачивает не только детский коллектив, но и родителей. Они тоже включаются в работу, больше общаются с ребятами, лучше узнают интересы друг друга и переносят это своё положительное общение за рамки проекта в обыденную жизнь. Я нахожусь в самом начале пути реализации метода проектов в своей педагогической деятельности.Думаю, что впереди еще много кропотливой работы по усовершенствованию проектной деятельности учащихся.