Из опыта подготовки обучающихся к ОГЭ в условиях сельского лицея

0
0
Материал опубликован 5 November 2020

ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОГЭ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ


Ежегодно число учащихся, сдающих ОГЭ по английскому языку в 9 классе стремительно увеличивается. Но чтобы успешно пройти это испытание необходима серьезная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. 

Рассмотрим алгоритм подготовки к экзамену. В начале учебного года ученику и учителю необходимо составить план подготовки, в котором будут обозначены этапы работы ученика, контрольные точки изучения материала. Здесь же будут отмечаться все успехи и трудности, с которыми сталкивается ученик. Выпускник будет понимать, на какой стадии подготовки к ОГЭ он находится, а также оценивать степень освоения изученного материала на каждом пройденном этапе.

Для эффективной организации подготовки необходимо проводить еженедельный скрининг результатов выполнения тестов на основе заданий из банка ФИПИ. Для удобства проверки обучающимся рекомендуется завести комплект тетрадей (для каждого вида речевой деятельности). Например, тетрадь для лексико-грамматических упражнений, тетрадь для написания писем, тетрадь для подготовки к монологическим высказываниям. С начала учебного года необходим постоянный контроль учителя за качеством выполнения домашних заданий по подготовке к ОГЭ.

Четкая организация подготовки к экзамену не только дисциплинирует ученика, но и экономит время всех участников процесса подготовки к ОГЭ.

Важную роль играет психологическая готовность ученика к ОГЭ. Уверенность учащегося несомненно подкрепляют успехи в изучении предмета. А для того, чтобы исключить стресс, связанный с непривычной средой при прохождении экзамена, нужно его также к этому готовить. В большей степени это относится к устной части экзамена. Так, полезно тренировать учащихся строить монологические высказывания в шумных местах: многим детям внешний шум мешает сосредоточиться, вследствие чего они допускают ошибки, а на экзамене в аудитории будут сдавать устный экзамен сразу несколько человек. Важно уделить время тому, чтобы приучить учеников сдавать устную часть на компьютере, и развивать чувство времени, так как отсчет времени на экране также нервирует многих экзаменующихся. Таким образом, условия сдачи экзамена уже будут более привычны, что добавит ученику уверенности в себе.

Рекомендации по работе с материалами сайта ФИПИ. Содержание экзаменационной работы соответствует Стандарту основного общего образования по иностранному языку и Примерной программе по иностранным языкам. Экзамен состоит из двух частей – письменной и устной. В письменную часть включены четыре раздела: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо (написание личного письма). Аудирование.

Задание 1. Выполните с учениками подготовительное упражнение. Перед прослушиванием попросите просмотреть задание, определить место действия диалога и выписать к каждому месту ключевые слова-подсказки. Во время аудирования необходимо обращать внимание учеников на общий смысл прослушанного. При этом обратите внимание учащихся, что нужно понимать общий смысл текста, игнорировать неизвестные слова.

Задания 2, 3. Внимательно прочитайте задание, выделите ключевые слова. Во время прослушивания особое внимание обращайте на слова, которые повторяются в тексте с целью отвлечения внимания слушающего (дистракторы).

Чтение.

При работе с текстами также необходимо ориентировать учеников на понимание общего смысла. Уделяйте внимание работе со словами, близкими по смыслу. Поиск похожих слов в тексте и ответах может привести к ошибке.

Говорение.

Задание 1. Чтение вслух.

Для успешной подготовки необходимо повторить правила чтения, названия дат, географические названия. Следует обратить внимание учащихся на паузы, правильную интонацию (нисходящая интонация в повествовательном предложении). Если ученик плохо справляется с заданием, просите его на уроках читать вслух тексты, желательно, научно-популярного жанра. В качестве домашнего задания предложите ученикам записывать свои ответы, прослушивая их и выявляя ошибки в своей речи.

Задание 2. Ответы на вопросы.

Более сильным ученикам предлагайте использовать дополнительную лексику, чтобы разнообразить ответы. (Темы, которые должен знать выпускник, можно найти в кодификаторе).

Объясните ученикам, что если внимательно слушать вопрос, то в ответе они смогут использовать слова из задания. Это же правило поможет не запутаться в грамматике. На уроках предлагайте всем ученикам дать ответ на вопрос, а затем выбирайте вместе лучший.

Задание 3. Монолог.

Для монолога правильной тактикой будет выбрать стандартное вступление и заключение, так ученик будет чувствовал себя увереннее. Ученикам рекомендуется выучить 5–10 фраз-клише для разных ситуаций. Тренируйте учащихся произносить не менее 12–14 фраз. На экзамене в ситуации стресса количество фраз в монологе может сократиться. Примерно за 2 месяца до экзамена проверьте, понимает ли учащийся основную мысль тем, может ли ответить на все вопросы заданий на сайте ФИПИ.

Языковой материал. В любом тексте обращать внимание учащихся на словообразование. Удобно вести словари, в которых будут цепочки однокоренных слов Не желательно учить грамматические правила без опоры на текст. Лучше, прорешать упражнение и объяснить ученику его ошибки. Для закрепления материала можно дать несколько упражнений. Единственное, что должно быть выучено заранее- таблица неправильных глаголов.

Письмо.

Чтобы научиться быстрее писать письма, учащимся лучше всего выучить шаблон личного письма и писать по 2-3 письма еженедельно. Чтобы избежать ошибок, научите учащихся грамотно отвечать на вопросы (для этого можно использовать банк заданий ФИПИ). Каждый ученик должен иметь в тетради справочный материал, где можно найти фразы-клише, слова- связки и т.п.

С учащимися, которые на пробных экзаменах получают менее 40 баллов не следует использовать дополнительный материал, лучше ограничиться банком заданий ФИПИ. Так у ваших учеников будет возможность получить более высокий балл за задания, которые они проработали во время подготовки к экзамену.

Научите учащихся проводить самостоятельную диагностику своих ответов по шкале ФИПИ. Метод самооценки необходимо применять с первых дней занятий по подготовке к сдаче ОГЭ. Познакомившись с шкалой оценивания разных заданий учащиеся будут стараться соответствовать всем требуемым критериям и адекватно оценивать свои силы, что, будет способствовать их успешной сдаче ОГЭ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Мишин А. В. Английский язык. Основной государственный экзамен. Устная часть : учеб, пособие для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / А. В. Мишин. - М. : Просвещение, 2020. - 36 с.

2. Фоменко Е.А., Долгопольская И.Б., Черникова Н.В. Английский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2020. Все типы заданий за курс основной школы: учебно-методическое пособие / Под ред. Е.А.Фоменко. – Ростов н/Д: Легион, 2020. – 256с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.